Index | Анастасия Шульгина | Littera scripta manet | Contact |
О ФИЗИОЛОГИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
Мысль может быть сообщена другому лицу.
Альберт Эйнштейн
Но не выразить изустно,
Чем так смутно полон я.
П. Вяземский
Искусство - есть форма человеческой деятельности. Это известно. По превосходному определению Н. Акимова: "Искусство - есть средство общения между людьми. Это второй особый язык, на котором о многих важнейших и глубочайших вещах можно сказать лучше, чем на обыкновенном языке. Вместе с тем ряд понятий и мыслей - научных, технических, деловых - на обыкновенном языке излагаются проще и точнее".
Общение при помощи искусства имеет свои особенности. Искусство всегда
затрагивает, как говорили прежде, сферу чувств, или, по современной
терминологии, - область эстетических эмоций. Любые явления природы (в
том числе и человеческие взаимоотношения), побуждающие "движение
чувств", могут служить толчком для художественного творчества. Его
продукт - произведение искусства; оно призвано воссоздать
соответствующее "движение чувств" у читателя (слушателя, зрителя). Это
известное положение заставляет присмотреться к характерным чертам
эмоционально-эстетической информации и попытаться выявить
закономерности ее отличий от информации обычной (неэмоциональной или
рациональной).
Эмоции можно анализировать в эстетическом, психологическом или
физиологическом плане. Наша работа представляет собой попытку найти
физиологические предпосылки эмоционально-эстетической деятельности
человека.
Следует сделать небольшое отступление и рассмотреть проблему в целом.
Физиологические и эстетические явления упоминаются вместе, обычно для
их противопоставления. В форме обывательского протеста это
формулируется приблизительно так: "С одной стороны, эстетика - наука о
прекрасном, а с другой - неэстетическая физиология с ее лягушками и
крысами..." Порой высказываются опасения, что физиологический анализ
художественного творчества:
а) может, так сказать, "убить" самое искусство;
б) может привести к вульгарной биологизации гуманитарных наук.
Рассмотрим оба предположения. "Будет ли, - спрашивает Дж. Томсон, -
шутка все еще казаться нам смешной, когда мы узнаем интимные мозговые
процессы обусловливающие смех". "Я, конечно, надеюсь, - заключает он,
- что шутка останется шуткой". С этим трудно не согласиться. Никогда
еще анализ явления не устранял самого явления. Исследование механизмов
мышечного сокращения не отразилось на походке людей, а анализ
физиологии полового процесса не изменил взаимоотношений между мужчиной
и женщиной. Творчество не исчезнет от того, что его физиологические
механизмы станут специалистам более понятны.
Физиология не имеет также претензий (и, конечно, возможностей)
поглотить или подменить литературоведение. Физиология по самой своей
сущности не может анализировать содержание произведений искусства. Она
может только исследовать физиологические механизмы
эмоционально-эстетической активности человека. В любом учебнике
физиологии есть разделы, озаглавленные: "Голос" и "Речь". Но это
нисколько не ущемляет лингвистику и не вульгаризирует проблему
общественного значения речи. Вспомним, наконец, что существует крупный
раздел медицинской науки - "Физиология труда", хотя труд, как всем
понятно, явление социальное. Не меньшее право на существование имеет и
"физиология творчества". Практическое значение физиологии труда давно
уже доказано. Это дает основание полагать, что и будущая физиология
творчества окажется наукой не только интересной, но и полезной. Такое
предположение представляется естественным, хотя приходится согласиться
с тем, что попытки привлечь физиологию для обоснования эстетической
феноменологии пока что были мало эффективными. А подобного рода
попытки излагались неоднократно.
Значительное внимание во второй половине прошлого века уделялось
известным исследованиям Фехнера. Его экспериментальный
(психологический) анализ геометрических пропорций, которые
предпочитает человеческий глаз, привел к концепции о физиологическом
постоянстве объектов, оказывающих эстетическое воздействие. Близкая по
смыслу концепция была развита крупнейшим физиологом Гельмгольцем,
выдвинувшим резонансную теорию слуха и предложившим гипотезу,
обосновывающую эстетическое воздействие музыки. Известно, что
концепция Фехнера оказалась неполноценной и непоследовательной. Наряду
с абсолютным значением физиологического воздействия пропорций Фехнер
вынужден был признавать и эстетическую роль ассоциативных факторов.
Подчеркнем, что Гельмгольц был достаточно объективен и не пытался
абсолютизировать физиологические "вечные" признаки эстетических
воздействий. Он писал: "Система гамм, тонов и их гармоническое
построение основываются не только на неизменных законах природы, но
являются отчасти результатом эстетических принципов, которые
подвержены изменению в связи с постоянным развитием человечества".
Хотя "Эстопсихологая" Эмиля Геннекена и не относится к области
физиологии и с момента ее появления прошло более семидесяти лет, это
исследование и сейчас еще может оказаться полезным для физиологов,
интересующихся проблемами художественного творчества. Эмиль Геннекен
четко формулирует проблему психологии эстетического восприятия и круг
задач "эстопсихологии", одна из которых должна быть посвящена научному
анализу нравственного значения искусства. "Не ложатся ли эмоции, при
многократном повторении, в основу поведения личности, иначе говоря, не
может ли влиять род чтения на свойства личности." Э. Геннекен видит
специфику искусства в ее способности осуществлять эмоциональную
информацию. "Что значит, по своему существу, книга, картина, симфония.
Все эти произведения искусства являются совокупностью средств
воздействия на чувства, способных возбудить известного рода эмоции.
Что касается именно книги, то она есть словесное произведение,
предназначенное для того, чтобы с помощью различных образов...
возбудить в читателях особый род эмоций, эмоций эстетических."
Ряд работ, появившихся в России, был посвящен попыткам найти физиологические (часто с психологическим оттенком) предпосылки эстетической деятельности человека. Нужно назвать работы В.Ф. Велямовича, Л.Е. Оболенского, содержательные монографии С.О. Грузенберга, известные статьи В.М. Бехтерева и В. Савича. Позитивная сторона большинства прежних исследований имеет сейчас значение лишь для историографии вопроса.
В.Ф. Велямович и Л.Е. Оболенский пытались обосновать гипотезу, согласно которой "чувство красоты" прямым или косвенным образом связано с "физиологической полезностью" воспринимаемого объекта. Приведем пример, иллюстрирующий затруднение, с которым столкнулась эта гипотеза, и те софистические ухищрения, к которым приходилось прибегать ее авторам. Для того чтобы объяснить полезность признаков женской красоты, В.Ф. Велямович говорит о физиологическом значении широкого таза, женской полноты и т.д. и даже о том, что дамам полезна "относительно меньшая вместимость" черепной коробки. "Женское строение черепа (малая вместительность), строение лба (низкий лоб) и женственное выражение лица, - писал В.Ф. Велямович, - представляют внешнее выражение относительной бедности интеллекта; ...но ...очевидно, женщина в нем вовсе не нуждалась; высокое интеллектуальное развитие не только не представляло бы для нее никакой непосредственной полезности, но принесло бы даже вред, так как непроизводительная затрата жизненных сил на высокое умственное развитие... поглотила бы тот избыток органических сил, который мог быть направлен на произведение более сильного потомства". Тезис В.Ф. Велямовича о том, что мужчинам нравятся глупые женщины, избавляет от необходимости анализировать другие положения этой работы.
В 1923 году В. Савич, а в 1958 Л. Гумилевский поделились соображениями
о том, что физиология творческого процесса подчинена общим
закономерностям высшей нервной деятельности, сформулированным И.П.
Павловым. В. Савич показал, что процессы возбуждения и торможения, их
иррадиация и т.д. приложимы к творческой активности человека. Л.
Гумилевский сделал попытку использовать учение И.П. Павлова о второй
сигнальной системе для анализа художественной образности слова. Он
пришел к заключению, что "в единстве трех свойств художественного
слова - многообъемности, подкрепляемости, новизне словоупотребления -
заключается его изобразительная и эмоциональная сила".
Неубедительность этого утверждения для физиолога очевидна.
"Подкрепляемость" слова - атрибут всякой речи и, следовательно, не
выявляет его художественного значения.
Классические исследования И.П. Павлова служат фундаментом для
понимания общих закономерностей высших функций центральной нервной
системы. Любая деятельность человека - будь то научное исследование,
бытовые действия или художественное творчество, непременно реализуется
с участием коры головного мозга и поэтому всегда может иллюстрировать
справедливость учения И.П. Павлова. Использовать это учение для того,
чтобы сформулировать принципиальное отличие художественного творчества
от научного, не удалось ни В. Савичу, ни Л. Гумилевскому.
