Index | Анастасия Шульгина | Littera scripta manet | Contact |
КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
Здесь начинается еще один новый этап нашего познавательного процесса. Мы продолжали аналитическое разложение инфантильных фантазий перенесения до тех пор, пока пациенту не стало достаточно ясно, что он сделал из своего врача отца и мать, дядюшку, опекуна и учителя и как бы там еще ни назывались родительские авторитеты. Однако, как вновь и вновь показывает опыт, возникают еще и другие фантазии, представляющие врача даже как Спасителя или как богоподобное существо, - разумеется, в полном противоречии со здравым рассудком сознания. Кроме того, оказывается, что эти божественные атрибуты выходят за рамки христианского мировоззрения, в атмосфере которого мы выросли, и принимают языческие очертания, например, нередко образы животных.
Перенесение само по себе есть не что иное, как некоторая проекция бессознательных содержаний. Сначала проецируются так называемые поверхностные содержания бессознательного, о чем можно узнать из снов, симптомов и фантазий. В этом состоянии врач вызывает интерес в качестве возможного любовника (вроде того молодого итальянца из нашей истории). Затем он выступает в большей степени как отец: либо добродушный, либо, скажем, грозный, в соответствии с теми качествами, которыми обладал в глазах пациента его действительный отец. Иногда врач обретает для пациента и материнские черты, что выглядит уже несколько странно, но все же находится в границах возможного. Все эти проекции фантазий имеют своей основой личные воспоминания.
Наконец, могут появиться фантазии, выходящие за границы обычного. Врач
наделяется тогда довольно жуткими свойствами, выступая, скажем, в
качестве колдуна или демонического преступника или же в качестве
олицетворения соответствующего блага: как Спаситель. Или же он
выступает как смешение обеих сторон. Разумеется, он вовсе не
обязательно предстает сознанию пациента в таком виде, а просто на
поверхность выступают фантазии, наделяющие врача такими чертами. Таким
пациентам часто очень трудно бывает понять, что фактически их фантазии
происходят от них самих и по сути дела не имеют ничего (или имеют
очень мало) общего с характером врача. Это заблуждение происходит
оттого, что для этого вида проекций отсутствуют личные базисные
воспоминания. Можно при случае доказать, что уже в определенном
детском возрасте с отцом или матерью были связаны подобные фантазии,
для которых, однако, ни отец, ни мать на самом деле не давали повода.
В одной своей небольшой работе Фрейд показал, какое влияние оказал на Леонардо да Винчи в его дальнейшей жизни тот факт, что у него было две матери. Факт наличия двух матерей, или двоякого происхождения, был в случае Леонардо реальным, однако подобное представление играло свою роль и у других людей искусства. Так, у Бенвенуто Челлини была фантазия о двояком происхождении. Вообще она представляет собой некоторый мифологический мотив. Многие герои имели в сказаниях двух матерей. Фантазия эта имеет своим источником не тот, скажем, действительный факт, что у героев было две матери, а есть общераспространенный, "изначальный" образ, принадлежащий к тайнам истории человеческого духа и не относящийся к сфере личных воспоминаний.
В каждом отдельном человеке помимо личных воспоминаний есть великие
"изначальные" образы, как их удачно однажды назвал Якоб Буркхардт,
т.е. унаследованные возможности человеческого представления в том его
виде, каким оно было издавна. Факт этого наследования объясняет тот по
сути дела странный феномен, что известные сказочные образы и мотивы
повторяются на всей Земле в одинаковых формах. Он объясняет далее,
как, например, наши душевнобольные оказываются в состоянии
репродуцировать точно такие же образы и взаимосвязи, которые нам
известны из старинных текстов. Некоторые примеры такого рода я дал в
моей книге "Трансформация и символы либидо". Я тем самым отнюдь не
утверждаю, что по наследству передаются представления, по наследству
передается лишь возможность представления, а это большая разница.
Итак, на этой следующей стадии лечения, когда воспроизводятся
фантазии, уже не основывающиеся на личных воспоминаниях, речь идет о
манифестациях более глубокого слоя бессознательного, где дремлют
общечеловеческие, изначальные образы. Эти образы и мотивы я назвал
архетипами (а также "доминантами").
Это открытие означает дальнейший шаг вперед в развитии нашей
концепции, а именно признание наличия двух слоев в бессознательном.
Дело в том, что мы должны различать личное бессознательное и не- или
сверхличное бессознательное. Последнее мы обозначаем также как
коллективное бессознательное - именно потому, что оно отделено от
личного и является абсолютно всеобщим, и потому, что его содержания
могут быть найдены повсюду, чего как раз нельзя сказать о личностных
содержаниях. /Коллективное бессознательное представляет собой
объективно-психологическое, а личное бессознательное -
субъективно-психическое./ Личное бессознательное содержит утраченные
воспоминания, вытесненные (намеренно забытые) тягостные представления,
так называемые подпороговые (сублиминальные) восприятия, т.е.
чувственные перцепции, которые были недостаточно сильны для того,
чтобы достичь сознания, и, наконец, содержания, которые еще не созрели
для сознания. Оно соответствует часто встречающемуся в сновидениях
образу Тени. /Под Тенью я понимаю "негативную" часть личности, а
именно, сумму скрытых, невыгодных свойств, недостаточно развитых
функций и содержаний личного бессознательного./
Изначальные образы - это наиболее древние и наиболее всеобщие формы
представления человечества. Они в равной мере представляют собой как
чувство, так и мысль; они даже имеют нечто подобное собственной,
самостоятельной жизни, вроде жизни частичных душ, что мы легко можем
видеть в тех философских или гностических системах, которые имеют
своим источником познания восприятие бессознательного. Представление
об ангелах, архангелах, "тронах и господствах" у Павла, архонтах у
гностиков, небесной иерархии у Дионисия Ареопагита и т.д. происходят
из восприятия относительной самостоятельности архетипов.
Итак, тем самым мы нашли также тот объект, который избирает либидо,
после того как оно оказывается высвобожденным из
личностно-инфантильной формы перенесения. Оно, следуя своему уклону,
погружается в глубины бессознательного и оживляет там то, что до сих
пор дремало. Оно обнаруживает сокрытый клад, из которого всегда
черпало человечество, из которого оно извлекло своих богов и демонов и
все те сильнейшие и могущественнейшие идеи, без которых человек
перестает быть человеком.
