Index | Анастасия Шульгина | Littera scripta manet | Contact |
СТРУКТУРА ДУШИ
Душа как отражение мира и человека настолько многообразна, что
существует бесконечное множество аспектов ее рассмотрения. С психикой
дело обстоит точно так же, как с миром: систематика мира лежит вне
пределов досягаемости человека, и поэтому все, чем мы в этом смысле
обладаем, есть лишь кустарные правила да аспекты интересов. Каждый
выхватывает свой собственный фрагмент мира и сооружает для своего
частного мира собственную частную же систему, зачастую с
герметическими стенами, так что через некоторое время ему кажется,
будто он познал смысл и структуру мира. Конечное никогда не обоймет
бесконечное. Мир психических явлений есть лишь часть мира в целом, и
кое-кому может показаться, что как раз в силу своей частности он более
познаваем, чем весь мир целиком. Однако при этом не принимается во
внимание, что душа является единственным непосредственным явлением
мира, а следовательно, и необходимым условием всего мирового опыта.
Единственными непосредственно познаваемыми вещами мира являются
содержания сознания. Это не значит, что я хочу свести мир к
представлению о мире, но я хочу этим выделить нечто подобное тому, как
если бы я сказал, что жизнь есть функция атома углерода. Эта аналогия
демонстрирует ограниченность профессиональной точки зрения, которой я
придерживаюсь, как только собираюсь дать вообще хоть какое-нибудь
объяснение миру или даже только одной из его частей.
Разумеется, моя точка зрения является психологической, причем точкой зрения тех психологов-практиков, задача которых заключается в том, чтобы быстро разобраться в хаотической путанице самых сложных душевных состояний. Она обязательно должна отличаться от точки зрения психолога, который в тиши лаборатории может спокойно исследовать какой-нибудь отдельный психический процесс. Это то же различие, что существует между хирургом и гистологом. Не являюсь я также и метафизиком, от которого требуется что-либо сказать о бытии вещей, как таковом, - существуют ли они абсолютно или еще что-нибудь в этом роде. Мои предметы лежат в пределах познаваемости.
Прежде всего мне необходимо уметь схватывать комплексные условия и
уметь говорить о них. Я должен уметь доступным образом характеризовать
сложное и различать группы душевных фактов. Эти различия в свою
очередь не должны быть произвольными, если я хочу добиться
взаимопонимания с моим объектом, то есть с моим пациентом. Значит, я
вынужден использовать простые схемы, которые, с одной стороны,
удовлетворительно отображают эмпирические факты, а с другой - включают
в себя общеизвестное и тем самым находят понимание.
Если же теперь мы собираемся сгруппировать содержания сознания, то
начнем, согласно старому правилу, с положения: "Нет ничего в разуме,
чего бы не было раньше в чувствах".
Сознательное как бы устремляется извне вовнутрь, в нас, в виде
восприятий. Мы видим, слышим, осязаем и обоняем мир и тем самым его
осознаем. Восприятие говорит нам, что есть нечто. Но оно не говорит
нам, что это. Об этом говорит нам не процесс перцепции, а процесс
апперцепции. Этот последний процесс является комплексным образованием.
Это не значит, что восприятие является чем-то простым, но его
комплексная природа скорее физиологическая, нежели психическая.
Сложность апперцепции, напротив, психологическая. Мы можем обнаружить
в ней взаимодействие различных психических процессов. Допустим, что мы
слышим шум, природа которого кажется нам неизвестной. Спустя некоторое
время нам становится ясно, что этот своеобразный шум происходит от
газового пузыря, образовавшегося в водопроводной трубе центрального
отопления. Таким образом, мы поняли, что это за шум. Этим знанием мы
обязаны процессу, который называется мышлением. Мышление говорит нам,
чем является что-либо.
Перед этим я назвал шум "своеобразным". Называя что-либо
"своеобразным", я тем самым подразумеваю некоторый особый чувственный
тон, которым обладает вещь. Чувственный тон означает оценку.
Процесс распознавания можно, в сущности, понимать как сравнение и
различение с помощью припоминания: если, например, я вижу огонь, то
световое раздражение опосредует мне представление об огне.
Содержащееся в моей памяти бесчисленное множество образов воспоминаний
об огне вступает в связь с только что полученным образом огня; в
результате сравнения и различения с этими образами памяти возникает
знание, то есть окончательная констатация особенностей только что
приобретенного образа. Этот процесс в обиходном языке называется
мышлением.
Иначе обстоит дело с процессом оценки: огонь, который я вижу, вызывает
эмоциональные реакции приятного или неприятного характера, кроме того,
вызванные образы памяти также привносят с собой сопутствующие
эмоциональные проявления, которые называют чувственным тоном. В
результате предмет кажется нам приятным, желанным, красивым или
отвратительным, плохим, негодным и т.д. В обыденном языке этот процесс
называется чувствованием.
Процесс предвосхищения не является ни восприятием, ни мышлением, ни чувствованием, хотя язык обнаруживает здесь подозрительно малую способность различения. Можно воскликнуть: "О, я вижу, как горит уже весь дом". Или: "Ясно как дважды два - четыре, что если здесь возникнет огонь, то будет беда". Или: "У меня такое чувство, что из-за этого огня может случиться катастрофа". Соответственно своему темпераменту один будет называть свое предчувствие ясным видением, то есть уподоблять его восприятию. Другой будет называть его мышлением. "Стоит только подумать, и сразу станет ясно, какие будут последствия", - скажет он. Третий, наконец, под впечатлением своего эмоционального состояния будет называть предвосхищение чувствованием. Предвосхищение, или интуиция, является, однако, на мой взгляд, одной из основных функций души, а именно восприятием заключенных в ситуации возможностей. То, что в немецком языке понятия "чувство", "ощущение", и "интуиция" все еще смешаны, объясняется, пожалуй, недостаточным развитием языка, тогда как во французском и английском языках sentiment и sensation, feeling и sensation уже абсолютно разделены, более того, sentiment и feeling отчасти являются вспомогательными словами для обозначения интуиции. В последнее же время слово "интуиция" стало все чаще употребляться и в обиходном английском языке.