Приблизительно так же приходится оценить рефлексологический подход
В.М. Бехтерева к художественному творчеству. Критическая оценка
основных положений этих работ содержится в превосходной монографии
Л.С. Выготского.
Как известно, И.П. Павлов анализом художественного творчества специально не занимался. Обсуждая в кругу сотрудников (на так называемых павловских средах) проблему второй сигнальной системы, И.П. Павлов поделился соображением о том, что "соответственное преобладание первой и второй сигнальной системы делит людей на художников и мыслителей". Это положение одно время охотно цитировалось и рискованно широко трактовалось. Напомним, что против этого возражал ближайший ученик И.П. Павлова - Л.А. Орбели. Тезис о более высокой функциональной активности первой сигнальной системы у лиц, склонных к художественному творчеству, в сущности есть физиологическая формула известного положения о высокой впечатлительности художника.
Хотя физиология и не смогла еще решить существенных проблем
художественного творчества, ее усилия нельзя считать совершенно
напрасными. Все перечисленные работы рождены стремлением, говоря
словами В.Ф. Велямовича, "заменить мистические основания явлений
красоты - основаниями естественнонаучного свойства; дать строго
материалистическую обосновку даже таким явлениям, как феномены
красоты, которые - в силу исконной рутины - трактовались всегда по
преимуществу с трансцендентально-идеальной точки зрения". Та же мысль
содержится в работах Л.Е. Оболенского, С.О. Грузенберга, В. Савича,
В.М. Бехтерева. В статье "Личность художников в рефлексологическом
изучении" В.М. Бехтерев отметил, что "никакое детальное описание
озарения и вдохновения... не может привести к научному объяснению. Оно
и не пытается его дать; оно говорит о чуде".
Разгадать "чудо", найти его физиологический субстрат - задача важная и
интересная. Интерес и актуальность не утрачиваются от того, что
прежние попытки решить задачу не привели к положительным результатам.
Особенности эмоциональной информации
Эстетические эмоции представляют собой частный случай всякой
эмоциональной активности человека, а информация эстетических эмоций
лишь частный случай любой эмоциональной информации. Так же как речь -
явление более широкое - служит предпосылкой для художественной
литературы, так и эмоциональная активность человека оказывается одной
из физиологических предпосылок для его эмоционально-эстетической
деятельности. Обратим внимание на ее элементы и рассмотрим несколько
простейших примеров эмоционального сообщения (не считаясь с его
эстетическим значением).
"До чего здорово! Мировая картина! Нет, ей-богу! Честное слово!" - восклицает, например, кинозритель. Подобное восклицание позволяет судить об интенсивности его впечатления и не дает возможности установить, что именно взволновало человека. Пересказ киновпечатления обычно воодушевляет более рассказчика, чем слушателя. Этот банальный пример представляется поучительным. Принципиальная сторона подобного явления характерна почти для каждого эмоциональною восклицания. Характерна она и для брани.
Бранные вопли, гневные или восторженные, всегда информируют окружающих о возбуждении собеседника, хотя их текст обычно не имеет содержательной фабулы.
Возникающие в момент возмущения или гнева бранные восклицания подлежат не эстетической, а этической оценке и заслуживают, понятно, осуждения. Мы хотим только отметить, что брань демонстрирует очень доступный и примитивный способ неадекватного возмещения речевых возможностей в момент эмоционального возбуждения. Как легальные, но бессодержательные восклицания типа: "Вот это да!", "Здорово!", "Ей-богу!" и т.п., так и бранные возгласы часто вырываются в тех случаях, когда волнующие обстоятельства не удается облечь в полноценную словесную форму, изоморфно выражающую предмет волнений. Причину таких форм речи обычно относят за счет ее индивидуальной ограниченности. Предполагается, что если культура устной речи у данного субъекта была бы достаточно высокой, то он не стал бы прибегать к набору восклицаний, а нашел бы адекватную вербальную формулу, то есть сумел бы посредством правильной речи объяснить, чем он взволнован. Подобные представления, однако, нельзя признать удовлетворительными.
Множество примеров доказывает, что человек может владеть речью,
избегать бранных слов и индифферентных восклицаний и все же быть
неспособен передать окружающим волнующие его обстоятельства. Культура
речи сама по себе, так сказать, автоматически не обеспечивает
эмоциональной информации. Это положение вряд ли требует специальных
доказательств.
Следовательно:
- словесная эмоциональная реакция явление достаточно частое,
- ее простые проявления легко информируют окружающих о состоянии возбуждения субъекта,
- простые эмоциональные восклицания не дают возможности слушателям
воспроизвести картину "движения чувств" человека,
- такую картину автоматически не обеспечивает и протокольно точная и корректная речь.
Почему адекватная эмоциональная информация оказывается такой трудной? Почему обычная (рациональная) речь, вполне пригодная для делового, бытового и научного общения, оказывается вдруг недостаточной, когда предметом информации становится "сфера чувств"? Почему научные положения поддаются сообщению "без потерь", а эмоциональные оттенки художественного произведения оказываются такими хрупкими и могут легко утрачиваться в процессе передачи? Почему упрощенный и сокращенный пересказ позволяет нам понять и оценить законы Ньютона, но не дает возможности ни понять, ни оценить трагедии Шекспира? Почему при переводе с одного языка на другой научная информация будет стопроцентной, если только перевод составлен грамотно, но эмоциональная информация литературного произведения может быть частично или полностью потеряна, несмотря на идеальное соблюдение всех грамматических правил? Все эти вопросы касаются явлений таких частых и привычных, что они порой не вызывают нашего удивления и не заставляют задумываться об их сущности. Проблема все же существует и требует своего решения.
Поскольку эмоциональная информация не может быть достигнута средствами
"обычной речи" и требует "особого языка", то нужно признать, что:
- существуют некие факторы, ограничивающие возможности "обычного языка";
- потребность высказаться не всегда соответствует возможностям "обычного языка";
- существуют способы, позволяющие в большей или меньшей степени преодолеть недостаток эмоциональной выразительности обычной речи и значительно увеличить объем информации.
Проблема, следовательно, касается "особого языка", который
используется в искусстве. Эта проблема затрагивает область эстетики,
но может быть предметом анализа на уровне лингвистики, семантики,
гносеологии или на уровне теории информации. Наша задача рассмотреть
эту же проблему на уровне физиологии. Поскольку функция речи
обеспечивается центральной нервной системой, то следует попытаться
установить, какие физиологические факторы ограничивают возможности
эмоционального сообщения посредством "обычного языка" и что позволяет
"особому языку" искусства компенсировать эту ограниченность и
осуществлять эмоциональную информацию.
Физиологические предпосылки эмоциональной информации
Подвергать сомнению существование рефлекторной дуги могло бы
обозначать то же самое, что отрицать наличие тонких кишок... Даже
самый упрямый противник физиологических объяснений в психологии едва
ли может забыть ту живую ткань, из которой рефлекс первоначально
возник.
Д. Миллер, Ю. Галлантер, К. Прибрам
"Любое исчерпывающее описание эмоций должно быть выражено в терминах,
характеризующих реагирующий механизм", - писал Линдслей. Придерживаясь
этого принципа, будем исходить из следующих предпосылок:
а) эмоциональная информация человека обусловлена функцией высших
отделов нервной системы;
б) простейшим элементом такой функции является рефлекс.
Напомним, что такой подход не оригинален; он представляет собой лишь
частный случай общей принципиальной постановки вопроса,
сформулированной сто лет тому назад. Имеется в виду трактат И.М.
Сеченова "Попытки ввести физиологические основы в психические
процессы", позже переименованный в "Рефлексы головного мозга".
Используя картезианский материалистический принцип рефлекса,
утверждающий детерминированность физиологических реакций, И.М. Сеченов
представил теоретические доказательства, что психическая деятельность
не является имманентной, а всегда обусловлена материальными
воздействиями - раздражением нервных окончаний. В настоящее время эта
точка зрения не вызывает сомнений, хотя в годы ее возникновения она
представлялась рискованно-смелой в научном отношении и кощунственной в
общественном.
Рассмотрим вкратце основные закономерности нервной деятельности и попытаемся выяснить, позволяют ли они объяснить физиологическую сущность эмоциональной информации и ее отличия от информации неэмоциональной (то есть обычной или рациональной).