Возьмем, к примеру, одну из величайших мыслей, порожденных XIX веком,
- идею сохранения энергии. Подлинным творцом этой идеи является Роберт
Майер. Он был врачом, а вовсе не физиком или натурфилософом, хотя
выдвижение подобных идей скорее было бы более естественным для
последних. Однако важно понять, что идея Майера не создана в
собственном смысле. Не возникла она и в результате слияния
существовавших тогда представлений или научных гипотез, а выросла в
своем творце подобно растению. По этому поводу Майер писал Гризингеру
следующее (1844): "Эту теорию я отнюдь не высидел за письменным
столом". (Далее он сообщает о некоторых физиологических наблюдениях,
которые он сделал в 1840/41 гг. в качестве судового врача.) "Но если
вы хотите, - продолжает он в своем письме, - уяснить себе
физиологические аспекты, то для этого необходимо знание физических
процессов, если вы не предпочитаете рассматривать суть дела с
метафизической точки зрения, что внушает мне бесконечное отвращение;
я, таким образом, придерживался физики и с такой страстью отдавался
своему предмету, что - многие из-за этого могут посмеяться надо мной -
мало интересовался далеким материком, а предпочитал оставаться на
борту, где я мог работать без перерыва и где в некоторые часы
чувствовал себя как бы вдохновленным настолько, что не могу припомнить
ничего подобного ни до, ни после. Некоторые мысли, как молнии
пронзившие мое сознание - это было на рейде в Сурабайе, - я подвергал
немедленному тщательному исследованию, что в свою очередь приводило
меня к новым предметам. Те времена прошли, однако спокойное
размышление над тем, что тогда проявилось во мне, привело к выводу,
что это - истина, которую не только можно чувствовать субъективно, но
которую также можно объективно доказать; но может ли это сделать столь
мало сведущий в физике человек - этот вопрос я, естественно, должен
оставить открытым".
В своей "Энергетике" Хельм высказывает ту точку зрения, что "новая мысль Роберта Майера не была извлечена постепенно из традиционных понятий силы в процессе их более глубокого продумывания, а принадлежит к тем интуитивно постигаемым идеям, которые происходят из других сфер духовного труда, как бы застигают мышление врасплох и принуждают его в соответствии с ними преобразовывать традиционные понятия".
Спрашивается: каково происхождение той новой идеи, которая навязала
себя сознанию с такой стихийной принудительной силой? И откуда в ней
та сила, которая смогла настолько захватить сознание, что полностью
отвлекла его от всех многообразных впечатлений первого путешествия по
тропикам? На эти вопросы не так-то легко ответить. Но если мы применим
к этому случаю нашу теорию, то объяснение будет звучать так: идея
энергии и ее сохранения должна быть изначальным образом, который
дремал в коллективном бессознательном. Этот вывод требует,
естественно, доказательства, что такого рода изначальный образ
действительно существовал в истории духа и действовал на протяжении
тысячелетий. Это можно и в самом деле доказать без особого труда.
Самые примитивные религии в самых различных уголках земли базируются
на этом образе. Это - так называемые динамические религии,
единственная и определяющая мысль которых состоит в том, что
существует разлитая повсюду магическая сила, вокруг которой вращается
все. Тайлор, известный английский исследователь, а также Фрейзер
неверно понимали эту идею как анимизм. На самом же деле первобытные
народы со своим понятием силы отнюдь не имели в виду души или духов, а
действительно нечто, что американский исследователь Лавджой точно
обозначил как "примитивную энергетику". Это понятие соответствует
представлениям о душе, духе, боге, здоровье, силе любви,
плодородности, силе волшебства, влиянии, власти, авторитете,
лекарстве, а также об известных душевных состояниях, характеризующихся
аффектами. У некоторых полинезийцев "мулунгу" (именно это примитивное
понятие энергии) есть дух, душа, демоническая сущность, волшебная
сила, авторитет; и когда происходит что-либо необычное, то люди
призывают "мулунгу". Это понятие силы у первобытных народов
равнозначно также первой формулировке понятия бога. В ходе истории
этот образ получал развитие во все новых и новых вариациях. В Ветхом
Завете магическая сила светится в пылающем терновом кусте и в лице
Моисея; в Евангелиях она появляется в излияниях Святого Духа в форме
исходящих с неба огненных языков. У Гераклита она выступает как
мировая энергия, как "вечно живущий огонь"; у персов она - огненный
блеск "хаомы", божественной благодати; у стоиков она - первотеплота,
сила судьбы. В средневековой легенде она выступает как аура, ореол
святости, и в виде пламени вырывается из-под крыши шатра, где в
экстазе лежит святой. Святые, галлюцинируя, видят эту силу в качестве
Солнца, полноты света. В соответствии с древним воззрением сама душа
есть эта сила; в идее бессмертия души заключено представление о ее
сохранении, а в буддийском и первобытном представлении о метемпсихозе
(переселении души) заключено представление о ее неограниченной
способности к превращениям при неизменном сохранении.
Эта идея, таким образом, испокон веков запечатлена в человеческом мозгу. Поэтому она в готовом виде заложена в бессознательном каждого. Требуются лишь определенные условия для того, чтобы снова заставить ее выступит на поверхность. В случае Роберта Майера эти условия, очевидно, оказались в наличии. Величайшие и наилучшие мысли человечества формируются поверх изначальных образов, представляющих собой как бы первичный рисунок. Меня уже часто спрашивали о том, каково же происхождение этих архетипов, или первообразов. Мне кажется, что дело обстоит так, как если бы их возникновение нельзя было объяснить никак иначе, как только предположив, что они представляют собой отражение постоянно повторяющегося опыта человечества. Одно из самых обычных и вместе с тем самых впечатляющих явлений, данных человеческому опыту, - это ежедневное кажущееся движение Солнца. Мы, во всяком случае, не можем обнаружить в бессознательном ничего имеющего к этому отношение до тех пор, пока речь идет об известном нам физическом процессе. Напротив, мы обнаруживаем миф о солнечном герое во всех его бесчисленных вариациях. Этот миф, а не физический процесс, есть реальность, образующая архетип Солнца. То же самое можно сказать о фазах Луны. Архетип есть своего рода готовность снова и снова репродуцировать те же самые или сходные мифические представления. В соответствии с этим, таким образом, кажется, что дело обстоит так, как если бы то, что запечатлевается в бессознательном, было бы исключительно субъективным представлением фантазии, вызванным физическим процессом. Можно было бы поэтому предположить, что архетипы суть многократно повторяющиеся отпечатки субъективных реакций. Такое допущение, естественно, лишь уводит от решения проблемы. Ничто не мешает нам предположить, что некоторые архетипы встречаются уже у животных и что они, следовательно, основываются на специфике живой системы вообще и, таким образом, суть лишь выражение жизни, чей статус уже не поддается дальнейшему объяснению. Как представляется, архетипы - это не только отпечатки постоянно повторяющихся типичных опытов, но и вместе с тем они эмпирически выступают как силы или тенденции к повторению тех же самых опытов. Дело в том, что всегда, когда некоторый архетип являет себя в сновидении, в фантазии или в жизни, он всегда несет в себе некоторое особое "влияние" или силу, благодаря которой воздействие его носит нуминозный, т.е. зачаровывающий либо побуждающий к действиям характер.
