Index | Анастасия Шульгина | Littera scripta manet | Contact |
Если вы попытаетесь вспомнить свое раннее детство. Вас постигнет
разочарование. Ваши более и менее осознанные воспоминания с небольшим
количеством пробелов обратятся, может быть, к пятому или шестому году
жизни. Вы сможете вспомнить свои школьные годы, возможно даже дом, где
вы жили в 5-6 лет, имена братьев и сестер и даты, даже переезд из
одного дома в другой или какой-то необычный случай. На этом, как
правило, список иссякает. События, о которых мы хотим вспомнить,
играют очень важную роль в формировании характера, касаются самых
интимных переживаний в нашей жизни. Это тот опыт, который каждый
хранит как сокровенное и не допускает к нему никого, кроме самого
себя. Для того, чтобы получить доступ к этой информации необходимо
исследовать самого себя. Тем не менее, даже если мы подойдем к этому
делу с максимальной заинтересованностью и вниманием, и будем предельно
откровенны, результаты, все равно, будут очень скудными. И нам не
удастся пролить свет на ранние годы нашей жизни и собрать непрерывную
цепочку воспоминаний этого периода.
Здесь мы сталкиваемся с набором крайне противоречивых
фактов. С одной стороны, из наших наблюдений за маленькими детьми и
рассказов родственников о нашем детстве, мы знаем, что поведение
ребенка на этой стадии развития осмысленно и активно; он выражает свое
отношение к происходящему, во многих отношениях проявляет себя как
разумное существо. С другой стороны, этот период стерся из его памяти
или оставил о себе крайне скудные воспоминания. Согласно замечаниям
учителей и воспитателей детских садов, по истечении этого периода
времени человек вступает в жизнь в качестве полностью сформировавшейся
личности.
Первую попытку разрешения этого противоречия совершим
психоанализ. Психоаналитические исследования показали, что, мы ничего
не забываем, кроме того, что по той или иной причине не хотели бы
помнить, хотя эта причина обычно нам не известна. Исследуя проблемы в
воспоминаниях детства, психоанализ утверждает, что столь поразительный
феномен не имел бы места без серьезных на то оснований. Именно этот
мрак, окутывающий первые годы жизни, привели психоаналитиков к мысли,
что тут скрывается что-то важное. Психоаналитическая реконструкция
воспоминаний детства апеллирует к самой ранней поре младенчества, к
периоду, когда ребенок обладает только наследственными качествами,
присущими ему от рождения. То, что нам известно об этой стадии
развития, не впечатляет. Новорожденные дети во многом схожи с
детенышами животных, однако в некотором отношении находятся в менее
выгодном положении, чем молодые животные. Последние завися от своих
матерей в течение непродолжительного времени, самое большое, несколько
недель. После этого они превращаются в самостоятельных особей,
способных обходиться без посторонней помощи. С детьми дело обстоит
иначе. Ребенок в течение года находится в такой зависимости от матери,
что погиб бы в ту же минуту, когда мать перестала бы заботиться о нем.
Но даже по прошествии года младенчества до независимости еще далеко.
Ребенок не в состоянии добывать пищу и средства к существованию,
защититься от опасности. Как известно, на то, чтобы стать
самостоятельным ребенку необходимо пятнадцать лет, а то и больше.
Судьбу ребенка определяет его продолжительная зависимость
от взрослого, что также отличает людей от особей животного мира. Мать
играет в течение первого года самую важную роль в судьбе ребенка. Ее
нежная забота – единственная его защита и это ощущение остается на всю
жизнь. Ребенок чувствует себя в безопасности до тех пор, пока мать
находится рядом, и дитя беспокойством или возмущением демонстрирует
свою беспомощность, когда мать покидает его. Без матери он не смог бы
утолить свой голод; ее присутствие становится жизненно важным для
него.
Но отношения между матерью и младенцем вскоре приобретают
гораздо больший смысл, и уже не могут быть объяснены только
стремлением к самосохранению. Ребенок хочет видеть свою маму рядом с
собой и скучает без нее, даже если голод и опасность не угрожают ему.
Мы говорим, что ребенок любит свою мать. В ответ на ее нежную любовь и
заботу у него появляется привязанность к матери. Верно то, что эта
привязанность проистекает из инстинкта самосохранения, но она
постепенно становится независимой от этого инстинкта и
дифференцируется от него.
Нежные взаимоотношения между матерью и ребенком дают все
возможности для его безмятежного физического и психического развития.
И, конечно, ребенок был бы абсолютно счастлив, если бы мать занималась
только его кормлением и заботой о нем.
Но в этот момент внешний мир впервые вмешивается в их
отношения. Когда первый год жизни позади, выросший из младенчества
ребенок начинает понимать, что мать принадлежит не только ему. В
семье, в которой он является только маленькой и не самой важной
частью, есть и другие члены – отец, братья и сестры, о присутствии
которых он узнал только что, но которые не менее важны чем он сам. И
все они, разумеется, отстаивают права на обладание матерью.
