Index | Анастасия Шульгина | Littera scripta manet | Contact |
ПАРАДОКСЫ ЛЮБВИ И СЕКСА
Половое сношение - это человеческий двойник космического процесса.
Древнекитайское изречение
Один пациент рассказал мне следующее сновидение: "Я нахожусь в постели
со своей женой, а между нами лежит мой бухгалтер. Он собирается
совершить с ней половой акт. Происходящее вызывает у меня смешанные
чувства - только почему-то все это кажется мне вполне уместным".
Из наблюдений доктора Джона Шимеля
На Западе традиционно говорят от четырех типах любви. Первый - это
секс, или то, что мы называем вожделением, либидо. Вторым является
эрос, любовь, как стремление к воспроизводству или творчеству -
высшим, по мнению древних греков, формам бытия и отношений между
людьми. Третий тип - это филия, или дружба, братская любовь. Четвертым
типом является агапэ (или каритас, о которой говорили древние
латиняне) - забота о благе другого человека, прототипом которой
является Божья любовь к человеку. Любое человеческое чувство подлинной
любви является смесью (в различных пропорциях) все четырех типов
любви.
Мы начали с секса не только потому, что в нашем обществе все с него
начинают, но также и потому, что именно с него начинается
биологическое существование каждого человека. Каждый из нас обязан
своим существованием тому факту, что в какой-то момент истории мужчина
и женщина перепрыгнули ров как писал Томас Элиот, "между желанием и
конвульсией". Как бы наше общество не преуспело в опошлении секса, он
по-прежнему несет в себе энергию воспроизводства, сохраняющее расу
стремление, будучи источником величайшего удовольствия, какое только
может испытать человеческое существо, и вместе с тем - самого
распространенного беспокойства. Его демонические формы могут загнать
индивида в трясину отчаяния, но если секс соединяется с эросом, он
может поднять человека из пропасти отчаяния на вершину экстаза.
Древние воспринимали секс, как нечто само собой разумеющееся, точно так же, как они воспринимали смерть. Только наш век сумел сделать секс чуть ли не самой главной нашей заботой, взвалив на него бремя всех остальных форм любви. Хотя Фрейд в значительной степени преувеличивал значение сексуальных феноменов как таковых, - здесь он был всего лишь глашатаем борьбы тезиса и антитезиса современной истории - половое влечение, тем не менее, является основой стремления расы к продлению своего существования и, разумеется, имеет то значение, о котором говорил Фрейд, но не настолько большое. Какой бы банальностью ни обернулся секс в наших книгах и пьесах, как бы мы ни защищались от его силы с помощью цинизма и хладнокровия, половое влечение готово в любой момент захватить нас врасплох и доказать, что оно по-прежнему остается ужасной тайной.
Но стоит нам только взглянуть на отношения между сексом и любовью в
наше время, как мы немедленно оказываемся в водовороте противоречий. А
потому давайте определим наши ориентиры, начав с короткого
феноменологического очерка странных парадоксов, которые окружают секс
в нашем обществе.
Страсти вокруг секса
Во времена королевы Виктории, когда отрицание половых импульсов, чувств и желаний считалось хорошим тоном и в приличном обществе никто и не упоминал о сексе, всю эту тему окружала атмосфера священного отвращения. Мужчины и женщины общались друг с другом так, словно ни у тех, ни у других половых органов просто нет. Уильям Джемс, который вне всякого сомнения был первопроходцем, человеком, во многом опередившим свое время, относился к сексу с вежливой брезгливостью, столь характерной для начала века. В его двухтомном эпохальном труде "Принципы психологии" сексу посвящена только одна страница, в конце которой он добавляет: "Обсуждать эти подробности несколько неприятно...". Но верность прозвучавшего за столетие до викторианской эпохи предупреждения Уильяма Блейка, который заявил, что "тот, кто хочет, но не действует, подобен тому, кто носит в себе бациллы чумы", была впоследствии неоднократно доказана психотерапевтами. Фрейд - викторианец, решившийся заинтересоваться сексом, - был прав в своем описании целого клубка невротических симптомов, которые являлись результатом отсечения такой жизненно важной части человеческого тела и самости.