Первичный элемент нервной функции представлен рефлекторной дугой. По
определению И.П. Павлова рефлекс - "это есть реакция организма на
внешний мир, происходящая при посредстве нервной системы, причем
внешний агент, трансформируясь в нервный процесс... достигает того или
иного органа, вызывая его деятельность. Эта реакция - специфическая и
постоянная". Таким образом, простой рефлекторный акт позволяет
объяснить множество физиологически целесообразных и специфических
реакций организма, однако не содержит предпосылок для понимания
сущности эмоциональных форм поведения людей. Высшее достижение
научного анализа рефлекторных функций - учение И.П. Павлова о
временных связях (то есть об условных рефлексах) приложимо в равной
степени и к эстетической и к рациональной деятельности человека.
Механизмы обратных связей, известные, кстати сказать, физиологам еще
до возникновения кибернетики как науки, тоже не дают возможности
решить наш вопрос. Эмоциональные функции кибернетика моделировать еще
не умеет.
В центральную нервную систему поступает множество импульсов. Для координации и регулирования ее деятельности чрезвычайное значение, как известно, имеют процессы торможения. Одно из оригинальных решений вопроса о взаимоотношении процессов возбуждения и торможения представлено теорией парабиоза Н.Е. Введенского, а по отношению к функциям центральной нервной системы - теорией доминанты А.А. Ухтомского. Теория доминанты, согласно которой "доминирующий центр подкрепляет свое возбуждение посторонними импульсами и тормозит другие текущие рефлексы", объясняет многие функциональные особенности нервной деятельности, в частности закономерности регулирования "векторов нашего поведения". Статья А.А. Ухтомского "Доминанта, как фактор поведения" заслуживает самого пристального внимания при разработке проблемы физиологии и психологии творчества. Однако явление доминанты позволяет объяснить закономерности целеустремленного поведения человека при любой его деятельности: и литературной, и научной, и коммерческой, и криминальной. Таким образом, рассмотренные выше общие закономерности функций центральной нервной системы не содержат предпосылок для понимания различий ее эмоционально-эстетической и рациональной активности.
Все же представляется, что существует такая особенность строения и функции нервной системы, которая может служить теоретической предпосылкой (нужно подчеркнуть, что только предпосылкой) для объяснения как эмоциональной, так и рациональной активности человека и для понимания функциональных различий между ними.
Известный физиолог Шеррингтон обратил внимание на то, что центральная
нервная система функционирует по принципу воронки. Количество
чувствительных нервов значительно больше, чем нервов двигательных.
Поэтому количество поступающих в центральную нервную систему импульсов
превосходит возможности качественно различных рефлекторных ответов.
Принцип воронки или "принцип общего конечного пути, чрезвычайно мало
использованный до сих пор, - как заметил однажды А.А. Ухтомский, -
обещает в будущем большие приобретения для физиологии". Нам
представляется, что именно принцип воронки может быть привлечен для
объяснения некоторых особенностей эмоционально-эстетической
деятельности человека.
Предположение о том, что физиологический принцип общего конечного пути
или принцип воронки позволяет понять отдельные элементы
эмоционально-эстетической активности человека, представлявшееся нам
новым (нам не удалось найти подобных работ), оказалось не
оригинальным. Сходная точка зрения была кратко изложена в 1925 году
талантливым советским психологом, покойным Л.С. Выготским в
неопубликованной (и неизвестной нам) рукописи, по материалам которой
В.В. Ивановым в декабре 1962 года был сделан доклад. В тезисах доклада
содержится следующее положение: "Шеррингтон сравнивал нашу нервную
систему с воронкой, которая обращена широким отверстием к миру и узким
отверстием к действию. Мир вливается в человека через широкое
отверстие воронки тысячью зовов, влечений, раздражений, ничтожная их
часть осуществляется и как бы вытекает наружу через узкое отверстие.
Эта неосуществившаяся часть жизни должна быть изжита. Искусство,
видимо, и является средством для такого взрывного уравновешивания со
средой в критических точках нашего поведения".
В это положение, как нам представляется, следует ввести поправку.
Конечно, "взрывное" уравновешивание со средой само по себе не является
причиной искусства, а только определяет особенность корковых
эмоциональных реакций (брань к области эстетики не относится), а уж
последние служат одним из компонентов эмоционально-эстетической
деятельности человека.
Слово и принцип воронки
Рассмотрим в свете этого предположения проблему слова. Сопоставим два явления.
А. Система речи (то есть вторая сигнальная система), как показали В.М. Бехтерев и И.П. Павлов, подчиняется общим закономерностям рефлекторных процессов.
Б. Принцип воронки выражает особенности функций не только спинного
мозга, но и высших его отделов.
Сопоставление этих двух фактов приводит к выводу о том, что количество поступающих в кору головного мозга сигналов превосходит физическую возможность их полного словесного выражения. Иначе говоря, мы воспринимаем гораздо больше, чем можем рассказать.
При обычной, то есть рациональной, а не эстетической деятельности,
речь не испытывает больших затруднений. Мы умеем обозначать отдельные
явления, их признаки, частные понятия и т.д. Слово способно выполнять
функцию рефлекторного эффекта. Органы чувств воспринимают сумму
признаков, и это позволяет с достаточной точностью воспроизвести
словесный рефлекс (ответ): "в зале сидят люди", "это папиросы" и т.п.
Но рассмотрим другой случай. Вас привлекает, например, вид, который
открывается из окна. Возникающие при этом впечатления зависят не
только от физической характеристики пейзажа, но и от вашего
умонастроения, обусловленного и физиологическим состоянием, и
общественным мироощущением, и тем, например, как вы сегодня спали, и
что узнали из газет по поводу волнующих вас событий, и т.д. Все нюансы
ощущений не могут быть выражены протокольной характеристикой пейзажа,
лично вами сейчас воспринятого. Это принципиально неосуществимо.
Создание новых слов здесь делу не помогает. Можно обратить внимание,
что в настоящее время новые термины возникают главным образом для
удовлетворения нужд науки, а не эстетической информации. Открытие
новых явлений, новых признаков приводит к необходимости их
специального обозначения. Сейчас в некоторых науках возникают целые
словари, малодоступные неспециалистам. Причем создание новых научных
терминов часто осуществляется стандартным агглютинативным путем и не
требует "мук творчества", свойственных поискам "художественного
слова".
Не испытывая никаких "мук", можно создать новое слово, обозначающее,
например, еще не возникшую, но уже зародившуюся новую науку - науку о
творчестве. Ее можно было бы именовать, скажем, креологией (от "creo"
- творить).
Простого обилия слов недостаточно для выражения данного эмоционального
состояния. Совокупность импульсов, его определяющих, принципиально
больше вербальных возможностей человека. Избыток раздражений,
характеризующий эмоциональную корковую реакцию, приводит к
дополнительным рефлекторным ответам, иначе говоря, избыток раздражений
вовлекает в реакцию дополнительные эффекторы.
Рациональная рефлекторная реакция через вторую сигнальную систему взрослого человека - "это пирожное" - будет отличаться от эмоциональной реакции ребенка, который в данной ситуации, от "избытка чувств", может проявить множество дополнительных (и физиологически бессмысленных) реакций, - будет прыгать, хлопать в ладоши и даже может заговорить стихами. В данном случае речь идет о стихийном эмоциональном самовыражении. Оно может не иметь эстетического значения, как не имеет его брань или бессмысленное восклицание, иррационально компенсирующие ограниченность речевых возможностей.
Наш вывод удобно иллюстрировать следующей аналогией. В распоряжении регулировщика уличного движения имеется три сигнала: желтый, красный и зеленый. Три сигнала позволяют регулировать уличное движение, но, конечно, не дают человеку возможности выразить все, что он чувствует, наблюдая потоки несущихся машин и муравейник не всегда организованных пешеходов. Допустим, что запертый в будке регулировщик будет чем-то сильно взволнован и не сможет сдержать своих чувств. Эмоциональная реакция в этом случае выразилась бы, вероятно, в форме необычного мигания светофорных огней. Такой способ "отвести душу" привел бы к выразительному и достаточно бессмысленному эффекту, аналогичному поведению человека при стихийной эмоциональной разрядке.
Количественная оценка соотношения воспринимаемых ощущений
и возможностей их словесного выражения
Вывод о существенной ограниченности речевых возможностей человека
может показаться иллюзорным. Сомнения понятны! Неужели же десятки
тысяч слов и их комбинаций не позволяют человеку точно выразить все,
что он захочет? Неужели горы книг и целые библиотеки библиографических
указателей не доказывают "безграничные" возможности нашей вербальной
деятельности? Вывод может казаться сомнительным до тех пор, пока
количественная оценка не позволит сопоставить объем ощущений и число
возможных словесных формулировок.
Казалось, что определить число возможных ощущений достаточно трудно.