Далее, в качестве содержаний сознания можно выделить также процессы воли и процессы влечений. Первые характеризуются как направленные, вытекающие из процессов апперцепции импульсы, природа которых позволяет человеку действовать, так сказать, по своему усмотрению. Последние представляют собой импульсы, проистекающие из бессознательного или непосредственно из тела и имеющие характер зависимости и принуждения.
Процессы апперцепции могут быть направленными и ненаправленными. В
первом случае мы говорим о внимании, во втором - о фантазировании, или
"мечтании". Первые - рациональны. К последним же в качестве седьмой
категории содержаний сознания относятся также и сновидения. В
некотором смысле они подобны осознанным фантазиям, поскольку имеют
ненаправленный иррациональный характер. Однако сновидения отличаются
от фантазий тем, что их причины, пути и намерения непонятны нашему
разуму. Тем не менее я признаю за ними звание категории содержаний
сознания, поскольку они являются наиболее важной и очевидной
равнодействующей бессознательных процессов души, которая едва вдается
вовнутрь сознания. Этими семью классами, подробное описание которых не
входило в нашу задачу, исчерпываются, пожалуй, все содержания
сознания.
Как известно, существуют воззрения, согласно которым душевное ограничивается сознанием через отождествление одного с другим. Я не думаю, что мы можем с этим согласиться. Раз мы считаем, что есть некоторые вещи, лежащие по ту сторону нашего восприятия, значит, мы можем говорить также и о душевном, в существовании которого мы можем убедиться лишь косвенно. Каждый, кто знаком с психологией гипнотизма и сомнамбулизма, знает об известном факте, когда искусственно или болезненно ограниченное сознание не содержит определенных представлений, но ведет себя так, как если бы оно их содержало. Одна женщина с истерической глухотой имела привычку напевать. Врач незаметно садился за пианино и сопровождал очередной куплет в другой тональности, на что больная тут же реагировала продолжением пения уже в новой тональности. У другого пациента была следующая особенность: при виде открытого огня у него возникал "истеро-эпилептический" приступ. При этом его поле зрения было сильно ограничено, то есть он не видел периферией сетчатки (это называют "трубчатым" полем зрения). Но даже если свет попадал в слепую зону, все равно следовал приступ, как если бы пациент этот огонь видел. В симптоматологии таких состояний имеется бесчисленное множество случаев подобного рода, где при всем желании нельзя сказать ничего другого, кроме того, что человек бессознательно воспринимает, думает, чувствует, вспоминает, решает и совершает поступки, то есть делает бессознательно то, что другие делают сознательно. Эти процессы происходят независимо от того, замечает их сознание или нет.
К этим бессознательным душевным процессам относится имеющая немалое
значение композиционная работа, которая лежит в основе сновидений. Сон
является состоянием, в котором сознание в значительной степени
ограничено, однако это отнюдь не значит, что душевное перестает
существовать и действовать. Сознание всего лишь отдалилось от него и
вследствие беспредметности превратилось в относительную
бессознательность. Но, разумеется, душевная жизнь при этом идет своим
чередом, равно как и бессознательная душевная жизнь не прекращается во
время бодрствования. Доказательства этому найти нетрудно. Эта особая
область опыта представляет собой то, что Фрейд назвал "психопатологией
обыденной жизни". Наши сознательные намерения и действия часто
перечеркиваются бессознательными процессами, само существование
которых нас просто ошеломляет. Мы допускаем оговорки, совершаем
описки, бессознательно делаем такие вещи, которые прямо-таки с головой
выдают то, что мы хотели бы скрыть, или то, о чем мы сами никогда не
знали. "Оговорка выдает правду", - говорит одна старая пословица. Факт
частой встречаемости таких явлений лежит в основании и
диагностического ассоциативного эксперимента, который всегда с пользой
применяется там, где отсутствует либо желание, либо возможность что-то
высказать.
Однако классические примеры бессознательной душевной деятельности
поставляются патологическими состояниями. Вся симптоматика истерии,
неврозов навязчивых состояний, фобий, а также большая часть
симптоматики Dementia praecox, или шизофрении, - самого
распространенного душевного заболевания - основывается на
бессознательной душевной деятельности. Поэтому мы можем, пожалуй,
говорить о существовании бессознательной души. Она, конечно же,
недоступна нашему непосредственному наблюдению - ведь иначе она и не
была бы бессознательной, - а может быть только выведена. А наш вывод
будет таков: "Это так, как если бы..." - и не более.
Итак, бессознательное также относится к душе. Можем ли мы теперь по
аналогии с различными содержаниями сознания говорить также и о
содержаниях бессознательного? Ведь тем самым мы постулировали бы
наличие в бессознательном другого сознания. Я не хочу останавливаться
здесь на этом деликатном вопросе, который обсуждался мною в другой
связи, а ограничусь вопросом иным: однородно ли бессознательное по
своей природе? На этот вопрос можно ответить только эмпирически, а
именно с помощью встречного вопроса: имеются ли веские основания для
проведения таких различий?