Затем, в двадцатые годы, буквально в одночасье все совершенно изменилось. Знаменем либеральных кругов стало убеждение, что противоположная подавлению позиция - а именно: половое воспитание, свобода слова в области секса и открытое выражение своих половых эмоций - должна оказать благотворное воздействие и является единственно возможной для просвещенного человека. За удивительно короткий срок после окончания Первой мировой войны мы перестали вести себя так, словно секса вообще нет, и принялись только о нем и говорить. Мы стали уделять сексу больше внимания, чем любое другое общество со времен Древнего Рима, а некоторые ученые даже полагают, что мы озабочены сексом больше, чем все существовавшие в истории цивилизации. Если бы сегодня на Таймс-Сквэр приземлился пришелец с Марса, то кроме как о сексе нам не о чем было бы с ним поговорить.
И мания эта не является чисто американской. По другую сторону океана,
например в Англии, "в бой ринулись все - от приходских священников до
биологов". В толковой передовице лондонской газеты The Times Literary
Supplement говорится о "настоящем извержении "пост-Кинси"-утилитаризма
и "пост-Чаттерлей"-морали. Откройте любую газету, в любой день
(особенно в воскресенье), и вы почти наверняка найдете там откровения
какого-нибудь умника о его взглядах на противозачаточные средства,
аборты, супружеские измены, непристойные публикации, добровольные
гомосексуальные связи между взрослыми людьми или (за неимением мнения
по вышеуказанным вопросам) о нравственных установках современной
молодежи".
Отчасти в результате этой радикальной перемены многие современные терапевты редко имеют дело с пациентами, у которых, как у истерических пациентов Фрейда начала века, присутствуют симптомы подавления секса. Собственно, люди, которые обращаются к нам за помощью, являются полной противоположностью пациентам Фрейда, очень много говорят о сексе, отличаются большой половой активностью и не испытывают практически никаких нравственных сомнений на счет того, что заниматься любовью нужно когда угодно и с каким угодно количеством партнеров. На что жалуются наши пациенты, так это на отсутствие чувств и страстей. "Любопытным аспектом фермента этих жарких споров является то, что эмансипация, похоже, никому не доставляет никакого удовольствия". Так много секса - и так мало смысла и даже просто радости в нем!
Если люди викторианской эпохи не хотели, чтобы кто-нибудь знал о том,
что секс их волнует, то мы такой скромности стыдимся. Если бы вы в
начале века назвали какую-нибудь даму "сексуальной", то она восприняла
бы это, как оскорбление; теперь она считает это комплиментом и в
награду обращает на вас благосклонное внимание. Проблемами наших
пациентов часто являются фригидность и импотенция, но мы с удивлением
и грустью замечаем, как отчаянно они пытаются скрыть от всех
отсутствие у них половых ощущений. Воспитанный мужчина или воспитанная
женщина викторианской эпохи чувствовали себя виновато. если получали
удовольствие от секса; мы же чувствуем себя виновато, если
удовольствия не получаем.
Итак, один из парадоксов заключается в том, что просвещение не решило половых проблем нашей цивилизации. Разумеется, просвещение принесло свои положительные плоды, в основном, в плане упрочения свободы индивида. Большинство внешних проблем решено: "знания" о сексе можно приобрести в любом книжном магазине, противозачаточные средства продаются повсюду, за исключением Бостона, где по-прежнему верят в то, что секс, как сказала в свою брачную ночь одна английская графиня, "слишком хорош для простолюдина". Пары могут без стеснения и ощущения вины обсуждать свои половые отношения и пытаться прийти ко взаимному удовлетворению в сексе и придать ему больший смысл. Чувство вины перед окружающими и обществом ослабло, и глупец тот, кто этому не порадуется.
Но внутреннее ощущение вины и беспокойства только усилилось. И в
определенном смысле с ним труднее справиться, оно острее и тягостнее
для индивида, чем ощущение вины перед внешним миром.
Вызов, который мужчина бросал женщине, звучал когда-то просто и
незатейливо - ляжет она с ним в постель или не ляжет? Вопрос
заключался в том, как женщина справляется с нравственными устоями
своего времени. Но теперь мужчины думают уже не о том, "захочет она
или нет?", а о том, "сможет ли она?" Теперь испытанию подвергается
личная адекватность женщины, а именно ее способность испытать хваленый
оргазм - что может обернуться ударом, большой бедой. Хотя мы можем
признать, что второй вопрос ставит проблему принятия сексуальных
решений на более подходящее место, не стоит упускать из виду тот факт,
что в первом случае проблема решалась гораздо проще. В моей практике
был случай, когда одна женщина боялась лечь с мужчиной в постель из
страха, что "он посчитает, что я плохо занимаюсь любовью". Другая
женщина боялась, потому что "я даже не знаю, как это делается",
полагая, что ее возлюбленный затаит на нее обиду. Еще одна женщина до
смерти боялась выходить второй раз замуж из опасения, что не сможет
испытывать оргазм, как она не могла его испытывать с первым своим
мужем. Зачастую женщины формулируют свои колебания следующим образом:
"Ему не очень понравится и он больше не придет".