После обсуждения этого примера возникновения новых идей из сокровищницы изначальных образов продолжим наше изложение процесса перенесения. Мы видели, что именно в таких, по видимости, нелепых и странных фантазиях либидо обрело свой новый объект, а именно - содержание коллективного бессознательного. Как я уже говорил, проекция изначальных образов на врача представляет для дальнейшего лечения опасность, которую нельзя недооценивать. Дело в том, что образы содержат в себе не только все самое прекрасное и великое, что когда-либо мыслило и чувствовало человечество, но также все те гнуснейшие подлости и дьявольское варварство, на которые только было способно человечество. В силу своей специфической энергии (они соотносятся как заряженные силой автономные центры) они оказывают зачаровывающее, захватывающее действие на сознание и вследствие этого могут весьма сильно изменять субъекта. Это можно наблюдать в случаях религиозных обращений, при суггестии и в особенности при возникновении определенных форм шизофрении. И вот, если пациент не может отличить личность врача от этих проекций, то в конечном счете теряется всякая возможность взаимопонимания и человеческие отношения становятся невозможными. Но когда пациент избегает этой Харибды, он попадает во власть Сциллы - интроекции этих образов, т.е. он приписывает их свойства не врачу, а себе самому. Это тоже плохо. В случае проекции он колеблется между избыточным и болезненным превознесением до небес своего врача и исполненным ненависти презрением к нему. В случае интроекции он впадает в смешное самообожествление или моральное самоуничижение. Ошибка, которую он совершает в обоих случаях, состоит в том, что он приписывает содержания коллективного бессознательного некоторому определенному лицу. Таким образом он превращает другого или себя самого в бога или дьявола. Здесь проявляется характерное действие архетипа: он захватывает психику со своего рода изначальной силой и вынуждает ее выйти за пределы человеческого. Он вызывает преувеличение, раздутость (инфляцию!), недобровольность, иллюзию и одержимость как в хорошем, так и в дурном. Именно поэтому люди всегда нуждались в демонах и никогда не могли жить без богов, за исключением некоторых особенно умных образчиков (вида) "западный человек" вчерашнего и позавчерашнего дня, сверхчеловеков, для которых "бог умер" и которые поэтому сами становятся богами, и притом божками мелкого формата, с толстостенными черепами и холодными сердцами. Дело в том, что понятие бога - совершенно необходимая психологическая функция иррациональной природы, которая вообще не имеет отношения к вопросу о существовании бога. Ибо на этот вопрос человеческий интеллект никогда не сможет ответить; еще менее способен он дать какое-либо доказательство бытия бога. Кроме того, такое доказательство излишне; идея сверхмогущественного, божественного существа наличествует повсюду, если не осознанно, то по крайней мере бессознательно, ибо она есть некоторый архетип. Есть нечто в нашей душе от высшей власти - и если это не осознанный бог, тогда все же по крайней мере это - "чрево", как говорит Павел. Поэтому я считаю более мудрым осознанно признавать идею бога; ибо в противном случае богом просто становится нечто другое, как правило, нечто весьма неудовлетворительное и глупое, что бы там ни выдавливало из себя "просвещенное" сознание. Наш интеллект уже давным-давно знает, что мы не можем правильно мыслить бога, не говоря уже о том, чтобы представить его. Раз и навсегда нужно признать, что вопрос о боге - это такой вопрос, на который нельзя ответить. Но "consensus gentium" (согласие народов) извечно говорил о богах и вовеки будет говорить о них. Сколь бы прекрасным и совершенным по праву ни считал человек свой разум, он точно так же вправе быть уверенным, что разум - это всего лишь одна из возможных функций, соответствующая лишь одной стороне мировых феноменов. Со всех сторон нас окружает иррациональное, не согласующееся с разумом. И это иррациональное также есть психологическая функция, именно коллективное бессознательное, тогда как разум по существу связан с сознанием. Сознание должно обладать разумом, чтобы впервые открывать порядок в хаосе неупорядоченных индивидуальных случаев мирового целого, а затем - по крайней мере в пределах человеческих возможностей - также творить этот порядок. Мы имеем похвальное и полезное к тому, чтобы по возможности искоренить в нас и вне нас хаос иррационального. В этом процессе мы, по-видимости, немало преуспели. Один душевнобольной мне однажды сказал: "Господин доктор, сегодня ночью я продезинфицировал сулемой все небо и при этом не обнаружил никакого бога". Нечто подобное происходило и с нами.
Древний Гераклит, который действительно был великим мудрецом, открыл самый поразительный из всех психологических законов, а именно - регулирующую функцию противоположностей. Он назвал это так: Enantiodromia, встречный бег, имея в виду, что все переходит в свою противоположность. (Я напомню здесь рассмотренный выше случай с американским бизнесменом, прекрасно демонстрирующий, что такое энантиодромия.) Так, рациональная культурная установка необходимо переходит в свою противоположность, а именно в иррациональное культурное опустошение. Дело в том, что человек не должен идентифицировать себя с самим разумом, ибо человек не только разумен и никогда не будет иным. На это следует обратить внимание всем школьным воспитателям от культуры. Иррациональное не должно и не может быть искоренено. Боги не могут и не должны умереть. Я выше сказал, что в человеческой душе, по-видимому, всегда присутствует нечто подобное некоторой высшей власти, и если это не идея бога, то тогда это - чрево, говоря вслед за Павлом. Этим я хотел выразить тот факт, что всегда какой-либо инстинкт или комплекс представлений концентрирует на себе максимальную сумму психической энергии, посредством чего он принуждает "Я" служит ему. Обычно "Я" настолько притягивается этим энергетическим фокусом, что идентифицирует себя с ним и ему кажется, будто оно вообще ничего другого не желает и ни в чем другом не нуждается. Так возникает мания, мономания, или одержимость, сильнейшая односторонность, грозящая тяжелейшим образом нарушить психическое равновесие. Без сомнения, в способности к такой односторонности кроется тайна определенных успехов, почему цивилизация и стремится усердно культивировать подобные односторонности. Страсть, т.е. концентрация энергии, заключающаяся в таких мономаниях, есть то, что древние называли неким "богом", и наше словоупотребление все еще поступает так же. Разве мы не говорим: "Он делает бога из того или из этого?" Человек полагает, что он еще совершает волевые акты и выбирает и не замечает, что он уже одержим, что его интерес уже стал его господином, присвоившим себе власть. Такие интересы становятся своего рода богами, которые, если они признаны многими, постепенно образуют "церковь" и собирают вокруг себя общину верующих. Тогда это называется "организацией". Последняя преследуется дезорганизующей реакцией, стремящейся вышибить клин клином. Энантиодромия, угрожающая всегда, когда движение достигло несомненной власти, не представляет собой, однако, решения проблемы, а столь же слепа в своей дезорганизации, как и в своей организации.
От жестокого закона энантиодромии ускользает лишь тот, кто умеет
отличат себя от бессознательного, не посредством, скажем, того, что он
его вытесняет - ибо тогда оно просто овладевает им исподволь, - а
посредством того, что он делает его видимым и ставит его перед собой
как нечто отличающееся от него.