Я абсолютно не сомневаюсь в том, что любая работа, обычно
совершающаяся в сознании, может точно так же протекать и в
бессознательном. Существует множество примеров, когда интеллектуальная
проблема, оставшаяся не решенной в часы бодрствования, была разрешена
во сне. Например, я знаю книжного эксперта, который на протяжении
многих дней тщетно пытался изобличить одного мошенника-банкрота. В
один из этих дней он безуспешно бился над этим до полуночи, а затем
отправился спать. В три часа утра его жена услышала, как он встал и
прошел в свой кабинет. Она последовала за ним и увидела, как тот за
своим рабочим столом усердно делает записи. Примерно через четверть
часа он вернулся в постель. Утром он ничего не помнил. Он снова
принялся за работу и обнаружил сделанный его собственной рукой ряд
записей, которые целиком и полностью объясняли запутанный случай.
В рамках своей практической работы мне уже более двадцати лет приходилось заниматься сновидениями. Бесчисленное множество раз я наблюдал, как мысли и чувства, которых не было днем, впоследствии проявлялись в сновидении и таким образом косвенно достигали сознания. Сновидение как таковое, несомненно, является содержанием сознания, ведь иначе оно бы вовсе не могло быть объектом непосредственного опыта. Но раз оно выносит материалы, которые прежде не были представлены в сознании, то мы, наверное, должны согласиться с тем, что эти содержания уже и ранее каким-то образом существовали психически в бессознательном состоянии, а в сновидении лишь впервые предстали перед ограниченным сознанием, или, если можно так выразиться, перед "остатками сознания". Сновидение относится к совершенно обычным явлениям. Его можно рассматривать как вторгшуюся в сознание равнодействующую бессознательных процессов.
Будучи вынужденными на основании опыта признать, что все категории сознания могут быть бессознательными и в качестве бессознательных процессов могут воздействовать на сознание, мы тем самым подходим к вопросу, который, вероятно, может показаться неожиданным: имеет ли сновидения само бессознательное? Другими словами: проникают ли также и в эту скрытую мраком область души равнодействующие еще более глубоких и - если это возможно - еще более бессознательных процессов? На этот парадоксальный вопрос пришлось бы ответить, пожалуй, отрицательно как на чересчур авантюрный, если бы не имелось фактических оснований, делающих все же такую гипотезу вполне вероятной.
Прежде всего нам нужно представить себе, каким должен быть пример,
который сумел бы убедить нас в том, что и бессознательное тоже имеет
сновидения. Если от нас требуется доказать, что сновидения являются
содержаниями сознания, то нам надо просто показать, что оно включает
содержания, по своим свойствам и характеру полностью противостоящие
прочим, рационально объяснимым и понятным содержаниям. Если же теперь
мы захотим доказать, что и у бессознательного есть свои сновидения, то
нам нужно аналогично поступить и с его содержаниями. Пожалуй, будет
проще всего, если я проиллюстрирую это одним практическим примером.
Речь идет об одном двадцатисемилетним мужчине, офицере. Он жаловался
на сильные приступы боли в области сердца, словно там застряла пуля, и
на колющие боли в левой пятке. Симптомов, указывающих на органику, не
было. Приступы продолжались уже около двух месяцев, и пациент,
поскольку порой он не мог даже ходить, был уволен с военной службы.
Различные курсы лечения нисколько не помогли. Непосредственный опрос
по поводу предыстории его заболевания не выявил никаких отправных
точек. У самого пациента тоже не было никаких догадок относительно
причин его заболевания. Он производил впечатление бодрого, несколько
легкомысленного человека, слегка по-театральному "ухарского", типа
"эх, где наша не пропадала!" Поскольку анамнез ничего не дал, то я
задал вопрос о его сновидениях. И здесь сразу же выявилась причина
болезни. Непосредственно перед возникновением невроза девушка, в
которую он был влюблен, отказала ему и обручилась с другим человеком.
Он скрывал от меня всю эту историю как несущественную - "Глупая
женщина - найдется другая, если не хочет эта - такого парня, как я,
это нисколько не беспокоит". Подобным способом он обходился со своим
разочарованием и со своей подлинной болью. Теперь же его аффекты вышли
на поверхность. Одновременно исчезли боли в сердце, а после нескольких
слезных излияний прошел также и ком в горле. "Боль в сердце",
поэтический оборот, здесь стала фактом, потому что гордость не
позволяла ему переносить эту боль в форме душевного страдания. Ком в
горле, так называемый globus hystericus, образуется, как всем
известно, от проглоченных слез. Его сознание просто-напросто
отстранилось от неприятных для себя содержаний. Поэтому,
предоставленные самим себе, они смогли достичь сознания только
косвенным путем - в виде симптомов. Такие рационально вполне
объяснимые и потому непосредственно очевидные процессы могли бы столь
же успешно протекать и в сознании, если бы этому не мешала его мужская
гордость.
Что же касается третьего симптома - боли в пятке, то он так и не исчез. Он (симптом) не имеет ничего общего с только что изображенной картиной. Сердце не связано с пяткой, и оно, естественно, не выражает при помощи пятки свою боль. Рациональным путем вообще невозможно понять, почему дело здесь не ограничилось двумя другими симптомокомплексами. Разумеется, было бы вполне достаточно, и в теоретическом отношении тоже, если бы в результате осознания вытесненной душевной боли появилась нормальная печаль, а вместе с тем наступило бы и выздоровление.