Однако после моего доклада, в котором сообщалась рассматриваемая здесь
гипотеза, Е.Г. Эткинд высказал соображения о том, что было бы можно
использовать принцип воронки для оценки цветовых восприятий. Эта мысль
оказалась удачной. Количество различаемых цветовых оттенков известно.
Известно также приблизительное число колбочек сетчатой оболочки глаза,
то есть точек, воспринимающих цветовые ощущения. Это позволяет решить
нашу задачу. Человеческий глаз различает 128 цветовых оттенков. Уже
эта величина достаточно показательна. Наш словарь не располагает
терминами для обозначения 128 цветовых оттенков. Таким образом,
человек цвета различает, а назвать их затрудняется. В "Атласе цветов"
приводится пятнадцать названий для хроматических цветов: красный,
красно-оранжевый, оранжевый, оранжево-желтый и т.д.
Недостаток специальных терминов возмещается ассоциативной информацией.
Мы говорим: сиреневый цвет, салатный, кирпичный, вишневый и т.п.,
демонстрируя тем самым беспомощность и необходимость обозначать
окраску частным признаком случайного предмета.
Речь шла о словесном обозначении чистых тонов. Однако реальный мир
представлен глазу не в форме гомогенного цветного пятна, а в виде
пестрого сочетания множества цветовых оттенков.
Если число цветовых узоров ограничивается только перестановкой 128
чистых цветовых тонов (например, в коробке 128 цветных карандашей,
которые мы меняем местами), то количество вариантов, равное факториалу
128, достигнет 10**212. Чтобы обозначить эти цветовые картины
пользуясь словарем в 50.000 слов, каждую из них пришлось бы описывать
при помощи 45 слов. Здесь для упрощения принимается, что мы можем
комбинировать слова в любом порядке, то есть можем не считаться с
грамматикой (не говоря уже о стилистике). В действительности же для
обозначения каждого из 10**212 событий пришлось бы, несомненно,
использовать еще более длинные фразы.
В нашем расчете число цветовых картин резко занижено. Мы рассматривали только перестановки 128 цветовых оттенков. Но сетчатая оболочка глаза содержит около 6 миллионов колбочек. Учитывая, что одно нервное волокно связано с многими концевыми аппаратами (палочками и колбочками), примем, что глаз способен к рецепции около 100.000 цветовых точек. В этом случае размещение 128 цветовых оттенков в 10**5 точках соответствует возможности 128**100.000 цветовых картин. Никакого словаря для вербального обозначения каждого из этих ощущений, конечно, не хватит. Для наименования каждого из них средствами пятидесятитысячного словаря был бы нужен текст, содержащий 42 тысячи слов (70-80 авторских листов). Ситуация практически не изменится, если мы даже примем, что вербальные возможности человека соответствуют объему "Оксфордского словаря английского языка", то есть равны 500 тысячам слов.
Наш подсчет, думается, не преувеличивает возможности зрительных ощущений. Их число, вероятно, еще больше. Мы не принимали во внимание: а) колебания интенсивности цветовых окрасок и их матовость или глянцевитость; б) динамику изменений во времени цветовых картин и в) сочетание цветовых картин с тоновыми (ахроматическими).
Примем для простоты, что глаз различает только два тона - черный и белый (хотя это заведомо не так - во-первых, ахроматических цвета не два, а три: черный, белый и серый. Во-вторых: "Белых цветов много. Обычная писчая бумага, мел, мелованная бумага, снег, гипс, свинцовые белила, цинковые белила имеют белый цвет. Но свежевыпавший снег белее мела, цинковые белила светлее свинцовых. Серых цветов тоже много... И черных цветов много: черный бархат темнее черного сукна, черное сукно темнее черной фотографической бумаги..." (Алексеев С.С. О цвете и красках).). Количество точек, принимающих зрительное ощущение, уменьшим до числа отдельных нервных волокон зрительного нерва. Их около миллиона. Это минимальная величина, потому что рецепторов, реагирующих на световое раздражение в сетчатой оболочке глаза, около ста миллионов. Но и в этом случае количество различимых глазом статических картин окажется сверхастрономическим - два в миллионной степени, то есть 10**300.000.
Специалисты допускают, что человек может различать 150 тысяч слов.
Используя этот вербальный запас и составляя фразы из десяти слов,
можно было бы, как показывает Дж. Миллер, описать 10**52 событий, если
бы порядок и повторение слов не имели бы никаких ограничений. Увеличив
фразу до 20 слов, а объем словаря до 500 тысяч, мы получили
теоретическую возможность составить 10**114 предложений. Это ничтожная
доля по сравнению с 10**300.000 зрительных узоров, хотя сама по себе
величина 10**114 достаточно грандиозна. Такого числа предложений не
было произнесено за все существование человечества. Самый болтливый
субъект, выдающий круглосуточно по фразе каждую секунду, за всю свою
жизнь мог бы произнести около 10**9 предложений, а миллиард людей за
10 тысяч лет - около 10**20 фраз. Конечно, теоретически возможное
число зрительных образов также оказывается практически не реализуемым.
Но в данном случае это не имеет значения. Важен вывод о резком
несоответствии между максимальными функциональными возможностями
начального (зрения) и конечного (речь) этапов реагирующего механизма,
иначе говоря - вывод о том, что мы можем увидеть значительно больше,
чем сказать.
Здесь нужна оговорка. Подсчитывая то, что можно подсчитать, мы
определили максимальные потенции периферической, а не центральной
части зрительного анализатора, то есть, попросту говоря - наша оценка
касается работы глаза, а не мозга. Известно, что только часть
постоянно меняющихся визуальных раздражений имеет значение для сферы
ощущений. Количественной характеристики последней мы не нашли в
статьях Грэхема "Зрительное восприятие" и Бартли "Психология зрения".
В.Д. Глязер и И.И. Цуккерман критически относятся к данным Шобера об
исключительно высокой пропускной способности зрительной системы,
справедливо отмечают, что Шобер характеризует только рецепторную
функцию зрительного анализатора. С другой стороны, очень интересные
данные В.Д. Глязера и И.И. Цуккермана позволяют оценить опять же не
зрительное ощущение, а осознанное зрительное восприятие. Различия
между процессами восприятия и ощущения известны и не позволяют
оценивать вторые посредством первых. Не располагая точной
количественной характеристикой мозговых зрительных ощущений, мы должны
обратить внимание, что даже одна стомиллионная доля картин,
различаемых сетчатой оболочкой глаза, в миллиарды раз выше вербальных
возможностей человека.
Вывод о принципиальной невозможности выразить словами все то, что
замечает глаз, легко обосновать также простым сопоставлением скорости
зрительного восприятия и скорости речи. Здесь даже не обязательно
прибегать к физиологическим данным. Личный опыт выявляет неспособность
языка "угнаться за глазом". Приведем частный пример: торопливая речь
радиокомментатора не дает любителям футбола той же информации и
наслаждения, какое они получают, наблюдая за игрой воочию.
Как известно, источником ощущений служит не только зрительный
анализатор. Ухо позволяет различать около 340 тысяч тонов, обоняние -
многие сотни запахов. Вкусовые, тактильные, термические и болевые
раздражения создают условия для такого количества ощущений и их
комбинаций, которое трудно поддается учету. Понятно, что все нюансы
ощущений, зависящие от сочетания раздражений и их последовательности,
нельзя выразить словами. Впрочем, в этом и нет необходимости.
Умение замечать "то, что нужно", и не замечать того, что не нужно, - есть условие всей нашей деятельности. Это условие постоянно обеспечивается функциональными свойствами наших органов чувств и, еще больше, центральной нервной системы. С одной стороны, организм нуждается в максимально широкой и точной информации, позволяющей ему ориентироваться во внешней среде. С другой стороны, анализ некоего явления возможен только при способности сосредоточиться и отключиться от ненужных сейчас раздражений. Нервная система обладает удивительной способностью то увеличивать, то уменьшать внимание к многочисленным раздражителям, то есть менять остроту и объем ощущений.