Тем самым уже подготовлено разрешение той проблемы Сциллы и Харибды,
которую я описал выше. Пациент должен научиться различать, что есть
"Я" и что есть "не-Я", т.е. коллективная психика. Тем самым он
получает материал, с которым ему, начиная с этого момента, еще долго
предстоит разбираться. Его энергия, которая раньше была заключена в
негодных, патологических формах, нашла теперь свою, подобающую ей
сферу. Различение "Я" и "не-Я" включает в себя то, что человек в своей
Я-функции стоит на твердых ногах, т.е. исполняет свой долг по
отношению к жизни, так что он во всех аспектах есть жизнеспособный
член человеческого общества. Все то, чем он в этом отношении
пренебрегает, приходится тогда на долю бессознательного и усиливает
позицию последнего, так что он подвергается опасности быть поглощенным
бессознательным. Но за это полагаются тяжелые наказания. Как намекает
Синесий, именно "одухотворенная душа" становится богом и претерпевает
в этом состоянии божественные наказания, а именно - разорванность
Загрея, которую испытал и Ницше в начале своей душевной болезни.
Энантиодромия есть разорванность на пары противоположностей, которые
подобают богу и, таким образом, также обожествленному человеку,
который богоподобностью обязан преодолению своих богов. Коль скоро мы
говорим о коллективном бессознательном, мы находимся в такой сфере и
на такой ступени проблемы, которая вначале не принимается во внимание
при практическом анализе в применении к молодым людям или тем, кто
слишком долго пребывает на инфантильной стадии. Там, где еще предстоит
преодолеть образ отца и образ матери, где еще предстоит овладеть
некоторой частью внешней жизни, которой естественным образом обладает
обычный средний человек, - там мы предпочитаем не говорить о
коллективном бессознательном и о проблеме противоположности. Но в тех
случаях, когда перенесения образов родителей и юношеские иллюзии
преодолены или по меньшей мере созрели для преодоления, тогда мы
должны говорить о проблеме противоположности и о коллективном
бессознательном. Здесь мы находимся за пределами значимости редукций
Фрейда и Адлера; ибо здесь нас уже не занимает вопрос, как можем мы
устранить все то, что мешает человеку осуществлять свою
профессиональную деятельность, или вступать в брак, или делать нечто
такое, что означает развитие жизни, но перед нами стоит задача найти
тот смысл, который делает возможным продолжение жизни вообще,
поскольку жизнь должна быть чем-то большим, чем только лишь резиньяция
и тоскливая оглядка назад.
Наша жизнь напоминает путь Солнца. Утром Солнце непрерывно набирает
силу, до тех пор, пока оно наконец не достигает, лучистое и горячее,
полуденной высоты. Тогда наступает энантиодромия. Его непрерывное
движение вперед уже означает не прибавление силы, а убавление. Таким
образом, когда мы имеем дело с молодым человеком, наша задача иная,
нежели когда перед нами человек стареющий. В первом случае достаточно
устранить все препятствия, мешающие развитию и подъему; во втором
случае мы должны стимулировать все то, что оказывает поддержку при
спуске. По-юношески неопытный человек, возможно, думает, что пожилых
можно оставить в покое, что с ними уже все равно ничего больше не
случается, что жизнь у них позади и они годятся еще лишь на то, чтобы
служить окаменелыми опорами прошлого. Но было бы большим заблуждением
полагать, что, например, жизнь женщины исчерпана с наступлением
менопаузы. Вторая, послеполуденная, половина человеческой жизни столь
же богата смыслом, как и первая половина; только ее смысл и замысел
совсем иные. Человек имеет двоякого рода цели; первая цель -
природная, порождение потомства и все дела, связанные с заботой о нем,
к которым относятся также добыча денег и социальное положение. Если
эта цель исчерпана, то начинается другая фаза: культурная цель. В
достижении первой цели помогает природа и, кроме того, воспитание;
немногое или даже совсем ничто не помогает нам в достижении последней
цели. Часто господствует даже ложное тщеславие, требующее, чтобы
старец был подобен юноше или чтобы он по крайней мере действовал
подобным образом, хотя внутренне он уже и не может верить в это.
Поэтому для столь многих людей переход от природной к культурной фазе
оказывается бесконечно тяжелым и горьким; они цепляются за юношеские
иллюзии или же за своих детей, чтобы таким образом спасти еще хоть
кусочек юности. Мы наблюдаем это у матерей, которые видят смысл своей
жизни исключительно в детях и думают, что жизнь их превратится в
беспочвенное ничто, если им придется расстаться с детьми. Поэтому нет
ничего удивительного в том, что многие тяжелые неврозы возникают в
начале послеполуденного периода жизни. Это - своего рода второй период
зрелости или второй период бури и натиска, нередко сопровождающийся
всеми бурями страстей ("опасный возраст"). Однако проблемы, встающие в
этом возрасте, уже нельзя решить с помощью старых рецептов, стрелку
этих часов нельзя перевести назад. То, что молодежь находила и должна
была находить снаружи, человек послеполуденного периода должен найти
внутри. Здесь перед нами встают новые проблемы, которые нередко
заставляют врача основательно поломать голову.
Переход от утра к послеполуденному периоду есть переоценка прежних
ценностей. Человек оказывается перед необходимостью понять ценность
того, что составляло противоположность его прежних идеалов, убедиться
в ошибочности прежних убеждений, признать не-истину, содержащуюся в
прежней истине, и почувствовать, сколько сопротивления и даже
враждебности заключало в себе то, что прежде мы считали любовью.
Многие из тех, кто оказался втянутым в конфликты проблемы
противоположности, отбрасывают все то, что они раньше считали благим и
достойным стремления, и пытаются продолжать жизнь в противоположности
к их прежнему "Я". Смена профессий, разводы, религиозные обращения,
разные виды отступничества являются симптомами этого перемахивания в
противоположность. Отрицательный момент радикального перехода в
противоположность заключается в том, что прежняя жизнь вытесняется и
тем самым порождается столь же несбалансированное состояние, каким
было и то прежнее состояние, когда противоположности осознанных
добродетелей и ценностей были еще подавленными и бессознательными.
Подобно тому как раньше невротические нарушения происходили, возможно,
вследствие бессознательности противоположных фантазий, так и теперь
опять-таки возникают нарушения благодаря вытеснению прежних идолов. В
корне неверно, разумеется, полагать, что если мы распознаем в
некоторых ценностях отрицательную ценность или в некоторой истине -
не-истину, то в таком случае упраздняется ценность или истина. Они
лишь стали относительными. Все человеческое относительно, потому что
все основывается на внутренней противоположности, ибо все есть
энергетический феномен. Энергия же необходимым образом основывается на
некоторой предшествующей противоположности, без которой не может быть
никакой энергии. Всегда должны быть налицо высокое и низкое, горячее и
холодное и т.д., чтобы мог состояться процесс выравнивания, который и
представляет собой энергия. Поэтому склонность к тому, чтобы
подвергнуть отрицанию все прежние ценности в пользу их
противоположности, - это такое же преувеличение, как и прежняя
односторонность. Но поскольку речь идет об общепризнанных и
несомненных ценностях, которые отныне отвергаются, то происходит
фатальная потеря. Кто так поступает, тот вместе со своими ценностями
выбрасывает за борт и самого себя, как это уже сказал Ницше.