Поскольку сознание пациента не смогло дать мне в данном случае никакой
отправной точки относительно пяточного симптома, я снова обратился к
прежнему методу, к сновидениям. Пациенту приснилось, что его укусила в
пятку змея и он сразу же оказался парализован. Это сновидение внесло
ясность в отношении пяточного симптома. У пациента болит пятка, потому
что туда его ужалила змея. С таким странным содержанием рациональное
сознание ничего поделать не может. Нам удалось непосредственно понять,
почему у него болит сердце, но то, что у него должна болеть также и
пятка, выходит за рамки рационального понимания. Пациент растерянно
стоит перед этими фактом.
Следовательно, здесь мы имеем дело с содержанием, странным образом проникшим в зону бессознательного и возникшим, пожалуй, в другом, более глубоком слое; рациональным путем разгадать его уже невозможно. Следующая аналогия с этим сновидением выражает, очевидно, суть его невроза. Девушка своим отказом нанесла ему укол, который парализовал его и сделал больным. Из дальнейшего анализа сновидения была получена еще одна, новая часть предыстории, которая стала понятной пациенту только теперь: он был любимцем своей несколько истеричной матери. Она чрезмерно жалела его, восхищалась им, нежила, отчего он стал слегка похож на девушку. Спустя некоторое время он неожиданно взял мужской разбег и пошел в армию, где с помощью "ухарства" ему удалось скрыть внутреннюю женственность. Даже мать в известной степени была им шокирована.
Очевидно, речь здесь идет о той самой древней змее, которая издавна
была особой подружкой Евы. "Он наступит тебе (змее) на голову, а ты
схватишь его за пятку", - говорится в "Генезисе" молодым поколением,
пришедшим на смену Еве, руководствуясь гораздо более древним
египетским гимном, который нужно было прочесть вслух или спеть
каждому, кто был ужален змеей, чтобы выздороветь:
Старость Бога раздвинула его уста,
И на почву стекла слюна.
Своими руками Исис смешала ее с землей
И сделала червя,
Похожего на копье.
Его, неживого, обвила вокруг лица
И бросила свернутого в клубок на дорогу,
По которой любил бродить
Великий Бог по двум своим странам.
Досточтимый Бог, сияя, шел впереди,
В сопровождении богов, служивших фараону,
Как всегда, он вышел на прогулку.
И тут ужалил его почтенный червь.
Он застучал зубами,
Задрожал всем телом,
А яд достиг плоти,
Как Нил достигает своих краев.
Осознанное знание Библии пациентом составляет жалкий минимум.
Вероятно, однажды он в рассеянности слышал об укусе змеей в пятку, а
потом об этом забыл. Но нечто глубоко бессознательное в нем слышало об
этом и не забыло, а в удобном случае снова напомнило - та часть
бессознательного, которая, очевидно, любит выражаться мифологически,
потому что такой способ выражения наиболее ей соответствует.
Однако какому виду духа соответствует символический или метафорический
способ выражения? Он соответствует первобытному духу, язык которого
владеет не абстракцией, а простыми естественными и "неестественными"
аналогиями. Этот дух почтенной древности столь же далек от той
психики, которая вызывает боли в сердце и globus, как бронтозавр от
скаковой лошади. Сон о змее раскрывает нам фрагмент психической
деятельности, не имеющей уже ничего общего с современной
индивидуальностью сновидца. Она совершается, если можно так
выразиться, как бы в некоем более глубоком слое, и только
равнодействующая ее прорывается в более высокий слой, где лежат
вытесненные аффекты, оставаясь одновременно столь же чуждой этому
слою, как сон сознанию. И если для того, чтобы понять сон, мы должны
применить определенную аналитическую технику, то здесь для того, чтобы
суметь постичь смысл детали, возникшей в более глубоком слое, нам
необходимы знания мифологии.
Разумеется, мотив змеи не является индивидуальным приобретением
сновидца, ибо сны про змею очень часты, даже у жителей больших
городов, которые настоящей змеи вообще, наверное, никогда не видели.
Однако можно было бы возразить: змея в сновидении является не чем
иным, как наглядно представленной языковой фигурой. Ведь говорят же об
определенных женщинах, что они лживы как змеи, говорят о
змее-искусителе и т.д. Мне кажется, что в данном случае это возражение
вряд ли обоснованно, однако привести строгое доказательство этому было
бы, пожалуй, нелегко, потому что змея и в самом деле является
распространенной языковой фигурой. Надежное доказательство может быть
приведено лишь тогда, когда удастся отыскать случай, в котором
мифологическая символика не будет ни распространенной языковой
фигурой, ни криптомнезией, - то есть должна быть исключена возможность
того, что сновидец читал, видел или слышал где-либо или когда-то был
знаком с мотивом сновидения, забыл его, а потом вновь бессознательно
вспомнил. Такое доказательство, будь оно найдено, имело бы огромное
значение. Оно означало бы, что рационально объяснимое бессознательное,
состоящее из, так сказать, искусственных бессознательных материалов,
является лишь поверхностным слоем, что под ним лежит абсолютное
бессознательное, которое никак не связано с нашим личным опытом. Оно,
следовательно, было бы психической деятельностью, независимой от
сознательной души и даже верхних слоев бессознательного, не тронутой
личным опытом и, наверное, ему недоступной. Это была бы своего рода
надындивидуальная душевная деятельность, коллективное бессознательное,
как я его назвал, в противоположность поверхностному, относительному
или личному бессознательному.