В былые времена вы могли осуждать суровые нравы общества и сохранять самоуважение, говоря себе, что ваши действия или их отсутствие - это вина общества, а не ваша. И это давало вам время на принятие решения о том, что вы хотите делать, или на постепенное привыкание к необходимости принятия такого решения. Но когда дело заключается только в качестве ваших действий, то испытанию подвергается непосредственно ваше чувство собственной адекватности и самоуважения, все бремя контакта перемещается вовнутрь, и речь идет уже только о том, как вы справитесь с этим испытанием.
Любопытный факт: учащиеся колледжей борются с администрацией за право девушек посещать мужское общежитие в любое время суток, совершенно не подозревая, что ограничения зачастую являются благодеянием. Они дают студенту возможность найти себя. Студент имеет запас времени, чтобы обдумать свое поведение и не принимать никаких решений прежде, чем будет готов к этому, он имеет возможность испытать себя, проявить осторожность в отношениях, что является частью любого процесса взросления. Лучше иметь возможность открыто и спокойно не вступать ни в какие половые отношения, чем вступать в них под давлением - насилуя свои чувства физической связью без связи психологической. Юноша может пренебречь правилами, но, по крайней мере, ему есть чем пренебрегать. Смысл сказанного мною не меняется от того, подчиняется юноша правилам или нет. Многие современные студенты, у которых их новая сексуальная свобода по вполне понятным причинам вызывает тревогу, подавляют это беспокойство ("человек должен любить свободу"), а затем компенсируют вызванное этим подавлением дополнительное беспокойство нападками на администрацию, обвиняя ее в том, что она не дает им еще больше свободы!
Произведя недальновидную либерализацию сферы сексуальной, мы не
заметили, что предоставленная индивиду ничем не ограниченная свобода
выбора сама по себе свободой не является, зато способствует обострению
внутренних противоречий. Сексуальной свободе, которой все мы
поклоняемся, явно не хватает человечности.
В искусстве мы тоже постепенно приходим к пониманию иллюзорности веры
в то, что для решения проблемы достаточно одной только свободы.
Возьмем, к примеру, драматургию. В статье под названием "Сексу -
капут?", Говард Таубманн, бывший театральный критик "Нью-Йорк Таймс",
подытожил то, что кочевало из пьесы в пьесу: "Занятия сексом
напоминают поход по магазинам "от нечего делать": желание не имеет с
этим ничего общего, даже особого любопытства тоже не наблюдается". Или
обратимся к художественной литературе. Леон Идель пишет: "В битве
против викторианцев поле боя осталось за экстремистами. В результате
наш роман скорее обеднел, чем обогатился". Своим зорким оком Идель
увидел главное - при исключительно реалистичном "просвещении"
произошла "дегуманизация" секса в художественной литературе. "Половые
отношения у Золя, - настаивает он, - отличаются большей правдивостью и
человечностью, чем любой половой акт, описанный Лоуренсом".
Выигранная битва против цензуры за свободу выражения действительно
была великой победой, но не превратились ли ее достижения в новую
смирительную рубашку? Писатели, как романисты, так и драматурги,
"скорее заложат свои печатные машинки, чем отдадут издателю рукопись
без обязательной сцены откровенно-анатомического описания сексуального
поведения своих персонажей..." Наше "догматическое просвещение"
обернулось поражением: оно привело к уничтожению той самой половой
страсти, которую было призвано защитить. Безоглядно увлекшись
реалистическими изображениями на сцене, в художественной литературе и
даже в психотерапии, мы забыли, что пищей эроса является воображение,
и реализм как не сексуален, так и не эротичен. И в самом деле, нет
ничего менее сексуального, чем полная нагота, в чем можно убедиться,
проведя час-другой на нудистском пляже. Для того, чтобы
трансформировать физиологию и анатомию в межличностный опыт - в
искусство, в страсть, в эрос, миллионы форм которого способны
потрясать или очаровывать нас, требуется инъекция воображения (которое
я далее буду называть "интенциональностью").