Но дело не в переходе в противоположность, а в сохранении прежних
ценностей вместе с признанием их противоположности. Это означает
конфликт и разлад с самим собой. Понятно, что люди боятся это делать,
как философски, так и морально; поэтому - еще чаще, чем в переходе в
противоположность, - они пытаются искать выход в судорожном
отстаивании прежней позиции. Нельзя не признать, что в этом имеющем
место у стареющих людей весьма, правда, несимпатичном явлении все же
заключено нечто, что можно рассматривать как немалую заслугу; они по
крайней мере не становятся ренегатами, продолжают стоять прямо и не
впадают в неопределенность и ничтожество; они не становятся
банкротами, а остаются лишь отмирающими деревьями, "свидетелями
прошлого", если выражаться более мягко. Однако сопутствующие симптомы
- косность, окаменение, ограниченность, нежелание "ревнителей старины"
идти в ногу со временем - безрадостны, даже вредоносны; ибо тот
способ, каким они отстаивают некоторую истину или какую-либо ценность,
является настолько косным и насильственным, что подобный дурной образ
действия отталкивает сильнее, чем притягивает защищаемая ценность, -
благодаря чему достигается как раз нечто противоположное доброму
намерению. То, что заставляет их впасть в косность, - это, в сущности,
страх перед проблемой противоположности: они чувствуют близость
жуткого брата Медарда и втайне боятся его. Поэтому право на
существование имеет только одна истина и только один руководящий
принцип действия, который должен быть абсолютным; в противном случае
он не обеспечивает защиты против грозящего падения, которое люди
предчувствуют повсюду, но только не в себе самих. Мы имеем в нас же
самих опаснейшего революционера, и именно это должен знать тот, кто
хочет здоровым перейти во вторую половину жизни. Тем самым мы, правда,
взамен кажущейся уверенности, которой мы наслаждались до сих пор,
получаем состояние неуверенности, разлада, противоречивых убеждений. В
этом состоянии плохо то, что, по видимости, из него нет выхода.
"Tetrium non datur, - говорит логика, - третьего не дано".
Практические нужды лечения больных побудили нас поэтому к поиску средств и путей, которые могли бы вывести человека из этого невыносимого состояния. Когда человек оказывается перед кажущимся непреодолимым препятствием, то он отступает назад: он осуществляет, если использовать техническое выражение, регрессию. Он обращается к тем временам, когда находился в подобных ситуациях, с тем чтобы снова попытаться применить те средства, которые помогли ему тогда. Но то, что помогало в юности, в старости оказывается бесполезным. Чем помогло тому американскому бизнесмену то, что он снова вернулся к прежней работе? У него уже больше ничего не получалось. Поэтому регрессия продолжается и доходит до детства (поэтому многие старые невротики впадают в детство) и, наконец, до периода, предшествующего детству. Это звучит необычно; но в действительности речь идет о том, что не только логично, но и возможно.
Выше мы упомянули о том факте, что бессознательное содержит как бы два
слоя, а именно - личностный и коллективный. Личностный слой
оканчивается самыми ранними детскими воспоминаниями; коллективное
бессознательное, напротив, охватывает период, предшествующий детству,
т.е. то, что осталось от жизни предков. В то время как образы
воспоминаний личного бессознательного являются как бы заполненными,
ибо пережитыми, образами, архетипы коллективного бессознательного
представляют собой формы незаполненные, ибо они не пережиты
индивидуумом лично. Если же регрессия психической энергии, выходя за
пределы даже периода раннего детства, выходит на наследие жизни
предков, тогда пробуждаются мифологические образы: архетипы.
Открывается некоторый духовный мир, о котором мы прежде ничего не
подозревали, и выявляются содержания, находящиеся, возможно, в самом
резком контрасте с нашими прежними представлениями. Эти образы
обладают такой интенсивностью, что кажется вполне понятным, почему
миллионы образованных людей впадают в теософию и антропософию. Это
происходит просто потому, что эти современные гностические системы
идут навстречу потребности выражения этих внутренних, безмолвных
событий в большей мере, нежели какая-либо из существующих форм
христианской религии, не исключая в полной мере и католицизм.
Последний способен, правда, в гораздо большей мере, чем протестантизм,
выражать посредством догматических и культовых символов те факты, о
которых у нас идет речь. Однако и он не достигал в прошлом и не
достигает ныне полноты прежнего языческого символизма, почему
последний долго сохранялся и в столетия христианства, а затем
постепенно перешел в известные подводные течения, которые от раннего
средневековья до Нового времени никогда полностью не утрачивали своей
силы. Они хотя и исчезали с поверхности, уходя далеко вглубь, однако,
меняя свою форму, возвращались и возвращаются снова, чтобы
компенсировать односторонность современной ориентации сознания. Наше
сознание настолько проникнуто христианством, даже почти всецело
сформировано им, что бессознательная противоположная позиция не может
быть принята в нем, и притом просто потому, что она слишком
противоречит основным господствующим воззрениям. Чем более
односторонне, косно и безусловно удерживается одна позиция, тем более
агрессивной, враждебной и непримиримой будет другая, так что вначале
их примирение имеет мало шансов на успех. Но если сознание допускает
по крайней мере относительную значимость всех человеческих мнений,
тогда и противоположность отчасти утрачивает свою непримиримость. Но
между тем эта противоположность ищет для себя подходящее выражение,
например, в восточных религиях: буддизме, индуизме и даосизме.
Синкретизм (смешение и комбинирование) теософии в значительной мере
идет навстречу этой потребности, и этим объясняется ее широкий успех.
Благодаря деятельности, связанной с аналитическим лечением, возникают переживания архетипической природы, требующие своего выражения и оформления. Разумеется, это не единственная возможность для осуществления такого рода опыта; архетипические переживания нередко возникают спонтанно, и притом отнюдь не только у так называемых "психологических" людей. Нередко о самых удивительных снах и видениях мне доводилось слышать от людей, в душевном здоровье которых не мог сомневаться даже специалист. Переживание архетипа люди часто оберегают как самую интимную тайну, так как чувствуют, что оно задевает сокровеннейшие глубины их существа. Это - своего рода праопыт душевного "не-Я", некоторого внутреннего оппонента, вызывающего на спор. Понятно, что в таких случаях прибегают к помощи параллелей, причем легко случается так, что первоначальное событие перетолковывается в духе заимствованных представлений. Типичный случай такого рода - видение троицы у брата Николая из Флюе. Сходный пример - видение многоглазой змеи у Игнатия, которое он истолковал сначала как божественное, а затем - как дьявольское явление. Посредством таких перетолкований подлинное переживание замещается почерпнутыми из чужого источника образами и словами, а также воззрениями, идеями и формами, которые, как это бывает, выросли не на нашей почве и связаны главным образом не с нашим сердцем, а лишь с нашей головой, которая даже не может их отчетливо помыслить, так как никогда не смогла бы их изобрести. Это, так сказать, краденое добро, которое не идет впрок. Суррогат делает людей нереальными и превращает их в тени; они ставят пустые слова на место живой действительности и тем самым уклоняются от переживания противоположностей и устремляются в некий бледный, двухмерный призрачный мир, где все живое и творческое увядает и отмирает.