Прежде чем мы будет искать такое доказательство, я хотел бы ради
точности изложения сделать еще несколько замечаний относительно
сновидения о змее. Складывается впечатление, что эти гипотетические,
более глубокие слои бессознательного, коллективного бессознательного,
как бы перевели опыт познания женщин в образ укуса змеей и тем самым
возвысили его, по сути, до мифологического мотива. Причина и еще более
цель этого поначалу непонятны. Если, однако, мы примем во внимание
принцип, согласно которому симптоматик болезни одновременно
представляет собой естественную попытку лечения - боли в сердце,
например, являются попыткой извержения эмоций, - то, пожалуй, и
пяточный симптом мы должны рассматривать как попытку своего рода
лечения. Как показывает сновидение, благодаря этому симптому на
ступень мифологического события поднимаются не только недавние
разочарования в любви, но вместе с тем вообще все прочие
разочарования, например, в школе и т.д., - как будто в результате
этого пациенту каким-то образом была оказана помощь.
Наверно, это покажется нам совершенно невероятным, однако древние
египетские жрецы-врачеватели, воспевавшие укус змеи в гимне о змее
Исис, верили в эту теорию; и не только они, но и весь древний
первобытный мир всегда верил в волшебство аналогий - здесь речь идет
именно о психологическом феномене, лежащем в основе волшебства
аналогий.
Мы не можем считать это лишь древним, лежащим далеко в прошлом
суеверием. При внимательном чтении текстов месс постоянно
наталкиваешься на тот знаменитый "как", которым в зависимости от
обстоятельств начинается аналогия, с помощью которой должно произойти
изменение. В качестве яркого примера я хотел бы процитировать "Святую
субботу" о добывании огня. Как известно, раньше огонь высекался из
камня; еще раньше он добывался путем бурения дерева, что было
прерогативой церкви. В молитве священников по этому поводу говорится:
"Боже, Ты, который через Сына Своего, зовущегося краеугольным камнем,
принес огонь Своего сияния верующим: освяти этот новый, высеченный из
кремня огонь для нашей будущей пользы". Через аналогию с Христом, как
с краеугольным камнем, кремень в известной степени возвеличивается до
самого Христа, разжигающего новый огонь.
Рационалист, возможно, посмеется над этим. Но в нас затронуто этим
нечто глубокое, и не только в нас, но и в миллионах христиан, пусть мы
и называем это всего лишь красотой. Затронутое в нас - это те дальние
задние планы, те самые древние формы человеческого духа, которые мы не
приобрели, а унаследовали с туманных времен древности.
Если бы такая надындивидуальная душа существовала, то, наверное, все
переведенное на ее язык образов было бы лишено личного, а будь это
осознано, то печаль казалась бы нам, наверное, с точки зрения вечности
уже не моей печалью, а печалью мира, не обособляющей и разделяющей
болью, а болью без горечи, связывающей всех нас, людей, вместе. То,
что это может исцелять, - искать доказательств этому нам, наверное, не
надо.
Но существует ли на самом деле такая надындивидуальная душевная
деятельность - на этот счет я до сих пор не привел доказательства,
которое удовлетворяло бы всем требованиям. Мне бы хотелось сделать это
теперь и опять в форме примера: речь идет об одном душевнобольном в
возрасте около тридцати лет, страдающем параноидной формой Dementia
praecox. Он заболел рано, сразу по достижении двадцатилетнего
возраста. С детских лет он являл собою редкую смесь интеллекта,
упрямства и фантазерства. Он был обычным приказчиком и служил писарем
в одном консульстве. Видимо, в качестве компенсации его крайне
скромного существования у него развилась мания величия, и он стал
считать себя Спасителем. Он страдал галлюцинациями и временами
приходил в состояние сильного возбуждения. Когда же он был спокоен,
ему позволяли свободно прогуливаться по коридору. Однажды я застал его
там за следующим занятием: он смотрел из окна на солнце, жмурился и
при этом как-то странно двигал головой в разные стороны. Он тут же
взял меня под руку и сказал, что хочет мне кое-что показать: я должен,
глядя на солнце, моргать и тогда я смогу увидеть солнечный penis. Если
я буду производить движения головой, то буду одновременно двигать и
солнечный penis, а это в свою очередь порождает ветер.
Это наблюдение было сделано мною в 1906 году. В 1910 году, когда я
занимался изучением мифологии, мне попалась в руки книга Дитериха -
обработка одной части так называемого "Парижского волшебного
папируса". По мнению Дитериха, данный отрывок представляет собою
литургию культа Митры. Он состоит из ряда предписаний, обращений и
видений. Одно из этих видений описывается так: "Подобным образом будет
видимой и так называемая труба, источник обыкновенного ветра. Ибо ты
увидишь нечто похожее на трубу, свисающую с солнечного диска,
бесконечную в направлении запада, как восточный ветер; для того, чтобы
увидеть ее в области востока, нужно сделать все то же самое, только
повернув лицо в другую сторону". Подходящее для обозначения трубы
греческое слово означает духовой инструмент, а словосочетание у Гомера
- "густой поток крови". Очевидно, поток ветра устремляется из солнца
через трубу.
Видение моего пациента в 1906 г. и изданный только в 1910 г. греческий
текст, пожалуй, совершенно независимы друг от друга, так что даже
предположение о криптомнезии с его стороны и о передаче мыслей с моей
стороны полностью исключается. Нельзя отрицать явного параллелизма
обоих видений, однако можно было бы утверждать, что это чисто
случайное сходство. В таком случае мы не могли бы ожидать,
следовательно, ни связи с аналогичными представлениями, ни внутреннего
смысла видения. Но на самом деле все обстоит иначе, ведь эта труба
изображена даже не некоторых картинах средневекового искусства в виде
своеобразного шланга, спускающегося с небес под юбку Марии. Через него
в образе голубя прилетел Святой Дух для оплодотворения девы. Святой
Дух, как мы знаем из троицыного чуда, в древнем представлении является
могучим ветром, - "ветер веет где хочет". Animo descensus per orbem
solis tribuitor - дух спускается с помощью солнечного круга - это
воззрение является достоянием всей поздней классической и
средневековой философии.