Может быть, "просвещение", которое сводится к подробному изучению всех
реалий, является бегством от беспокойства, вызванного связью
человеческого воображения с эротической страстью?
Спасение - в технике!
Второй парадокс заключается в том, что новое увлечение техникой секса дает результат, противоположный ожидаемому. У меня часто возникает ощущение, что половая страсть или даже удовольствие, получаемое людьми от полового акта, обратно пропорциональны количеству прочитанных этими людьми пособий или тиражам такого рода изданий. В технике, как таковой, разумеется, нет ничего дурного, будь то техника актерского мастерства, игры в гольф или занятий любовью. Но когда увлечение техникой секса переходит определенную границу, то занятие любовью вырождается в механический процесс и идет рука об руку с отчуждением, чувством одиночества и обезличиванием.
Один из аспектов отчуждения заключается в том, что искусного любовника
прежних времен сменяет компьютерный программист с его современной
эффективностью. Пары уделяют очень много внимания соблюдению графика
занятий любовью - эту практику подтвердил и стандартизировал Кинси.
Если они отстают от графика, то начинают беспокоиться и считают своим
долгом заниматься любовью вне зависимости оттого, хочется им этого или
нет. Мой коллега, доктор Джон Шимель, замечает: "Мои пациенты
стоически выносили отчаянное рукоприкладство своих партнеров или
вообще не придавали ему значения, но отставание от графика занятий
сексом они воспринимали как уход любви. Если мужчина не поспевает за
графиком, то ему кажется, что он теряет свой мужской авторитет, а если
женщина долгое время не вступала в связь с мужчиной или с ней
по-крайней мере не заигрывали, то ей кажется, что она утратила свою
женскую привлекательность. Выражение "простой", которым женщины
обозначают такое положение дел, также предполагает какой-то временной
перерыв, типа антракта. При таком бухгалтерском учете - сколько раз мы
занимались любовью на этой неделе? уделил(ла) ли он(она) мне
достаточно внимания этим вечером? была ли достаточно долгой прелюдия?
- остается только удивляться, что это самое спонтанное из всех
проявлений умудряется сохранить свою спонтанность. Если Фрейд говорил,
что за кулисами сцены, на которой происходит половой акт, прячутся
родители, то теперь можно сказать, что там прячется компьютер.
При этой зацикленности на технике нет ничего странного в том, что
типичным вопросом по поводу акта любви является не "Были ли в этом
акте страсть, или смысл, или удовольствие?", а "Насколько хорошо я
справился со своей задачей?". Возьмем к примеру то, что Сирил Конноли
называет "тиранией оргазма", и озабоченность достижения одновременного
оргазма, которая является еще одним аспектом отчуждения. Признаюсь,
разговоры об "апокалипсическом оргазме" вызывают у меня недоумение.
Почему эти люди прилагают такие страшные усилия? Какую безграничную
неуверенность в себе, какую внутреннюю пустоту и какое одиночество они
пытаются замаскировать этим стремлением к грандиозным результатам?
Даже сексологи, которые, как правило, утверждают, что чем больше секса, тем он приятнее, сегодня удивляются этой одержимости стремлением к оргазму и тому значению, которое придается "удовлетворению" партнера. Мужчина считает своим долгом спросить женщину, все ли у нее "получилось", или все ли с ней в "порядке", или использует какой-нибудь другой эвфемизм, говоря об ощущении, к которому неприменимы никакие эвфемизмы. Симона де Бовуар и другие женщины, пытающиеся дать объяснения акту любви, напоминают нам, мужчинам, что в этот момент женщина меньше всего хочет услышать такой вопрос. Более того, зацикленность на технике лишает женщину того, чего она больше всего хочет, как в физическом, так и в эмоциональном смысле, а именно - чтобы в пиковый момент мужчина забыл обо всем на свете. Именно это состояние мужчины дает ей тот восторг или экстаз, на какой она только способна. Когда мы отбросим всю эту чушь о "ролях" и их "исполнении", то становится ясно, сколь важное значение имеет сам факт близости - знакомство, развитие отношений, возбуждение от незнания, к чему это приведет, самоутверждение и желание отдать себя партнеру - для того, чтобы половой акт стал запоминающимся событием, разве не эта близость заставляет нас вновь и вновь вызывать в памяти это событие, когда нам хочется хоть какого-то тепла?