Безмолвные события, вызываемые регрессией в стадию, предшествующую детству, требуют не замещения, а индивидуального оформления в жизни и деятельности отдельного человека. Эти образы возникли из жизни, страданий и радостей предков и снова стремятся вернуться в жизнь и как переживание, и как деяние. Однако в силу своей противоположности сознанию они не могут непосредственно переводиться в наш мир, а должен быть найден опосредованный путь, который соединяет сознательную и бессознательную реальности.
Синтетический, или конструктивный, метод
Разбирательство с бессознательным есть процесс или - в зависимости от
обстоятельств - также претерпевание или работа, что получило название
трансцендентной функции, так как она представляет собой функцию,
опирающуюся на реальные и воображаемые, или рациональные и
иррациональные, моменты и тем самым служащую мостом через зияющую
пропасть между сознанием и бессознательным. Она есть естественный
процесс, манифестация энергии, происходящей из напряженного
соотношения противоположностей, и состоит в чередовании процессов
фантазирования, спонтанно выступающих в снах и видениях. Этот же
процесс можно также наблюдать в начальных стадиях некоторых форм
шизофрении. Классическое описание такого процесса содержится,
например, в автобиографическом изложении Жерара де Нерваля "Аврелия".
Наиболее значительным литературным примером служит, разумеется, II
часть "Фауста". Естественный процесс объединения противоположностей
стал для меня моделью и основой метода, который по существу состоит в
том, что мы то, что по природе происходит бессознательно и спонтанно,
намеренно вызываем наружу и интегрируем в сознание и его восприятие. У
многих больных беда заключается именно в том, что у них отсутствуют
средства и пути к духовному овладению происходящими в них процессами.
Здесь требуется врачебное вмешательство в виде особого метода лечения.
Как мы видели, рассмотренные ранее теории основываются на имеющем
исключительно каузально-редуктивный характер методе, который разлагает
сновидение (или фантазию) на составляющие его воспоминания и лежащие в
основе инстинктивные процессы. Выше я уже упомянул о том, в чем
состоят как достоинство, так и ограниченность такого подхода. Этот
подход достигает своего предела тогда, когда символы сновидений уже не
могут быть сведены к личным воспоминаниям и стремлениям, т.е. когда
всплывают образы коллективного бессознательного. Было бы бессмысленно
пытаться свести эти коллективные идеи к личному, и не только
бессмысленно, но и вредно, как это мне неприятным образом показал
опыт. Я лишь с большим трудом и после долгих колебаний, наученный в
конце концов неудачами, смог решиться на то, чтобы отказаться от
односторонне персоналистической ориентации медицинской психологии в
указанном смысле. Прежде всего мне пришлось прийти к основательному
пониманию того, что за "анализом", поскольку он есть только
разложение, необходимо должен следовать некоторый синтез и что
существуют душевные материалы, которые почти ничего не значат, если
они только подвергаются разложению, но развертывают полноту смысла,
если их не разлагать, а давать им подтверждение в их смысле и еще
расширять всеми сознательными средствами (так называемая
амплификация).
Дело в том, что образы или символы коллективного бессознательного лишь тогда выдают свои ценности, когда к ним применяется синтетический метод. Если анализ разлагает символический материал фантазий на его компоненты, то синтетический метод интегрирует его во всеобщее и понятное выражение. Этот способ не так-то прост; поэтому я приведу один пример, на котором можно будет разъяснить и весь процесс в целом.
Одна пациентка, находившаяся как раз на критической пограничной стадии
между анализом личного бессознательного и выходом на поверхность
содержаний коллективного бессознательного, видела следующий сон. Она
собирается перейти через широкий ручей. Моста нигде нет. Однако она
находит место, где можно его перейти. Как раз тогда, когда она хочет
это сделать, ее хватает за ногу большой рак, скрывавшийся в воде, и
уже не отпускает ее. Она в страхе просыпается.
Идеи
Ручей: Образует границу, которую трудно перейти; - я должна преодолеть
препятствие; - это относится, возможно, к тому, что я лишь медленно
продвигаюсь вперед; - возможно, мне надо было перейти на другую
сторону.
Брод: Возможность надежно перебраться на другую сторону; - возможный путь; - иначе ручей был бы слишком широк. Лечение предоставляет возможность преодолеть препятствие.
Рак: Рак целиком скрывался под водой, вначале я его не видела; - рак,
однако, это очень страшная болезнь, неизлечимая (воспоминания о
госпоже Х., умершей от карциномы); - я боюсь этой болезни; - рак - это
животное, которое пятится назад и, очевидно, хочет затащить меня вниз,
в ручей; - он страшно вцепился в меня, и я ужасно испугалась; - что же
не пускает меня на ту сторону? Ах да, у меня снова была большая ссора
с моей подругой.
С этой подругой дело обстоит особым образом. Речь идет о многолетней,
мечтательной, граничащей с гомосексуальностью дружбе. Подруга во
многих отношениях похожа на пациентку и также имеет расстроенные
нервы. У обеих явно выраженные общие интересы в области искусства. Но
пациентка - личность более сильная. Так как их взаимоотношения слишком
интимны и поэтому в слишком большой мере исключают другие возможности
жизни, то обе нервозны и, несмотря на идеальную дружбу, между ними
происходят бурные сцены, основывающиеся на взаимном раздражении.
Бессознательное этим самым хочет создать дистанцию между ними, но они
не хотят этого замечать. Скандал обычно начинается с того, что одна из
них находит, будто они еще недостаточно хорошо понимают друг друга и
что нужно еще больше высказаться друг перед другом, после чего обе с
энтузиазмом и пытаются высказаться. При этом, разумеется, вскоре
возникает недоразумение, снова приводящее к ссоре, еще более сильной,
чем прежде. За неимением лучшего, ссора долгое время была для них
суррогатом удовольствия, от которого они никогда не желали
отказываться. Особенно моя пациентка долгое время не могла отказаться
от сладкой боли быть не понятой своей лучшей подругой, несмотря на то,
что каждая сцена ее "смертельно" утомляла и она уже давно поняла, что
эта дружба изжила себя и что она лишь из ложного честолюбия полагала,
будто еще может тем не менее делать из нее идеал. Уже к своей матери
пациентка относилась экзальтированно, иллюзорно, а затем, после смерти
матери, она перенесла свои чувства на подругу.
Аналитическое (каузально-редуктивное) истолкование
Это истолкование можно сформулировать в одной фразе: "Я, кажется,
понимаю, что мне надо перебраться через ручей на другую сторону (а
именно - отказаться от отношений с подругой); однако мне гораздо
больше хотелось бы, чтобы подруга не выпускала меня из своих клешней
(т.е. объятий), соответственно как инфантильное желание, чтобы мать
снова заключила меня в свои так знакомые мне горячие объятия".
Неприемлемое в желании заключается в сильной подспудной
гомосексуальной тенденции, что достаточно доказано фактами. Рак
хватает пациентку за ногу, так как у нее большие, "мужские" ноги; по
отношению к подруге она играет мужскую роль, имея также
соответствующие сексуальные фантазии. Нога, как известно, имеет
фаллическое значение. Общее истолкование, таким образом, гласит:
причина, по которой она не хочет расстаться с подругой, состоит в том,
что она имеет вытесненные гомосексуальные желания, направленные на ее
подругу. Поскольку эти желания морально и эстетически несовместимы с
тенденцией сознательной личности, то они вытеснены и потому более или
менее бессознательны. Страх соответствует вытесненному желанию.