Поэтому я не могу обнаружить в этих видениях ничего случайного,
напротив, я усматриваю в них оживление существующих испокон веков
представлений, которые могут вновь и вновь обнаруживаться в самых
разных головах и в самые разные времена, то есть это не унаследованные
представления!
Я так подробно остановился на этом случае умышленно, с целью дать
конкретное представление о той глубинной душевной деятельности, то
есть о коллективном бессознательном. Обобщая сказанное, мне хотелось
бы отметить, что мы должны некоторым образом различать три ступени
души: 1) сознание; 2) личное бессознательное, состоящее прежде всего
из всех тех содержаний, которые стали бессознательными либо в силу
того, что они потеряли свою интенсивность и поэтому оказались
забытыми, либо же потому, что от них отстранилось сознание (так
называемое вытеснение); кроме того, сюда можно включить те содержания,
отчасти перцепции, которые из-за слишком малой интенсивности никогда
не достигали сознания и все же каким-то образом проникли в психику; 3)
коллективное бессознательное, являющееся вотчиной возможных
представлений, но не индивидуальной, а общечеловеческой, и даже
общеживотной, и представляющее собой фундамент индивидуальной психики.
Весь это душевный организм в точности соответствует телу, которое хотя
и имеет всегда индивидуальные вариации, однако в главных своих чертах
является общим для всех людей, и структура которого по-прежнему
сохраняет полные жизни элементы, связывающие его с беспозвоночными, а
в конечном счете даже и с простейшими. Теоретически вполне возможно,
что из коллективного бессознательного заново рождается не только
психология червя, но и психология одноклеточных.
Все мы убеждены, что было бы совершенно невозможно понять живой
организм вне его связи с условиями внешней среды. Существует
бесчисленное множество биологических фактов - слепота живущей в гроте
саламандры, своеобразие кишечных паразитов, особая анатомия
приспособленных к жизни в воде позвоночных животных, - объяснить
которые можно только реакцией на внешние условия.
То же самое относится и к душе. Ее своеобразная организация также
должна быть самым тесным образом связана с условиями внешней среды. От
сознания мы можем ожидать приспособительных реакций и проявлений, ибо
сознание в известной степени является частью души, ограничивающейся в
основном непосредственно происходящими событиями; и наоборот, от
коллективного бессознательного, как от общей души, не имеющей
временных пределов, мы можем ожидать реакции на самые общие и всегда
имеющиеся условия психологической, физиологической и физической
природы.
Коллективное бессознательное, видимо, состоит - насколько мы вообще
вправе судить об этом - из чего-то вроде мифологических мотивов или
образов; поэтому мифы народов являются непосредственными проявлениями
коллективного бессознательного. Вся мифология - это как бы своего рода
проекция коллективного бессознательного. Наиболее ярко это выявляется
в восприятии звездного неба, хаотические формы которого были
организованы благодаря образной проекции. Этим же объясняются
утверждения астрологии о влиянии звезд; они являются не чем иным, как
бессознательным интроспективным восприятием деятельности коллективного
бессознательного. Подобно тому как на небо спроецировались образы
расположения звезд, в легендах и сказках или же на исторические
персонажи также в свою очередь спроецировались им подобные и прочие
фигуры. Поэтому мы можем исследовать коллективное бессознательное
двумя способами: либо через мифологию, либо путем анализа индивида. Но
поскольку последний материал мне трудно изложить здесь доступным
образом, я вынужден буду ограничиться первым. Однако просторы
мифологии настолько необъятны, что даже в этом случае нам придется
ограничиться лишь несколькими типами. Столь же бесконечно и число
внешних условий, поэтому и тут тоже мы имеем возможность остановиться
только на некоторых типах.
Как живое тело с присущими ему особыми качествами является системой приспосабливающих к условиям внешней среды функций, так и душа должна обнаруживать подобные же органы или функциональные системы, соответствующие закономерным физическим событиям. Под этим я подразумеваю не функцию восприятия, связанную с органами чувств, а скорее особого рода психические явления, параллельные физическим закономерностям. Так, например, ежедневный путь солнца и смена дня и ночи должны, наверное, психически отображаться в форме запечатленного с давних времен образа. Удостовериться в существовании такого образа теперь невозможно, но то, что мы находим вместо него, являет собой более или менее фантастические аналогии физического процесса: каждое утро из моря рождается Герой-бог, он садится в солнечную колесницу. На западе его поджидает Великая мать, которая вечером его проглатывает. Он странствует в животе дракона по дну полуночного моря. После ужасной борьбы с ночным змеем он вновь рождается утром.
Этот мифологический конгломерат, несомненно, содержит отображение
физического процесса, причем это настолько очевидно, что многие
исследователи, как известно, считают подобные мифы изобретением
первобытных людей для объяснения физических процессов. И здесь верно
по крайней мере то, что именно на этой материнской почве произросли
естественная наука и натурфилософия. Однако я считаю маловероятным,
чтобы первобытный человек придумывал вещи, подобные некоторой
физической или астрономической теории исключительно из потребности в
объяснении.