Приведем несколько физиологических примеров. Обострение зрительного (и не только зрительного) восприятия, вплоть до его искажения, обусловлено "явлением контраста". Явление это заключается в преувеличении действительной разницы между световыми и цветовыми качествами двух одновременных или последовательных впечатлений. Так, серое пятно на светлом фоне кажется темнее, а на темном фоне - светлее. Бесцветное сероватое поле на красном фоне приобретает слегка зеленоватый, а на синем - желтоватый оттенок. Другое универсальное свойство анализаторов заключается в их выраженной способности к адаптации. "Всякое раздражение, если оно повторяется, не сопровождаясь далее никаким другим более существенным последствием для организма, делается безразличным. Мы окружены массой картин, звуков и т.д., но если они не причиняют нам важного в каком-либо отношении раздражения, то мы относимся к ним безразлично, как будто они не существуют", - писал И.П. Павлов. В противоположность этому, нарушение монотонности, то есть появление новых, неожиданных раздражителей, обостряет восприятие. И далее:
"Всякий новый раздражитель, падающий на нас, вызывает соответствующее движение с нашей стороны, чтобы лучше, полнее осведомиться относительно этого раздражителя. Мы вглядываемся в появляющийся образ, прислушиваемся к возникающим звукам, усиленно втягиваем коснувшийся нас запах и, если новый предмет поблизости нас, стараемся осязать его и вообще стремимся охватить или захватить всякое новое явление или предмет соответствующими воспринимающими поверхностями, соответствующими органами чувств.
Такую реакцию на новый раздражитель И.П. Павлов называл рефлексом "что
такое", или ориентировочным (исследовательским) рефлексом.
Таким образом, активная функция органов чувств и центральной нервной
системы позволяет нам то остро воспринимать, то вовсе не замечать
бесчисленные и избыточные раздражители. Все же часть избыточных
раздражителей нами воспринимается. Их больше, чем требуется для нашей
рациональной деятельности. Около четырех процентов мужчин страдает
дальтонизмом и другими дефектами цветового зрения. Правда, дальтоник
не различает сигналов светофора и поэтому не может водить автомашину
или паровозы. В остальном же он является полноценным человеком,
способным обеспечить функцию сохранения особи и рода.
Может быть, человек даже оказывается в некоторой степени жертвой
избытка достигающих его раздражителей. Нам не удается целиком
отгородиться от дополнительных и не нужных в данный момент звуков,
запахов, зрительных или тактильных раздражений. То сильнее, то слабее
они воспринимаются нами вне зависимости от их значения. Нас волнует
закат, и мы заметим радугу на небе, но не почувствуем колебаний
радиоактивного фона атмосферы. Из поля нашего зрения не выпадет,
например, лысина или форма носа человека, с которым мы встретились для
чисто деловой беседы. Мы заметим хромоту певца, и это произведет на
нас определенное впечатление, хотя мы пришли на концерт ради его
вокального мастерства, и т.д.
Нюансы ощущений, вызванных оттенками заката или совокупностью других
воздействий, могут вызвать нашу реакцию в форме восклицаний, мимики
или эмоциональных жестов. Порой мы склонны насвистывать или напевать,
барабанить пальцами или отбивать такт ногой. Все эти бесполезные
рефлекторные акты суть внешние отголоски нашего субъективного мира. И
жест, и насвистывание, и мимика, и восклицание говорят окружающим о
наличии некоего эмоционального потенциала, но осуществить эффективную
эмоциональную информацию и сообщить другим индивидуальные нюансы
ощущений не могут. Нельзя это сделать и посредством протокольно
точного словесного сообщения. Тут необходим "второй, особый язык" -
язык искусства.
Эмоционально-эстетическая информация
Я пишу эту книгу, чтобы вытряхнуть из головы некоторые мысли, которые что-то уж очень прочно в ней застряли и смущают мой покой... Нелегко выразить словами то, что хочешь.
Сомерсет Моэм. "Подводя итоги"
В порядке аналогии мы вспоминали процесс регулирования уличного
движения. По этой аналогии принцип воронки сопоставлялся с работой
милиционера-регулировщика, ограниченность рефлекторных ответов - с
тремя световыми сигналами, а непроизвольная эмоциональная реакция - с
беспорядочным включением светофорных огней взволнованным милиционером.
Чтобы добиться эмоциональной информации, должно произойти явление,
обратное принципу воронки. При этом второй регулировщик на смежном
перекрестке, наблюдая необычные подмигивания соседского светофора,
должен был бы почувствовать душевное состояние своего коллеги. Задача
довольно трудная. Именно такие принципиальные трудности возникают при
необходимости адекватной передачи эмоционально-эстетической информации
от субъекта (например, от писателя) объекту (например, читателю).
Снова подчеркнем, что здесь речь идет только о форме, а не о
содержании искусства, общественный характер которого исключает
компетентность физиологии. Как писал Б.С. Мейлах, "физиология,
разумеется, не претендует на решение задач, выходящих за пределы ее
области знаний".
Поскольку художественный образ позволяет осуществить эмоционально-эстетическую информацию, то значит он компенсирует ограничения, наложенные принципом воронки на словесное описание наших ощущений. Следовательно, с нашей точки зрения, художественный образ восполняет ограниченные возможности протокольно-рациональных форм сообщения и вызывает соответствующий или близкий эмоциональный резонанс у другого лица.
Эмоциональная выразительность устной речи, так сказать, ее образность
достигается тем, что ее номинальное содержание дополняется интонацией,
мимикой, жестом. И эти элементы используются в искусстве.
Эмоциональная выразительность письменной речи связана со значительными трудностями. "Муки слова" выражают конфликт между желанием и невозможностью адекватно выразить напряжение эмоциональной сферы. Разве не об эмоциональном напряжении говорят строки Пушкина: "И звуков и смятенья полн...", "...мечты кипят, теснится тяжких дум избыток" или Тютчева: "Поэт, избытком чувств влеком..." Но как выразить этот избыток чувств? Поэт знает "...такое.., о чем в словах всего не рассказать..." (С. Есенин); ведь "...в целом мире нет такого шифра, чтоб обозначить горе или счастье" (Б. Слуцкий), и нет простого способа "...добыть драгоценное слово" (В. Маяковский), то самое слово, которое "...событья былью заставляют биться" (Б. Пастернак).
Умение преодолеть утилитарную ограниченность слова есть показатель
высокого писательского мастерства. Наоборот, задача научной
формулировки - не выходить за пределы этой ограниченности. Идеальным
научным выражением является формула, например, математическая или
химическая. Омоним, или даже некоторая многозначность термина,
приводит в науке к путанице и недоразумениям. Для литературной же речи
многозначное слово - счастливая находка. Художественное слово должно
оказать эффект, обратный воронке. "Словесные сигналы" писателя
призваны вызывать в центральной нервной системе читателя эмоциональный
образ, соответствующий значительно большему числу возбуждающих
стимулов, чем это выражается рациональным значением речи. Чтобы
"ударить по сердцам с неведомою силой" (Пушкин), художественное слово
прибегает к специальным средствам, использует приемы гиперболы,
метафоры и т.д.
Рассмотрим, как удается писателю достичь эмоциональной информации, когда он хочет выразить совокупность цветовых ощущений. Сделать это не так просто. Маяковский пишет:
Воздух - желт. Песок - желт.
Сравнишь - получится ложь ведь!
А вот писатель говорит о "сизых с морозом" смушках у Ивана Ивановича
или о суконном балахоне "цвету застуженного картофельного киселя у
дьяка Фомы Григорьевича", и мы начинаем чувствовать эти цветовые
оттенки. И "глянцевито-румяная" горничная у Л. Толстого ("Три смерти")
и "враждебность фиолетовых занавесок" у М. Пруста ("В поисках за
утраченным временем") позволяют воссоздать цветовые картины, которые
объективный протокол выразить не может. Глаза "как небо голубые" или
как мокрая черная смородина, губы похожи то на спелую вишню, то на
лепестки роз и т.д. Предметом информации оказывается не частная
характеристика цветового пятна и его размеров, а целый комплекс
ощущений. Физиологической предпосылкой комплексной информации служит
способность центральной нервной системы к ассоциативной, то есть
условно-рефлекторной деятельности. Ассоциации, то есть условная связь,
позволяют одному или немногим признакам воссоздать комплексную картину
множества признаков и неописуемых ощущений. Звонок в опытах И.П.
Павлова вызывал у собаки такую же реакцию, как сложный комплекс
пищевых (зрительных, вкусовых и обонятельных) раздражений.
Эффект, обратный воронке, может обеспечить эмоциональную информацию,
конечно, в том случае, если он воссоздает не просто совокупность
частных признаков, а одновременно и общую эмоциональную окраску
явления. Поэтому глаза сравниваются не с сажей, а с черной смородиной,
а цвет губ - не с кровью, а с ягодами или лепестками цветов (если
только героиня вызывает положительные эмоции). "Локоны льняные"
характеризуют и цвет волос Ольги Лариной и равнодушие автора к ее
красоте. Какими бы ни были волосы у мальчишки из рассказа О. Генри
"Вождь краснокожих", но о них нельзя сказать "золотые кудри" или
"цвета спелой ржи". Это не допускает общая характеристика героя.