Такое истолкование, разумеется, жестоко обесценивает высоконапряженный
идеал дружбы пациентки. На данном этапе анализа она тем не менее не
была бы уже в претензии ко мне за такое истолкование. Некоторые факты
уже задолго до того достаточно убедили ее в наличии гомосексуальной
тенденции, так что она имела возможность добровольно признать эту
склонность, хотя это и было ей не так уж приятно. Поэтому если бы я на
данной стадии лечения сообщил ей об этом истолковании, то я уже не
встретил бы с ее стороны никакого сопротивления. Мучительность этой
нежелательной тенденции она уже преодолела посредством ее понимания.
Но она сказала бы мне: "Но почему мы вообще все еще анализируем этот
сон? Он ведь снова говорит о том, что я и так давно знаю". Это
истолкование и в самом деле не сообщает пациентке ничего нового;
поэтому оно для нее неинтересно и неэффективно. В начале лечения
подобного рода истолкование было бы невозможным просто потому, что
необыкновенная щепетильность пациентки ни при каких обстоятельствах не
допустила бы ничего подобного. "Яд" понимания надо было вливать в
высшей степени осторожно и малыми дозами, до тех пор, пока больная
постепенно не стала разумнее. Но если аналитический, или
каузально-редуктивный, метод уже не дает ничего нового, а лишь одно и
то же в различных вариациях, значит, наступил момент, когда необходимо
принять во внимание выходящие, возможно, на поверхность архетипические
мотивы. Если отчетливо проявляется такой мотив, то наступает момент,
когда целесообразно обратиться к другому методу интерпретации. Дело в
том, что каузально-редуктивный метод в таком случае имеет известные
недостатки. Во-первых и прежде всего, здесь неточно принимаются во
внимание идеи пациентки, например, ассоциация "рака" с болезнью.
Во-вторых, неясен сам выбор именно такого символа. Почему, например,
подруга-мать должна явиться именно в образе рака? Она могла бы
предстать, например, в более симпатичном и пластичном образе русалки.
("Она влекла его отчасти, отчасти к ней тянулся он" и т.д.) Ту же роль
могли бы играть полип или дракон, змея или рыба. В-третьих,
каузально-редуктивный метод забывает, что сновидение - это
субъективный феномен и что, следовательно, исчерпывающее истолкование
ни в коем случае не может относить образ рака только к подруге или
матери, а надо применить его также и к субъекту, т.е. к самой видевшей
сон. Видевшая сон есть все сновидение в целом; она - ручей, переход и
рак; эти подробности соответственно выражают условия и тенденции в
бессознательном субъекта.
Я поэтому ввел следующую терминологию: всякое истолкование, в котором выражения сновидения можно идентифицировать с реальными объектами, я называю истолкование на уровне объекта. Этому истолкованию противостоит такое, которое каждую часть сновидения, например, всех действующих лиц, относит к самому видевшему сон. Этот метод я обозначаю как истолкование на уровне субъекта. Истолкование на уровне объекта аналитично; ибо оно разлагает содержание сновидения на комплексы воспоминаний, которые соотносятся с внешними ситуациями. Истолкование на уровне субъекта, напротив, синтетично, так как оно отделяет лежащие в основе комплексы воспоминаний от внешних причин, понимая их как тенденции или моменты субъекта, и снова включает их в состав субъекта. (В переживании я переживаю не просто объект, но прежде всего самого себя, однако лишь тогда, когда я отдаю себе отчет в своем переживании.) В этом случае, таким образом, все содержания сновидения понимаются как символы субъективных содержаний.
Синтетический, или конструктивный, метод интерпретации состоит, таким
образом, в истолковании на уровне субъекта.
Синтетическое (конструктивное) истолкование
Пациентка не осознает, что препятствие, которое ей надо преодолеть,
заключено в ней самой, а именно - некоторая граница, которую трудно
переступить и которая препятствует дальнейшему продвижению вперед.
Однако есть возможность перейти через эту границу. Правда, именно в
этот момент возникает особенная и неожиданная опасность, а именно -
нечто "животное" (не- или сверхчеловеческое), уходящее назад и в
глубину и грозящее увлечь за собой всю личность. Эта опасность подобна
болезни, которая втайне возникает где-то и убивает, являясь
неизлечимой (превосходящей по силе). Пациентка воображает, будто это
ее подруга мешает ей и тянет ее вниз. Пока она так думает, ей,
разумеется, приходится на нее воздействовать, "тянуть" ее "наверх",
поучать, воспитывать; ей приходится делать бесполезные и бессмысленные
идеалистические усилия, чтобы не быть увлеченной вниз. Такие же самые
усилия делает, разумеется, и ее подруга; ибо она ведь в данном случае
подобна пациентке. Так они наскакивают друг на друга, подобно
дерущимся петухам, и каждая норовит одержать верх над другой. И чем
выше поднимается одна, тем выше приходится, страдая, подниматься и
второй. Почему? Потому что обе думают, что все дело в другом, в
объекте. Рассмотрение на уровне субъекта освобождает от этой
бессмыслицы. Дело в том, что сновидение показывает пациентке, что в
ней самой заключено нечто такое, что мешает ей переступить границу,
т.е. перейти от одной позиции или установки к другой. Истолкование
перемены места как перемены установки подтверждается выражениями в
некоторых первобытных языках, где, например, фраза "Я собираюсь
уходить" звучит: "Я нахожусь на месте ухода". Для понимания языка
сновидений мы, естественно, нуждаемся в многочисленных параллелях из
психологии первобытной и исторической символики, потому что ведь
сновидения по существу вытекают из бессознательного, которое содержит
остаточные возможности функционирования, исходящие из всех
предшествующих эпох исторического развития. Классический пример тому -
"переход через великие воды" в пророчествах "И Цзин".
Теперь, разумеется, все зависит от того, как мы понимаем значение образа рака. Прежде всего мы знаем, что это есть нечто такое, что проявляется в подруге (потому что она относит образ рака к подруге), и, далее, нечто, что проявлялось также и в матери. Обладают ли мать и подруга этими качествами в действительности - это в отношении пациентки не играет роли. Ситуация меняется лишь благодаря тому, что меняется сама пациентка. В матери уже ничего нельзя изменить, ибо она умерла. Подругу также нельзя заставить измениться. Если она хочет изменится, то это ее личное дело. То, что некоторое качество проявлялось уже в матери, указывает на инфантильное отношение. Итак, в чем же состоит тайна отношения пациентки к матери и подруге? Общее здесь - это бурное, экзальтированное требование любви, и она чувствует себя во власти этой страсти. Это требование обладает, таким образом, признаком непреодолимого инфантильного желания, которое, как известно, слепо. Речь здесь, следовательно, идет о некоторой не затронутой воспитанием, недифференцированной и неочеловеченной части либидо, которая носит насильственный характер инстинкта и, следовательно, не обуздана приручением. Для этой части образ животного является абсолютно точным символом. Но все же почему это животное именно рак? Пациентка ассоциирует это с раковым заболеванием, от которого умерла госпожа Х., и притом примерно в том возрасте, в котором находится сама наша пациентка. Речь, таким образом, могла бы идти об имеющей характер намека идентификации с госпожой Х. Мы должны поэтому исследовать этот момент. Пациентка рассказывает о ней следующее. Госпожа Х. рано овдовела, она была очень веселой и жизнерадостной. У нее был ряд приключений с мужчинами, в особенности с одним своеобразным человеком, одаренным художником, с которым пациентка была лично знакома и который произвел на нее завораживающее и тревожащее впечатление.