Чудные дела творятся в нашем обществе: составляющие человеческих
отношений - общность вкусов, фантазий, мечтаний, надежд на будущее и
прошлых неудач - вызывают у людей скорее смущение, чем желание лечь
друг с другом в постель. Люди больше стесняются нежности, которая идет
рука об руку с психологической и духовной обнаженностью, чем
физической наготы половой близости.
Новые пуритане
Третий парадокс заключается в том, что наша хваленая сексуальная свобода превратилась в новую форму пуританства. Я пишу это слово с маленькой буквы, потому что не хочу, чтобы это явление путали с истинным пуританством. То пуританство (вспомним страсти Эстер и Диммсдейла в "Алой букве" Хоуторна) имеет с нынешним мало общего. Я говорю о пуританстве, которое пришло к нам от наших викторианских бабушек и дедушек, вместе с индустриализацией, и возведением нравственных и эмоциональных перегородок.
Я считаю, что нынешнее пуританство состоит из трех элементов. Первый
элемент - отчуждение от тела. Второй - отделение эмоций от разума.
Третий - использование тела как машины.
Новое пуританство считает слабое здоровье синонимом греха. Когда-то грехом считалось удовлетворение своих сексуальных желаний; теперь грех - это неполное сексуальное самовыражение. Современный пуританин считает, что не выражать свое либидо аморально. По обе стороны океана дела обстоят следующим образом: "Вряд ли можно найти более угнетающее зрелище, - пишет лондонская The Times Literary Supplement, - чем прогрессивный интеллектуал, готовый лечь с кем-нибудь в постель из чувства нравственного долга... Самым великодушным пуританином в мире является человек, проповедующий спасение посредством правильно направленной страсти..." Раньше женщина чувствовала себя грешницей, когда оказывалась в постели с мужчиной; теперь она чувствует себя виновато, если после определенного количества свиданий она все еще удерживается от этого; ее грех состоит в "подавлении своих эмоций", в отказе "дать". И партнер, который всегда является вполне просвещенной личностью (или, по крайней мере, притворяется таковой), ни за что не желает смягчить это ее ощущение вины и откровенно сердится на нее (если бы она могла ему достойно возразить, то ей было бы гораздо проще справиться с этим конфликтом). Но при этом партнер великодушно остается рядом с ней и с каждым свиданием он готов бескорыстно помочь ей освободиться от своего греха. И в этом случае, ее "нет", разумеется, только усиливает ее ощущение вины.
Все это, разумеется, означает, что люди не только обязаны учиться исполнению своей сексуальной партии, но в то же самое время, должны быть готовы исполнять ее, не поддаваясь страсти и не принимая на себя всякие неуместные обязательства - последнее может быть истолковано как нездоровая претензия к партнеру. В викторианскую эпоху человек искал любви без секса; современный человек ищет секса без любви.
Однажды я развлечения ради набросал импрессионистски эскиз отношения
современной просвещенной личности к сексу и любви. Мне хотелось
поделиться с читателем своим представлением о том, кого я считаю
"новым снобом".
"Новый сноб кастрирован не обществом. Подобно Оригену, он сам себя
кастрировал. Секс и тело являются для него уже не чем-то само собой
разумеющимся, а орудиями, которые нужно оттачивать, подобно тому, как
телеведущий оттачивает свой голос. Новый сноб выражает свою страсть в
страстном поклонении нравственному принципу отказа от любой страсти,
любви ко всем и каждому, которая тем самым теряет силу для кого бы то
ни было. Он смертельно боится необузданных страстей, а уздой для них
становится именно теория полного самовыражения. Проповедуемая им догма
свободы - это его орудие подавления; а его принцип полного либидозного
здоровья, полного сексуального удовлетворения - это его отрицание
эроса. Старый пуританин боролся с сексом и при этом был человеком
страсти; наш новый пуританин борется со страстью и при этом является
человеком секса. Его целью является укрощение тела, превращение
природы в своего раба. Исповедуемый новым снобом железный принцип
полной свободы - это вовсе не свобода, а новая смирительная рубашка.