Поэтому у мальчишки были волосы "приблизительно такого цвета, как
обложка журнала, который обычно покупаешь в киоске, опаздывая на
поезд". Эмоциональная характеристика играет часто большую роль, чем
физическая. В последнем примере физическая характеристика вообще
отсутствует (цвет волос так и не назван), что, впрочем, не
препятствует читателям О. Генри видеть рыжего мальчишку.
Условная связь (ассоциация) возникает, как известно, в процессе
личного опыта. А.А. Потебня писал: "Запах может напомнить нам весь
цветок, но только если он был нам раньше известен". Без
предварительной подготовки комплексная информация неосуществима.
Поэтому, например, фраза Льва Толстого "Голубое, как горящая сера,
озеро..." ("Из записок князя Д. Нехлюдова") может у читателей и не
вызвать четких цветовых представлений.
Метафоры, используемые для образной передачи не только цветовых
картин, но и любых других ощущений, оказывают комплексное
эмоциональное влияние, то есть вызывают эффект, обратный воронке.
Рассмотрим пример. В песне 17 "Илиады" описано, как троянцы пытаются и
не могут отобрать у ахейцев труп Патрокла. Выражение "троянцы пытаются
и не могут отобрать у ахейцев труп Патрокла" есть протокольная, так
сказать, научная характеристика данного события. Но научный протокол
этого события вовсе не способен выразить то обилие эмоциональных
впечатлений, которое испытал очевидец. Чтобы вызвать у слушателя
сходное эмоциональное состояние, поэт прибегает к дополнительным
воздействиям при помощи системы метафор. Вот как изображается натиск
троянцев:
...Кинулись, словно собаки, которые вслед за кабаном
Раненым мчатся стремглав впереди молодых звероловов,
Рвутся они кабана растерзать: но когда, окруженный,
Вдруг он назад обернется, на силу свою полагаясь,
Быстро бросаются прочь, перед ним рассыпаясь в испуге,
Так и троянцы...
Но ахейские герои непоколебимы:
...Двое Аяксов держались, как против воды разъяренной
Держится выступ лесистой горы...
...Натиски вод отражая и их направляя в равнину,
Сила же бьющих течений его опрокинуть не может.
Так непрестанно Аяксы, держась назади, отражали
Натиск троянцев...
Однако и троянцы имеют доблестных воинов:
...Так же, как туча густая скворцов или галок несется
С криком ужасным, когда издалека увидит с испугом
Ястреба, скорую смерть приносящего маленьким птицам,
Так пред Энеем и Гектором юноши рати ахейской
С криком растерянным прочь убегали, забыв о сраженьи...
По сравнению с протоколом художественное сообщение содержит
значительно больше информации. Помимо номинальной характеристики
события предметом информации оказывается также и сфера соответствующих
ощущений. Это достигается здесь посредством системы метафор. Восполняя
бедность протокольной характеристики яркого события, метафора передает
его комплексное содержание и пробуждает у читателя знакомые ему еще
прежде ощущения.
Таким же способом художественное слово может передать не только
эмоциональную характеристику внешнего события, но и внутреннее
эмоциональное состояние, вызванное сугубо субъективными причинами.
Именно таким способом Леониду Мартынову в стихотворении "Грусть"
удается передать тягостные ощущения, возникающие при расставании с
любимым человеком:
...Грусть - это когда
Пресной станет вода,
Яблоки горчат,
Табачный дым как чад,
И как к затылку нож,
Холод клинка стальной, -
Мысль, что ты умрешь
Или будешь больной.
Для того чтобы вызвать соответствующий эмоциональный резонанс, поэт
путем ассоциаций навязывает читателю совокупность ощущений, внешне
разрозненных и случайных, а в сущности объединенных сходной
эмоциональной окраской.
Возможности ассоциативной информации велики, а ее эффекты разнообразны. Зрительный образ может, например, характеризовать звуковое воздействие. В рассказе "Ионыч" А.П. Чехова "Екатерина Ивановна села и обеими руками ударила по клавишам; и потом тотчас же опять ударила изо всей силы, и опять, и опять...". Визуальная характеристика музицирования Екатерины Ивановны позволяет воспринять и характер исполненного ею пассажа и впечатление, которое получал от этого доктор Старцев.
Понятно, что человек, прежде не видевший игры на рояле, не способен воспринять этот образ; так же как человек, никогда не замечавший, как в момент опасности разлетается стая птиц, "не почувствует" соответствующих стихов "Илиады". Следовательно, вариации восприятия художественного образа неминуемы. Художественное произведение принципиально не может у всех лиц вызывать одинаковый эмоциональный резонанс. Степень этого резонанса обусловлена совокупностью и общественного опыта, формирующего личность, и особенностями индивидуальности, и спецификой ощущений в данный момент.
Эмоциональный резонанс может колебаться от нуля (в случае, например,
чтения ребенку трагедий Шекспира) и до очень высоких пределов,
побуждающих человека совершать гражданский подвиг. Эмоциональный
эффект способен оказаться даже парадоксальным, то есть противоположным
замыслу автора. Варианты восприятия легко наблюдать в зрительном зале.
Одновременно собравшаяся публика, естественно, не может иметь
тождественных предпосылок для равновеликого эмоционального восприятия.
Его варианты замечал каждый, наблюдавший реакцию зрителей,
одновременно сидящих в кино или театральном зале. Примером
парадоксальной эмоциональной реакции служит случай хихиканья зрителей,
услышавших в драматическом контексте слово "катаклизмы". Ассоциации у
отдельных лиц могут оказаться достаточно неожиданными.
Мы уже отмечали, что вариабельность эмоционального восприятия
обусловлена многими причинами (общественными, определяющими опыт и
доминирующие интересы личности, индивидуальными качествами,
психологическими и физиологическими условиями данного момента и т.д.).
Только одной из таких причин служит неодинаковая подготовленность к
заданной ассоциации. Здесь явление вычленяется ради удобства анализа
одного из свойств эмоциональной информации - непостоянства его
эффекта. В связи с этим следует обратить внимание на то, что помимо
ассоциативного способа существуют и другие формы эмоционального
воздействия, меньше зависящие или почти вовсе не зависящие от
индивидуального опыта личности.
Выразительный пример в этом отношении являет эмоциональное воздействие
ритмов. Одинаковая по смыслу и содержанию словесная формула,
облеченная в определенный ритмический, то есть стихотворный размер,
оказывает по сравнению с прозой значительно большее эмоциональное
воздействие. В связи с этим нельзя не вспомнить влияние на
эмоциональную сферу человека музыкальных, то есть бессловесных ритмов.
Музыкальное сопровождение способно придавать новую эмоциональную
окраску литературному произведению. Превратила же музыка пародийные
стихи Пушкина "Куда, куда вы удалились..." в серьезную лирическую
арию.
Нам представляется, что эти явления говорят о существовании какого-то
еще не разгаданного физиологического механизма. Учтем, что ритм
маршевой музыки, совпадая с локомоторным ритмом шага, облегчает его.
Возникает предположение о том, что эмоциональная сфера связана с
ритмичной активностью определенных физиологических систем, способных
резонировать на внешние ритмичные воздействия, воспринимаемые органами
чувств.
Независимо от того, каков интимный механизм этого явления, ритмичное
построение речи давно используется как средство эмоционального
воздействия, восполняющего утилитарную ограниченность слова. Можно
напомнить, что поэзия, обладающая дополнительными возможностями
эмоционального влияния, возникла значительно раньше художественной
прозы. По словам Гегеля, "поэзия старше искусно развившегося
прозаического языка", "поэзия возникла, когда человек решил
высказаться".
Среди других форм эмоционального воздействия, которые меньше, чем
ассоциации, зависят от предшествующего опыта, следует назвать влияние
контраста и новизны "раздражителей". Физиологическая сущность эффекта,
обратного воронке, в этих случаях представляется более понятной, чем
эмоциональное воздействие ритмов.
Уже упоминалось известное физиологическое свойство - усиление
восприятия в условиях контраста и новизны воздействия.
Пожалуй, не существует достойного упоминания литературного произведения, в котором бы не использовалось эмоциональное воздействие контраста или новизны через содержание или форму художественного образа (или благодаря тому и другому одновременно).
Примером эмоциональной информации через новизну содержания является
образ богослужения в романе Льва Толстого "Воскресение": "Священник,
одевшись в особенную, странную и очень неудобную парчовую одежду,
вырезывал и раскладывал кусочки хлеба на блюдце и потом клал их в чашу
с вином, произнося при этом различные имена и молитвы..." и т.д.