Идентификация может осуществляться лишь на основе некоторого бессознательного, нереализованного сходства. Так в чем же состоит сходство нашей пациентки с госпожой Х.? Здесь мне удалось навести пациентку на воспоминания о ряде прежних фантазий и сновидений, которые ясно показали, что и она имела в себе некоторую весьма легкомысленную жилку, которую она, однако, всегда с тревогой подавляла, так как боялась, что эта тенденция, которую она смутно чувствовала в себе, может склонить ее к какому-то аморальному образу жизни. Тем самым мы узнали еще кое-что важное о "животном" элементе. А именно речь идет о той самой неукрощенной, инстинктоподобной страстности, которая, однако, в данном случае направлена на мужчин. Тем самым мы теперь понимаем еще одну причину, по которой она не может отпустить от себя свою подругу: дело в том, что она вынуждена цепляться за подругу, чтобы не попасть во власть этой самой другой тенденции, которая кажется ей гораздо более опасной. Поэтому она удерживает себя на инфантильной, гомосексуальной ступени, которая, однако, служит ей защитой. (Это, как показывает опыт, один из самых действенных мотивов к тому, чтобы держаться за неподходящие, инфантильные отношения.) Но в этом содержании заключено также и ее здоровье, зародыш будущей здоровой личности, которая не боится риска жизни.
Пациентка, однако, сделала другой вывод из судьбы госпожи Х. Дело в том, что она поняла неожиданное тяжелое заболевание и раннюю смерть этой женщины как наказание судьбы за ее легкомысленную жизнь, которой пациентка (правда, не признаваясь в этом) завидовала. Когда госпожа Х. умерла, пациентка изобразила сильное огорчение, за которым скрывалось "человеческое, слишком человеческое" злорадство. Наказанием было то, что она, напуганная примером госпожи Х., надолго отшатнулась в испуге от жизни и дальнейшего развития и взвалила на себя мучительное бремя не приносящей удовлетворения дружбы. Разумеется, вся эта взаимосвязь не была ей ясна, иначе она ведь никогда бы так не сделала. Правильность этой констатации легко нашла свое подтверждение в материале.
Однако тем самым мы еще отнюдь не подошли к концу истории этой идентификации. А именно: пациентка вдобавок выделила то обстоятельство, что госпожа Х. обладала незаурядными художественными способностями, которые развились у нее лишь после смерти ее мужа и затем привели также к дружбе с упомянутым художником. Этот момент, по-видимому, следует отнести к существенным мотивам идентификации, если вспомнить рассказ пациентки о том, какое большое и завораживающее впечатление произвел на нее художник. Такого рода завораживание никогда не исходит исключительно от одного лица к другому, но всегда есть феномен отношения, в котором два лица участвуют постольку, поскольку завораживаемое лицо должно привнести сюда свою соответствующую предрасположенность. Однако эта предрасположенность должна быть для нее бессознательной; иначе не получается никакого завораживающего действия. Дело в том, что завораживание - это феномен, носящий насильственный характер, и здесь отсутствует сознательная мотивировка; т.е. это не волевой процесс, а некоторое явление, которое всплывает из бессознательного и в принудительном порядке навязывает себя сознанию.
Итак, следует допустить, что пациентка имеет бессознательную
предрасположенность, подобную предрасположенности художника. Но тем
самым она идентифицирована с мужчиной (я отнюдь не упускаю из виду
того факта, что более глубокое основание для идентификации с
художником заключается в известной творческой одаренности пациентки).
Вспомним наш анализ сновидения, где нам встретился намек на "мужское"
(нога). Фактически пациентка играет мужскую роль по отношению к своей
подруге; она является активной стороной, постоянно задает тон,
командует своей подругой и при случае насильно принуждает ее к
чему-либо такому, что хочет лишь она сама. Женственность ее подруги
ярко выражена, что проявляется и в ее внешнем облике, тогда как
пациентка явно принадлежит к определенному мужскому типу. Голос у нее
также более сильный и низкий, чем у ее подруги. Госпожа Х. описывается
как весьма женственное создание, по мягкости и привлекательности ее
можно сравнить, как находит пациентка, с подругой последней. Это
наводит нас на новый след. Пациентка, очевидно, играет ту же роль,
которую играл художник по отношению к госпоже Х., однако это отношение
здесь перенесено на подругу пациентки. Так бессознательно завершается
ее идентификация с госпожой Х. и ее любовником. Тем самым она все-таки
живет своей легкомысленной жилкой, которую она с таким страхом
подавляла; однако она живет ею не сознательно, а, напротив, самой
пациенткой играет эта бессознательная тенденция, т.е. она одержима как
бессознательная исполнительница своего комплекса.
Тем самым мы уже гораздо больше знаем об образе рака. Он представляет внутреннюю психологию этой неукрощенной части либидо. Ее снова и снова затягивают бессознательные идентификации. Они обладают этой силой потому, что они бессознательны, а в качестве таковых недоступны пониманию и не поддаются коррекции. Рак поэтому выступает как символ бессознательных содержаний. Последние все вновь и вновь стремятся вернуть пациентку к ее отношениям с подругой. (Рак пятится назад.) Отношение к подруге, однако, равнозначно болезни, ибо из-за этого она заболела неврозом.
Этот фрагмент, строго говоря, следовало бы отнести пока еще к анализу
на уровне объекта. Однако не следует забывать, что лишь благодаря
применению анализа на уровне субъекта, который тем самым демонстрирует
себя в качестве важного эвристического принципа, мы пришли к этому
знанию. Можно было бы практически удовлетвориться достигнутым до сих
пор результатом, но мы должны здесь еще удовлетворить требованиям,
выдвигаемым теорией, так как использованы еще не все идеи и еще
недостаточно выяснено значение выбора символов.
Обратимся теперь к замечанию пациентки о том, что рак лежал,
спрятавшись под водой, и что сначала она его не видела. Раньше она не
замечала этих только что разъясненных бессознательных отношений, они
были скрыты под водой. Ручей же является препятствием, мешающим ей
перебраться на другую сторону. Именно эти бессознательные отношения,
которые привязывали ее к подруге, мешали ей. Вода, таким образом,
означает бессознательное или, лучше сказать, бессознательность,
сокрытость; рак также есть бессознательное, однако он представляет
собой скрытое в бессознательном динамическое содержание.
Юнг К.-Г. Психология бессознательного. - М., 1994, с. 103-134.