Несложно понять, что маленький ребенок смотрит на своих
братьев и сестер как на врагов. Он ревнует к ним мать, и хотел бы,
чтобы их не было, так как они нарушают привычное и единственно
приемлемое для него положение вещей.
Есть все основания считать ревность маленьких детей
серьезным явлением. Она проистекает из тех же источников, что и
ревность взрослых, и причиняет ребенку столько же страдания, сколько
мы испытываем во взрослой жизни, когда в наши отношения с любимым
человеком вмешивается нежелательных конкурент. Различие заключается в
том, что ребенок более стеснен в своих действиях, чем взрослый, и
поэтому, единственным воплощением его эмоций является желание. Он
хотел бы, чтобы его «надоедливые» братья и сестры куда-нибудь
удалились, он желает им смерти. Для маленького ребенка, еще не
разобравшегося, что такое смерть, не существует разницы между смертью
человека и просто разлукой с ним.
Желание смерти братьев и сестер вполне естественно для
ребенка. Чем больше он дорожит своей матерью, тем сильнее это желание.
К тому же вначале ребенок совершенно прямолинеен в своих чувствах.
Эмоциональный внутренний конфликт возрастает, когда он понимает, что
мать по необъяснимой причине любящая этих «навязчивых» братьев и
сестер, требует, чтобы он расстался со своими враждебными чувствами и
делил с ними маму, и даже любил их. Здесь и начинаются все сложности
во взаимоотношениях детей внутри семьи. Наблюдая за детьми старшего
возраста, вы, возможно заметили, как часто выражение «братская любовь»
не находит своего отражения в
действительности, а лишь выражает чаяния родителей и как
далеки реальные отношения между детьми от тех, какими их хотели бы
видеть родители. Более того, это является убедительным доказательством
верности высказанного здесь положения о том, что братья и сестры не
испытывают такого острого чувства ревности, когда они меньше привязаны
к матери. В малообеспеченных семьях, где мать не может уделять детям
много сил и времени, изменения в ее взаимоотношениях с другими детьми,
связанные с рождением нового малыша, не так ощутимы. По этой причине
мы нередко замечаем, что в таких семьях больше любви и согласия во
взаимоотношениях между братьями и сестрами, чем в хорошо обеспеченных
семьях или семьях со средним достатком. В последнем случае каждый
ребенок рассматривает своих братьев и сестер как очевидных конкурентов
за материнскую ласку. Поэтому в такой семье главенствуют явные или
скрытые зависть, ненависть.
Однако сумятица чувств, испытываемых ребенком во
взаимоотношениях с братьями и сестрами, относительно безобидное
явление в сравнении с другим, более глубоким эмоциональным
противоречием. Братья и сестры соперничают не только из-за материнской
любви. В этой ситуации отец значит гораздо больше. Именно отец играет
двойную роль в жизни ребенка. Его ненавидят как соперника, который
закрепил за собой право обладания матерью, который уводит ее из дома,
общаться с ней как со своей собственностью и настаивает на общей
постели с ней. Но в то же время его любят и восхищаются им, потому что
всегда могут рассчитывать на его помощь, верят в его силу и могущество
и больше всего на свете хотят в будущем стать похожим на него. Здесь
перед мальчиком впервые встает необычная и вначале совершенно
неразрешимая проблема, заключающаяся в том, что чувства любви и
восхищения у него вызывает тот человек, которого он одновременно
ненавидит и которому желает смерти. Отношения с братьями и сестрами
осложнялись тем, что надо было подавить в себе враждебные чувства,
чтобы угодить матери. В отношении же к отцу в душе мальчика впервые
встречаются два противоречивых чувства. Я предлагаю вам самим
представить себе все трудности, подстерегающие столкнувшегося с этой
проблемой мальчика: во-первых, страх перед масштабами собственных
враждебных чувств, во-вторых, боязнь отцовского гнева и того, что он
может лишиться любви, в-третьих, отсутствие прежней простоты и
непосредственности во взаимоотношениях с матерью и, наконец, нечистая
совесть и страх перед смертью.
Явления, с которыми вы сталкиваетесь в более позднем
возрасте, непосредственно связаны с этим ранним периодом жизни. Дети,
склонные к конфликтному и асоциальному поведению, завистливые и вечно
недовольные, отождествляют своих одноклассников в школе с родными
братьями и сестрами и здесь, в школе, пытаются силой решить проблемы,
не решенные дома. Те, кто агрессивно реагируют на попытку
воспользоваться своей властью над ним, отождествляют вас со своим
отцом и переносят на вас всю адресованную отцу враждебность и
пожелание смерти. Точно так же те, кто выглядит настолько застенчивым,
что даже не осмеливается взглянуть вам в глаза, равно как и повысить
голос, пытаются отказаться от таких желаний, воспитывают в себе
стремление к подчинению. Верно то, что у шестилетнего ребенка уже есть
определенный набор реакций, и он воспроизводит их применительно к вам.
То, что предстает перед вашими глазами – лишь повторение давних
конфликтов в новом облике. Вы в данном случае являетесь жертвой, но не
причиной этих конфликтов.
(А. Фрейд «Лекции по детскому психоанализу»)