Примеры эмоционального воздействия посредством новизны словесных форм
искать не приходится; достаточно открыть на любой странице книгу
стихов Маяковского, Пастернака или Марины Цветаевой. Новизна и
соответствующий эмоциональный эффект порой достигается одним только
нарушением привычного порядка слов. "Все полетело к черту, верхним
концом вниз", - пишет А.П. Чехов в рассказе "Шампанское (рассказ
проходимца)", вместо стандартного "пошло к черту" и "вверх ногами".
Физиологическая сущность новизны художественного воздействия (усиление восприятия) справедливо отмечалась Л. Гумилевским и П. В. Симоновым. "Новизна" обусловливает явление, которое в физиологии называется ориентировочным или исследовательским рефлексом (или реакцией). Суть явления, с нашей точки зрения, заключается в способности ориентировочного рефлекса обеспечить эффект обратный воронке, то есть вызвать распространение (иррадиацию) возбуждения в коре головного мозга.
Открытое И.П. Павловым явление ориентировочного рефлекса было
подтверждено по ходу анализа ретикулярной формации. "Стало ясно, -
пишет Мэгун, - что реакция пробуждения, рассматриваемая в последних
работах западных физиологов, идентична или составляет часть
павловского ориентировочного рефлекса". "Качество новизны, очевидно,
наиболее постоянная особенность раздражителей, вызывающих
ориентировочный рефлекс... В более современном понимании
ориентировочный рефлекс... включает соматические, вегетативные и
центральные нервные сдвиги, которые направлены на повышение
способности анализаторов дифференцировать раздражители, что позволяет
получать более подробную информацию...". Это, по нашему мнению, и
обеспечивает эффект, обратный воронке. Чрезвычайно важным свойством
ориентировочного рефлекса является то, что он "не может быть
повторяемым". Он угасает при повторении и в конце концов вовсе
исчезает.
Нетрудно заметить одинаковые свойства павловского ориентировочного
рефлекса и эмоционального воздействия, побужденного новым
художественным приемом. И в том и в другом случае эффект а) обусловлен
новизной; б) расширяет сферу информации; в) угасает при повторении.
Снижение интенсивности ориентировочного рефлекса (и эмоционального
эффекта) при повторных воздействиях заслуживает, в плане наших
интересов, серьезного внимания. Исследование Е.Н. Соколова убедительно
показало, что интенсивность ориентировочного рефлекса при повторных
воздействиях не сразу падает до минимума, а снижается постепенно.
Такой же результат получил Моль, наблюдавший постепенное ослабление
"эстетической информации" при систематическом повторении простого
музыкального мотива без вариаций. Здесь поневоле приходится вспомнить
статью В. Шкловского "Искусство, как прием" (1919), где показано, что
художественный способ "остранения" позволяет преодолеть стандартность
восприятия и "вернуть ощущение жизни...". ("Остранение" или
необычность как раз и определяют то явление, которое в физиологии
называется ориентировочным рефлексом).
Если механизмы ориентировочного рефлекса и эмоционального восприятия
новизны тождественны и если такого рода эффекты угасают при
повторениях, то надо полагать, что:
- одной из причин неизбежного движения форм художественного творчества
служит физиологический процесс постепенной утраты эмоционального
эффекта в силу повторности воздействий;
- способность одного и того же произведения оказывать на нас многократное (иногда в продолжение всей жизни) эмоционально-эстетическое воздействие приводит к выводу о том, что элемент новизны играет далеко не главную роль в произведении искусства.
Рассмотрим оба вопроса.
Известно, что человеческая речь возникла на основе эмоционального
выкрика. По мере повторения аффективный возглас стал приобретать
значение рационального словесного сигнала и утрачивать первоначальную
эмоциональную окраску. Классические исследования И.П. Павлова
превосходно объясняют это явление. Новый сигнал вызывает иррадиацию
раздражения и, следовательно, увеличивает объем информации. Повторные
совпадения во времени двух раздражений приводят к возникновению
условной связи. При этом раздражение из одного центра по проторенному
пути попадает в другой без иррадиации возбуждения по коре головного
мозга.
Возникает рациональная рефлекторная связь, а условия для эффекта,
обратного воронке, и соответствующий эмоциональный эффект исчезают.
Слово "волноваться" некогда было ярким образом, обладавшим
эмоциональной силой. От долгого употребления образное слово
превратилось в банальный утилитарный термин. Эмоциональная речь,
следовательно, закономерно требует определенной свежести словесных
форм.
Рассмотренные выше положения привели нас к еще одному выводу.
Эмоциональному воздействию посредством одной только "новизны"
художественного слова нельзя придавать решающего значения. Такого рода
воздействие не может быть долговечным. Между тем у каждого из нас есть
любимые писатели. Мы читаем и перечитываем их произведения в точение
десятилетий. Эстетическое воздействие в ряде случаев не только не
утрачивается, но, напротив, возрастает. В давно знакомых нам
классических произведениях мы "открываем" новое содержание и
незамеченные прежде оттенки чувств или глубину мысли. Ясно, что такого
рода явление не может быть обусловлено эмоциональным воздействием
одной только "новизны". Повторность физиологически неминуемо
обесценивает его эмоционально-эстетическую силу. Значит, "новизна" при
эмоциональном сообщении имеет лишь дополнительное значение, повышая
восприимчивость и подготавливая нас к воздействиям более существенным.
Пользуясь аналогией, можно сказать, что "новизна" служит своего рода
приманкой, вроде яркой обложки, которая однажды привлечет внимание к
книге, а затем перестанет производить впечатление. Может быть,
впрочем, те произведения искусства, которые повторно читать (смотреть)
не хочется, кроме внешней "новизны" ничего эмоционально-эстетического
не содержат?
Эмоционально-эстетическое воздействие обычно достигается в искусстве единой совокупностью средств. Простейшим примером может служить опера, где впечатление от либреттной фабулы сочетается с воздействием пения, музыки, танцев и ярких декораций. Всякая песня, или романс, или музыкальная драма, или, наконец, художественные иллюстрации в книге вызывают определенное впечатление благодаря суммированию эмоциональных эффектов. Сочетание эмоциональных воздействий используется значительно чаще, чем это можно заметить "невооруженным глазом". Л. Мазель показал, что художественное воздействие музыки "обычно достигается в произведении с помощью не какого-либо одного средства, а нескольких средств, направленных к той же цели". То же характерно и для впечатляющего литературного образа. Рассмотрим пример.
Герой рассказа О. Генри "Купидон a la carte" влюблен в девушку: "Подробно описать ее довольно трудно. Ростом она была примерно с ангела, и у нее были глаза и эдакая повадка". Формально бессмысленная характеристика порождает облик очаровательной девушки. Что же приводит здесь к эффекту, обратному воронке, и позволяет небольшому (и еще бессмысленному) сообщению осуществить эмоционально-эстетическую информацию? С нашей точки зрения, это достигается сочетанием нескольких эффектов:
а) Сравнение девушки с ангелом (хотя и по нелепому признаку) есть
ассоциативный прием комплексной информации. Слово "ангел" означает
такое сочетание воображаемых достоинств, что уже само по себе несет
некую эмоциональную информацию. Но образ сильно бы потускнел, если бы
автор назвал девушку просто ангелом. "Девушек-ангелов" описано
столько, что это давно уже не вызывает у нас душевного трепета. О.
Генри нашел способ преодолеть банальность и одновременно усилить
образ.
б) После слов: "...ростом она была примерно..." читатель ожидает характеристики роста. Характеристика должна быть довольно точной. На это намекает задумчивое "...примерно...". И вдруг неожиданное "...примерно с ангела". Неожиданность и необычность сравнения, как и всякий новый раздражитель, усиливает остроту восприятия.
Значит, даже часть фразы может содержать сразу два эмоциональных
элемента. Слова Гейне "у меня была зубная боль в сердце" заденут наши
чувства также благодаря сочетанию ассоциаций и неожиданности (новизне)
сравнения.
В перечисленных примерах рассматривались лишь частные эмоциональные
компоненты художественного образа. Общее впечатление будет обусловлено
сочетанием многих частных образов и "умножено" на эмоциональное
воздействие фабулы, а поэтические произведения еще и дополнены
эмоциональным воздействием ритма.
Рассмотренные элементы эмоционального воздействия, конечно, не представляют их полного перечня. Отдельные стороны воздействия на нашу чувственную сферу, очевидно, еще не ясны и требуют специального анализа. Но и без этого представленные выше данные достаточно хорошо подтверждают плодотворность мысли Л.С. Выготского о значении принципа воронки для анализа эмоционально-эстетических процессов.