Итак, первое, что мы можем сказать о мифическом образе, состоит в следующем: очевидно, что в таком фантастическом искаженном виде физический процесс проник в психику и там закрепился, вследствие чего даже сегодня бессознательное по-прежнему репродуцирует подобные образы. Теперь, естественно, встает вопрос: почему психика регистрирует не реальный процесс, а лишь вызванную им фантазию по его поводу?
Почему это происходит, сразу же становится ясным, если перенестись в душу первобытного человека. Ибо он живет в такой "participation mystique" с миром, как назвал этот психологический феномен Леви-Брюль, что между субъектом и объектом существует далеко не такое абсолютное различие, как в нашем рациональном мышлении. Что происходит вовне, то происходит и в нем самом, а то, что происходит в нем, то происходит и вовне. В связи с этим приведу один очень красивый случай, который я наблюдал, когда останавливался у элгонов - первобытного племени на Маунт-Элгон в Восточной Африке. У них есть такой обычай: во время солнечного восхода они плюют на руки и подставляют их солнцу, как только оно поднимется из-за горизонта. Поскольку слова "athista" одновременно значит и бог, и солнце, я спросил: "Солнце - это бог?" Они ответили "нет" с таким хохотом, будто я произнес несусветную глупость. Так как солнце в этот момент находилось как раз в зените, я указал на него и спросил: "Если солнце находится здесь, вы говорите, что оно не бог, но когда оно там, на востоке, то вы говорите, что оно бог". В ответ на это наступило растерянное молчание, пока один старый вождь не взял слово и не сказал: "Да, это так. Верно, там вверху солнце не бог, но когда оно восходит, это бог (или тогда оно бог)". Какая из этих двух версий является правильной - первобытному духу безразлично. Восход солнца и связанное с ним чувство избавления являются для него (духа) тем же единым божественным событием, как едины ночь и связанное с ней чувство страха. Естественно, его аффект ближе ему, чем физика, поэтому он регистрирует свои аффективные фантазии; так, ночь означает для него змея и холодное дыхание духа, утро же, напротив, - рождение прекрасного бога.
Наряду с мифологическими теориями, выводящими все из солнца,
существуют также и лунные теории, которые пытаются представить в той
же роли луну. Это результат бесчисленного множества мифов о луне,
среди которых немало таких, где Луна является женой Солнца. Луна - это
изменчивое переживание ночи. Поэтому она совмещается с сексуальным
переживанием первобытного человека, с женщиной, которая является для
него тоже событием ночи. Но Луна (Месяц) может быть также и обделенным
братом Солнца, ибо аффективные и злые мысли о власти и мести часто
нарушают ночной сон. Луна - это то, что нарушает сон, она также и
хранилище усопших душ, ибо во сне возвращаются мертвые, а в тревожной
бессоннице являются призраки прошлого. Поэтому Луна означает также и
безумие. Переживания подобного рода и есть то, что закрепилось в душе
вместо изменчивого образа Луны.
Не бури, не гром и молния и не дождь и тучи запечатлеваются в душе в
виде образов, а вызванные аффектом фантазии. Однажды я пережил очень
сильное землетрясение, и мое первое непосредственное ощущение было
таково, как будто я стоял не на хорошо знакомой твердой почве, а на
шкуре гигантского животного, которое дрожало. Запечатлелось не
физическое явление, а этот образ. Проклятия человека опустошительным
грозовым бурям, его страх перед разбушевавшейся стихией очеловечивают
страсти природы, и чисто физическая стихия превращается в
разгневанного бога.
Подобно тому как внешние физические условия вызывают аффективные фантазии, их вызывают также и физиологические условия, физиологические влечения. Сексуальность представляется в виде бога плодородия, в виде по-животному сладострастной женщины-демона, в виде самого черта с дионисьими козлиными ногами и непристойным жестом или же, наконец, в виде вызывающей страх, извивающейся змеи.
Голод превращает пищевые продукты в богов, которым мексиканские индейцы ежегодно предоставляли даже каникулы для отдыха, во время которых не употреблялись в пищу привычные продукты. Древние фараоны превозносились как едоки богов. Осирис - это пшеница, сын земли, бог, которого съедают так же, как и Якхоса - таинственного бога элейзинистских мистерий. Бык Митры - это съедобные плоды земли.
Внешние психологические условия оставляют, естественно, такие же мифологические следы. Опасные ситуации, будь то физическая опасность или угроза душе, вызывают аффективные фантазии, а поскольку такие ситуации типичны, то в результате этого образуются и одинаковые архетипы, как я назвал все мифологические мотивы.
Драконы обитают в реках, чаще всего возле бродов или других опасных
переправ, джинны и прочая нечисть - в безводных пустынях или в опасных
ущельях, духи мертвых поселяются в зловещих зарослях бамбукового леса,
коварные русалки и водяные змеи - в морских глубинах и водяных
пучинах. Могучие духи предков или боги живут в выдающихся людях,
пагубная сила фетиша сидит в чуждом и необычайном. Болезнь и смерть не
бывают естественными, а всегда вызываются духами или колдовством. Само
оружие, которое убило, - это мана, то есть оно наделено необыкновенной
силой.
А как же, спросят меня, обстоит дело с самыми обычными и
непосредственными явлениями: с мужем, женой, отцом, матерью, ребенком?