Он поступает так только потому, что боится своего тела и дремлющей в
его природе страсти, боится примитивных желаний и своей способности к
воспроизводству. Это современный бэконианец, стремящийся покорить
природу, умножить свои знания с целью упрочения своей власти. И именно
с помощью полного самовыражения вы получаете власть над половым
влечением (так рабов заставляли работать до изнеможения, чтобы у них
не было сил даже думать о бунте). Для нас секс становится таким же
орудием, каким для пещерного человека были лук и стрелы, палица или
топор. Секс - новое орудие".
Это новое пуританство пробралось в современную психиатрию и
психологию. В некоторых книгах по консультациям для семейных пар
утверждается, что при обсуждении полового акта терапевт должен
пользоваться исключительно словом "трахаться" и должен настаивать на
том, чтобы им пользовались и пациенты; дескать, любое другое слово
вызывает скованность у пациентов. Дело здесь не в слове самом по себе;
конечно же, чистое вожделение, животное, хотя осознанное,
самозабвенное плотское удовольствие, которое вполне уместно называть
таким образом, не может быть выведено за рамки спектра человеческих
ощущений. Но вот что интересно - употребление некогда запрещенного
слова теперь становится обязанностью - во исполнение долга
нравственной честности. Отказ говорить о биологической стороне
совокупления, разумеется, способствует скованности пациента. Но его
скованности также способствует и употребление слов вроде "трахаться"
как определения сексуального события, когда целью наших поисков
является близость двух людей, о которой они должны помнить завтра и
еще отнюдь не одну неделю. В первом случае скованность призвана
служить сокровенности, во втором - это симуляция откровения на службе
у отчуждения личности, ее защита от тревог, внушаемых близостью. Если
первый тип скованности был проблемой во времена Фрейда, то второй тип
стал проблемой современности.
Новое пуританство несет с собой обезличивание всего нашего языка. Мы
уже не занимаемся любовью, а "имеем секс"; мы уже не ложимся в
постель, а "уламываем" кого-нибудь или (Боже, спаси нас и наш язык)
нас "уламывают". Это отчуждение становится настолько нормальным
явлением, что в некоторых психотерапевтических учебных заведениях
молодых психиатров и психологов учат, что использование во время
приема слова "трахать" имеет чисто "терапевтическое" значение; что
пациент наверняка подавляет какие-то эмоции, если он говорит
"заниматься любовью"; стало быть, нашей священной обязанностью (вот
оно воплощенное новое пуританство!) является доведение до его
сведения, что он исключительно "трахается". Все так горят желанием
сбросить последние оковы викторианской стыдливости, что позабыли, что
разного рода человеческие ощущения обозначаются разными словами.
Большинство людей, скорее всего, испытывают различные формы
сексуальных отношений, обозначаемые различными терминами, и им не
составляет труда разобраться, чем они отличаются друг от друга. Я не
собираюсь оценивать различные типы ощущений; любой из них относится к
соответствующему типу отношений. Любой женщине иногда хочется, чтобы
ее подхватили на руки, похитили, вызвали в ней страсть тогда, когда ей
поначалу этого совсем не хочется, как в знаменитой сцене между Ретом
Батлером и Скарлет О'Хара в "Унесенных ветром". Но если всю жизнь ее
только "уламывают", то, поверьте, ее ощущение отчуждения и отвращения
к сексу не за горами. Если терапевт не принимает во внимание эти
разные типы ощущений, то он будет уродовать и усекать сознание
пациента и будет способствовать сужению диапазона телесных ощущений
пациента, а также его или ее способности к глубоким отношениям. И в
этом заключается главный недостаток нового пуританства: оно чудовищно
ограничивает чувства, лишает любовный акт его безграничного
разнообразия и богатства, способствует эмоциональному обнищанию.
Нет ничего удивительного в том, что новое пуританство сеет откровенную враждебность между членами нашего общества. И эта враждебность, в свою очередь, часто выражается словами из области секса. Мы говорим презрительно "отьебись" или "пошел на хуй", чтобы показать человеку, что совершенно в нем не нуждаемся. В данном случае, биологическое вожделение подвергается сведению к абсурду. И в самом деле, в современном языке ругательства вроде "хуй" и "ебаться" представляют собой самый распространенный способ выражения откровенной враждебности. И я думаю, что это не случайно.
Мэй Р. Любовь и воля. - М., 1997, с. 33-45.