Карл Ясперс
Феноменологическое направление исследования в
психопатологии
При исследовании душевнобольных принято различать
объективные и субъективные симптомы. Объективные симптомы — это все
процессы, выступающие в чувственно воспринимаемом проявлении:
рефлексы, поддающиеся регистрации движения, поддающееся
фотографированию выражение лица, моторное возбуждение, речевые
выражения, письменная продукция, поступки, образ жизни и т. д., кроме
того, к объективным симптомам относятся все поддающиеся измерению
функции, такие как работоспособность, усвоение навыков, способности
памяти и т. д. Наконец, к объективным симптомам обычно принято
причислять еще бредовые идеи, обманы памяти и т. п., одним словом,
рациональное содержание речевой продукции, которые мы хотя и не
воспринимаем чувственно, а можем только понять, но которое мы, без
помощи какого-либо внутреннего погружения в сферу психического,
понимаем просто посредством мышления, т. е. рационально.
В то время как все объективные симптомы каждый, кто имеет
способность к чувственному восприятию и логическому мышлению,
демонстрирует непосредственно и они могут быть убедительно
представлены в своем действительном существовании, субъективные
симптомы, если их хотят понять, указывают на нечто такое, что обычно и
принято называть субъективным, в отличие от чувственного восприятия и
логического мышления: они не могут быть отмечены органами чувств, но
могут быть охвачены лишь посредством погружения в психику другого
человека, посредством вчувствования, они могут быть доведены до
внутреннего созерцания (наглядности) только посредством сопереживания,
а не посредством мышления. Субъективными симптомами являются все
эмоциональные движения и внутренние процессы, которые мы предполагаем
непосредственно охватить в чувственном проявлении, которое таким
именно образом находит свое “выражение”, т. е. такие процессы как
страх, печаль, радость. Кроме того, субъективными симптомами являются
все психические переживания и феномены, которые нам описывают больные
и которые будут доступны нам только опосредствованно через их суждение
и их изображение. Наконец, субъективными симптомами являются
психические процессы, которые раскрываются, истолковываются из
фрагментов двух предыдущих данных, поступков, образа жизни и т.д.
С различением объективных и субъективных симптомов обычно
всегда связывается весьма категоричная противоположная, оценка. Только
объективные симптомы являются надежными, только с нищи возможно по
научному что-либо начинать, в то время как субъективные симптомы, хотя
они часто еще используются для предварительной ориентировки, будут
считаться исключительно ненадежными в своем определении и бесплодными
в отношении дальнейших научных исследований. Существует необходимость
строить учение о душевных заболеваниях только на основе объективных
симптомов, а идеалом является полное устранение всех субъективных
симптомов Этот взгляд равным образом в психологии, как и в психиатрии,
находит своих более или менее последовательных сторонников.
Объективная психология противопоставляется субъективной психологии.
Первая стремиться оперировать только объективными данными и ведет но
своим последствиям к психологии без психического, последняя же,
никогда, впрочем, не отрицавшая подобного рода ценность первой,
основывается на "самонаблюдении, субъективном анализе, на определении
видов существования психического, своеобразия феноменов, и придает
таковым исследованиям ценность уже тогда, когда они были сделаны без
всяких объективных опорных пунктов. Примеры объективной психологии
составляют большую главу в учении о чувственном восприятии, оценках
памяти и исследовании кривых работоспособности с их компонентами. Мы
берем последнее в качестве примера, чтобы этим самым уяснить себе, что
эти исследования планомерно ведут к устранению психического. При этом
исследуется не чувство утомления (усталость), а объективно утомление.
Все понятия, такие как утомляемость, восстановление сил, способность к
приобретению навыков, закрепление навыков, влияние перерыва и т. д.
относятся к объективно измеримым функциям, причем совершенно
безразлично, идет ли речь о машине или о лишенном души живом
организме, или о человеке, наделенном психикой. Правда, такие
объективные исследования затем вторично — конечно, с полным правом —
привлекают субъективные психические феномены для толкования или
сравнения с объективными функциями. Далее будет использоваться
субъективная психология, о которой должна идти речь в этой статье.
Сейчас нет никакого сомнения, что объективная психология дает более
убедительные, более надежные, легче усваиваемые для каждого человека
результаты, чем субъективная. Однако различие относительно уровня
(высоты) надежности является различием лишь по степени, а относительно
характера надежности, пожалуй, принципиальным. Ибо субъективная
психология приводит всегда к окончательному достижению понятия и
мнений во внутреннем представлении и наглядности психического, в то
время как объективная психология имеет своим конечным достижением
никем не оспариваемые чувственные восприятия, цифры, кривые или
традиционное содержание.
Чего же добивается теперь оскорбленная субъективная
психология^ В то время как объективная психология посредством как
можно большего исключения психического превращается почти или
полностью в физиологию,
она стремится сделать предметом своего изучения именно
самое психическую жизнь. Вообще говоря, она задается воп-росом - от
чего зависит психическое переживание, каково его след-ствие, какие
связи следует в нем понять? Ответы на эти вопросы и являются
собственно ее целью познания. Но при всяком отдельном вопросе она
оказывается перед необходимостью быть ясной самой по себе и сделать
понятным для других, какое именно определенное психическое переживание
она полагает. Ибо она предстает перед необозримым многообразием
психических феноменов, которые она вообще не в состоянии изучить, но
отдельные из них она изучить может Таким образом, прежде чем она
займется собственно своей работой ока должна представить и уяснить
себе, какие психические феномены она предполагает, с какими феноменами
нельзя смешивать данные, с какими они имеют сходство и т. д. Между тем
как эта предварительная работа по предположению, разъясняющему
отграничению и понятному порядку психических феноменов будет
осуществляться самостоятельно (отдельно, независимо), этим самым
возникает феноменология. То, что эта предварительная работа временами
становится самоцелью, основывается на том, что она является трудной и
обширной. Поскольку такое самостоятельное, планомерное исследование не
проводится, феноменологическая предварительная работа всегда
ограничивается не связанными между собой, случайными, заготовленными
для этой цели рассуждениями, в которых хотя и можно обнаружить
некоторые удачные подходы, но на которых исследование не может
останавливаться.
В рамках психологического исследования Э.Гуссерль сделал
решающий шаг к планомерной феноменологии, после того как ему
подготовили почву Брентано и его школа и Т.Липпс. Для психопатологии
существует целый ряд подходов (дополнений) к феноменологии. Я также
прилагал усилия в этом же направлении. Но общепризнанным направлением
исследования, которое бы выполнило планомерную предварительную работу
для задач собственно психопатологии, они пока еще не стали.
Так как здесь имеется действительно много плодотворных
задач, над которыми может работать каждый, то программное изложение
цели и метода нам кажется уместным.