Эти самые обычные и вечно повторяющиеся реальности создают мощнейшие
архетипы, постоянную деятельность которых можно по-прежнему
непосредственно распознать повсюду даже в наше полное рационализма
время. Возьмем, например, христианскую догму: Троицу составляют
Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух, который изображается в виде птицы
Астарты, голубя, называвшегося во времена раннего христианства Софией
и имевшего женскую природу. Почитание Марии в новой церкви является
очевидной заменой этого. Здесь мы имеем дело с архетипом семьи "на
небесах", как выразился Платон, интронизированным в виде последней
тайны. Жених Христос, невеста Церковь, купель для крещения "Лоно
церкви", как она все еще называется в тексте "Благословенный
источник". Святая вода смешивается с солью - своего рода околоплодная
жидкость или морская вода. Иеросгамос, священная свадьба, празднуется
только что упомянутыми бенедиктинцами на Святой субботе, где горячая
свеча, как фаллический символ, трижды погружается в крестную купель,
чтобы оплодотворить воду, предназначенную для крещения, и наделить ее
способностью вновь производить на свет крестника. Мана-человек,
знахарь, - это pontifex maximus, папа, церковь - mater ecclesia, magna
mater магической силы, люди же - беспомощные и лишенные милости дети.
Осадок всего сверхсильного, аффективного и богатого образами опыта
предков, связанного с отцом, матерью, ребенком, мужчиной и женщиной, с
магической личностью, опасностями душе и телу, возвысил эту группу
архетипов бессознательным признанием их огромных психических сил до
высших формирующих и регулирующих принципов религиозной и даже
политической жизни.
Я обнаружил, что рациональное осмысление этих вещей ничуть не снижает их ценности, даже наоборот, помогает не только почувствовать, но и увидеть их огромное значение. Эта мощная проекция позволяет католику пережить в осязаемой действительности значительную часть своего коллективного бессознательного. Ему не нужно стремиться к авторитету, превосходству, откровению, слиянию в вечным и непреходящим; это есть уже сейчас, и оно ему доступно: в святынях любого алтаря для него живет Бог. И напротив, протестанту и еврею такое стремление присуще, ибо первый некоторым образом разрушил земную плоть божества, другой же ее никогда и не создавал. У обоих архетипы, которые стали для католического христианства видимой и живой действительностью, лежат в бессознательном. К сожалению, я не могу здесь более глубоко вдаваться в достойные внимания различия установки нашего культурного сознания по отношению к бессознательному. Я бы только хотел указать, что вопрос об установке является спорным и относится, пожалуй, к самым большим проблемам человечества.
Это сразу же становится понятным, если уяснить себе, что
бессознательное, как совокупность архетипов, является осадком всего,
что было пережито человечеством, вплоть до его самых темных начал. Но
не мертвым осадком, не брошенным полем развалин, а живой системой
реакций и диспозиций, которая невидимым, а потому и более действенным
образом определяет индивидуальную жизнь. Однако это не просто какой-то
гигантский исторический предрассудок, но источник инстинктов,
поскольку архетипы ведь не что иное, как формы проявления инстинктов.
А из жизненного источника инстинкта вытекает, в свою очередь, все
творческое, а потому бессознательное - это не только историческая
обусловленность; оно порождает также и творческий импульс - подобно
природе, которая крайне консервативна, но своими актами творения
уничтожает собственную же историческую обусловленность. Поэтому
неудивительно, что перед людьми всех времен и народов всегда остро
стоял вопрос: как лучше всего обходиться с этим невидимым условием?
Если бы сознание никогда не было отделено от бессознательного -
событие, символизированное и вечно повторяющееся в образах падения
ангела и непослушания прародителей, - то эта проблема просто не
возникла бы, так же как не возник бы и вопрос о приспособлении к
внешним условиям.
Благодаря наличию индивидуального сознания осознаются трудности не
только внешней, но и внутренней жизни. Первобытному же человеку
влияния бессознательного представляются такой же противоборствующей
силой, с которой он должен каким-то образом обходиться, как и
противостоящий ему осязаемый внешний мир. Этой цели служат его
бесчисленные магические обряды. На более высокой ступени цивилизации
этой же цели служат религия и философия, и если такая система
приспособления начинает опровергаться и ставиться под сомнение, то
появляется общее беспокойство и возникают попытки найти новые, более
адекватные формы обхождения с бессознательным.
Однако мы со своими современными представлениями далеки от всего
этого. Когда я говорю о силах задних планов души, о бессознательном, и
сравниваю их реальность с осязаемым миром, то часто встречаю
недоверчивый смех. В ответ на это я должен спросить, сколько в наш
образованный век существует людей, которые по-прежнему преклоняются
перед теорией маны и призраков, то есть, другими словами, сколько у
нас существует миллионов Christian Scientists и спиритов? Я мог бы
задать еще ряд подобных вопросов. Они могут наглядно проиллюстрировать
тот факт, что проблема невидимой душевной обусловленности по-прежнему
столь же жизненна, как и прежде.
Коллективное бессознательное является огромным духовным наследием,
возрожденным в каждой индивидуальной структуре мозга. Сознание же,
наоборот, является эфемерным явлением, осуществляющим все сиюминутные
приспособления и ориентации, отчего его работу, скорее всего, можно
сравнить с ориентировкой в пространстве. Бессознательное содержит
источник сил, приводящих душу в движение, а формы или категории,
которые все это регулируют, - архетипы. Все самые мощные идеи и
представления человечества сводимы к архетипам. Особенно это касается
религиозных представлений. Но и центральные научные, философские и
моральные понятия не являются здесь исключениями. Их можно
рассматривать как варианты древних представлений, принявших свою
нынешнюю форму в результате использования сознания, ибо функция
сознания заключается не только в том, чтобы воспринимать и узнавать
через ворота разума мир внешнего, но и в том, чтобы творчески
переводить мир внутреннего во внешнее.