Принцип воронки вполне согласуется с известными данными о высокой
впечатлительности писателей и художников. Это качество способствует
возникновению эмоционального потенциала, который может быть (а может и
не быть) выражен в форме художественного произведения. Не обозначает
ли "катарсис" Аристотеля ("очищение" сострадания и страха), толкованию
которого, по замечанию Гильберт и Кун, посвящена "целая библиотека
комментариев", именно такую эмоциональную реакцию? В.М. Бехтерев
считал возможным объяснять катарсис "разрядом в форме рефлекса...
Разве выплаканное горе - не разряд задержанного рефлекса?".
Наше утверждение о том, что эмоциональная информация аналогична
явлению, обратному воронке, то есть обусловлена неким усилением
процесса возбуждения в коре головного мозга, хорошо согласуется с
выводами филолога А.К. Жолковского о том, что художественное
воздействие основано на эффекте усиления.
Выше отмечалось, что физиология эмоций затрагивает только одну из
предпосылок художественного творчества и что обычная эмоциональная
реакция эстетической информации не несет.
Часто справедливо подчеркивается, что, в отличие от научных положений, художественный образ обладает свойством многозначности. Б.А. Успенский писал: "Многозначность (принципиальная возможность многих интерпретаций) составляет существенную сторону произведений искусства". "Глубина и многообразие смыслов, заключенных в художественном произведении, - важнейший признак искусства", - отмечал Е.Г. Эткинд. Это положение тоже согласуется с гипотезой о роли принципа воронки в эмоционально-эстетическом общении между людьми. Поскольку объем впечатлений превосходит физиологические возможности их адекватного словесного выражения и лишь путем специальных художественных приемов удается достичь эффекта, обратного воронке, то и возможности для эмоционального восприятия оказываются зыбкими и всегда нестандартными. Таблица умножения, почтовый адрес, число пальцев на руке или любое иное рациональное сообщение воспринимаются нормальными людьми вполне однородно. Это не может иметь места при опосредованном через систему художественных образов эмоциональном воздействии, призванном передать тонкий узор чувств, невмещаемый в словесную формулу. Такая "невмещаемость" явствует хотя бы из того факта, что множество стихотворений не имеет заглавий (в отличие от научных работ). Вряд ли можно найти точный (а не условный) заголовок, выражающий сущность четверостишия Марины Цветаевой:
Одна половинка окна растворилась.
Одна половинка души показалась.
Давай-ка откроем и ту половинку,
И ту половинку окна!
Теплая радость душевного соприкосновения, может быть долгожданного, и
призыв к нему не поддается адекватному обозначению в заголовке и
стандартному восприятию всеми читателями.
Е.Г. Эткинд описал результат интересного опыта. Шести лицам было
предложено ответить на вопрос: "Почему Вам нравится стихотворение Ф.И.
Тютчева "Весенняя гроза"? Оказывается, что ни одну из трактовок нельзя
было отвергнуть. Все они были правильны и совершенно различны".
Выше речь уже шла о неодинаковости эмоционального резонанса. Было
показано, что одной из причин этого явления служит неодинаковая
подготовленность к ассоциативному восприятию. Превосходная иллюстрация
этого положения содержится в рассказе Виктора Некрасова "Земляника".
Рассказ навеян размышлениями о том, что трагедии войны воспринимаются
различно ее участниками и представителями молодого поколения. Явление,
взволновавшее Виктора Некрасова, непреодолимо. Таблица умножения, как
и любое научное заключение, может передаваться из поколения в
поколение без потерь. Чувственная сфера не поддается полноценному
сообщению вследствие ограничений, налагаемых принципом воронки.
Очевидец волнующего события и его сын принципиально не могут одинаково
реагировать на посвященный этому событию рассказ.
Формула субъективности (полиассоциативности) эмоционального восприятия
содержится в двух строчках "Илиады": "Плакали женщины... С виду о
мертвом, а вправду о собственном каждая горе". Горе у каждого свое. И
если чужие эмоции вызовут резонанс и душевное волнение, то внутренний
голос наших чувств приобретает собственный оттенок. В этом и
заключается суть различий между наукой, стремящейся к максимальной
объективности, и искусством, которое органически связано с
субъективным миром зыбких человеческих эмоций. Они субъективны и не
поддаются адекватному объективному описанию. Этому препятствует
принцип воронки, накладывающий определенные ограничения на эфферентную
(исполнительную) функцию центральной нервной системы.
Нетрудно заметить, что изложенная концепция объясняет причины различий
между информацией "семантической" и "эстетической". Использованный
нами термин "рациональная (неэмоциональная) информация" не имеет
никаких преимуществ по сравнению с предложенным Молем выражением
"семантическая информация". Что касается "эстетической информации", то
Б.В. Бирюков и С.Н. Плотников в предисловии к книге Моля справедливо
отмечают неточность этого термина. "Молевская "эстетическая
информация", - пишут они, - не обязательно связана с искусством. Это
просто индивидуализированный, персонализированный аспект сообщения".
Для такого упрека не останется повода, если "эстетическая информация"
будет заменена выражением "эмоциональная информация". Моль утверждает,
что всякая речь имеет и семантическое и эстетическое содержание. С
этим положением можно согласиться только после замены "эстетического"
содержания на "эмоциональное". Система взаимоинформации пассажиров "в
часы пик" доказывает, что эмоциональные богатства речи не равны ее
эстетическому содержанию. Таким образом, использованное нами выражение
"эмоциональная информация" оказывается более точным. Дело, конечно, не
в терминах, а в существе явления, обусловленного, как мы показали,
принципом воронки и заключающегося, по словам Моля, в том, что "с
точки зрения человека - приемника информации... следует различать: -
семантическое сообщение, выражаемое с помощью символов...
"переводимое", логически обусловленное, и - эстетическое сообщение,
определяющее внутреннее состояние, "непереводимое".
Эмоциональное сообщение "непереводимо", но оно может вызвать сходное "движение чувств", будучи переложено на другой словесный или бессловесный язык. Эмоционально-эстетическое содержание литературного произведения можно выразить языком музыки или балета и т.д. Общность здесь представлена только эмоционально-эстетической информацией, а утрата частных деталей оказывается несущественной.
В заключение отметим, что известные данные о непроизвольности
рефлекторных реакций хорошо согласуются с явлением индукции
эмоционального воздействия. Последнее как бы навязывается читателю,
слушателю иди зрителю.
Мы стихли, покоренные картиной,
Нас увлекла запутанная нить...
Какой же все же надо быть скотиной,
Чтоб за сеанс слезы не уронить?!
О, как мы вдруг всем залом задрожали,
Когда на плот вскочил он, ведь вовек
В толпе вот в этой в темном кинозале
Плохой не находился человек.
(Е. Винокуров. "Благородство")
Эмоциональное воздействие может "навязать" и некую идею вопреки
желанию читателя или зрителя. Это превосходно изображено Лионом
Фейхтвангером в романе "Успех". Министр юстиции Кленк, один из столпов
предгитлеровской Баварии, смотрит советский фильм "Броненосец "Орлов""
("Броненосец "Потемкин"). "Бьющая по нервам музыка" и впечатляющие
кадры заставляют Кленка волноваться и невольно сочувствовать
восставшим матросам.
Здесь мы сталкиваемся с проблемой этических последствий эстетического
воздействия. Речь идет о моральном воздействии произведения искусства,
о поведении "плохого человека" после выхода из кинозала. Фильм
"Броненосец "Потемкин" заставил господина Клепка сочувствовать
восставшим матросам, но не мог, конечно, превратить фашиста в
демократа. Как ни важна эта проблема, нам приходится здесь
остановиться. Линия соприкосновения эстетики и этики лежит вне сферы
физиологической компетенции. Этика, как известно, определяется
общественным взаимоотношением людей, то есть подчиняется иным
закономерностям.
Суммируем все изложенное: функциональные закономерности нервной
системы и, в частности, принцип воронки могут объяснить некоторые
особенности эмоционально-эстетической активности человека и позволяют
понять причины ограниченной возможности адекватного словесного
выражения нашей чувственной сферы, а также различий между
семантическими и эмоциональными элементами сообщения. Все трудности,
стоящие перед рефлекторной теорией (разорванность во времени между
импульсом и реакцией, то есть явление памяти, функции координации и
т.д.) сохраняют свою силу и в нашем случае. Но эти трудности не дают
права отвергать ни рефлекторную теорию в целом, ни ее частное
приложение к области эмоционального общения между людьми. Здесь, как и
при любом другом исследовании, действует сформулированное Гете
правило: "Сущее не делится на разум без остатка".
Салямон Л. О физиологии эмоционально-эстетических процессов. Содружество наук и тайны творчества. Сборник. - М., 1968, с.286-294, 300-326.