Index | Анастасия Шульгина | Littera scripta manet | Contact |
СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Суициды: общие понятия, терминология, распространенность
Самоубийство (суицид) - это осознанное лишение себя жизни.
Суицидальное поведение - понятие более широкое и помимо суицида
включает в себя суицидальные покушения, попытки и проявления.
К покушениям относят все суицидальные акты, не завершившиеся летально по причине, не зависящей от суицидента (обрыв веревки, своевременно проведенные реанимационные мероприятия и т.д.). Суицидальными попытками считают демонстративно-установочные действия, при которых суицидент чаще всего знает о безопасности применяемого им при попытке акта. К суицидальным проявлениям относят мысли, высказывания, намеки, не сопровождающиеся, однако, какими-либо действиями, направленными на лишение себя жизни.
А.Г. Амбрумова выделяет самоубийства (истинные суициды) и попытки
самоубийства (незавершенные суициды). Бруксбэнк говорит о суициде и
парасуициде. Автор определяет суицид как намеренное самоубийство, а
парасуицид как акт намеренного самоповреждения, не приводящий к
смерти. По мнению А.Е. Личко, суицидальное поведение у подростков
бывает демонстративным, аффективным и истинным. Е. Шир выделяет
следующие типы суицидального поведения у подростков: преднамеренное,
неодолимое, амбивалентное, импульсивное и демонстративное. Первые два
типа, по данным автора, встречаются у подростков крайне редко (менее
чем у 1%); третий, четвертый и пятый типы соответственно у 25, 18 и
56,3%.
В последние годы получили права гражданства такие понятия, как "пресуицид" и "постсуицид". Одни авторы под пресуицидом имеют в виду отрезок времени, предшествующий суицидальному действию; другие - психическое состояние, предшествующее суициду. Большинство отечественных суицидологов под понятием "пресуицид" подразумевают состояние личности, обусловливающее повышенную по отношению к норме вероятность совершения суицидального акта. Подобное разночтение существует и в отношении термина "постсуицид". На наш взгляд, более правильно пользоваться такими дифференцированными понятиями, как "постсуицидальное состояние" и "постсуицидальный период".
В литературе часто встречаются термины "аутотравматизм",
"аутоагрессивный акт", которые нередко отождествляют с суицидальными
действиями. Если конечной целью аутоагрессивного акта является
самоубийство, его следует относить к суицидальным действиям. В то же
время нет оснований, например, относить к суицидальным действиям
умышленное членовредительство или аутоагрессивные акты людей,
находящихся в состоянии психоза.
В современной литературе, особенно западной, широко распространены
понятия "аутодеструктивного", или "саморазрушительного", поведения.
А.Г. Амбрумова не без основания считает, что существует ряд
взаимопереходящих форм саморазрушительного поведения, крайней точкой
которого является суицид.
К саморазрушительному поведению наряду с суицидальным относят
злоупотребление алкоголем, наркотиками, сильнодействующими
медикаментозными средствами, а также курение, намеренную рабочую
перегрузку, упорное нежелание лечиться, рискованную езду на
автотранспортных средствах, особенно управление автомобилем и
мотоциклом в нетрезвом состоянии. В более широком смысле
аутоагрессивными действиями считают некоторые религиозные обряды,
сопровождающиеся самоистязанием и жертвами, жестокую эксплуатацию,
войны, т.е. все те осознанные ауто- и гетероагрессивные действия,
которые приводят к индивидуальному или массовому саморазрушению и
самоуничтожению людей.
По данным ВОЗ, ежегодно в мире кончает самоубийством более 500 тыс человек. Число же суицидальных действий значительно больше и исчисляется миллионами. Наиболее высокий уровень самоубийств в ФРГ, ГДР, Австрии, Дании, Швейцарии, Венгрии, Чехословакии; более низкий - в Болгарии, Ирландии, Испании, Индии. В США средний уровень самоубийств 25-29 человек на 100 тыс населения в год, в СССР - 23-24 человека.
В городе суициды совершаются более часто, чем в деревне. Максимум их
приходится на май, минимум - на декабрь.
С.В. Бородин, А.С. Михлин, проанализировав состояние самоубийств в 43 странах мира за последние 15-20 лет, пришли к выводу, что в подавляющем большинстве этих стран наблюдается тенденция роста числа самоубийств и их уровня. Это особенно характерно для экономически развитых стран со значительным удельным весом городского населения, особенно для государств северной и центральной Европы. По данным авторов, уровень самоубийств выше в тех странах и среди тех слоев населения, где выше материальный уровень жизни. Это ярко проявляется на примере США, где на протяжении многих лет уровень самоубийств среди белых в 2-2,5 раза выше, чем среди чернокожих.
Особую тревогу в последние 15-20 лет вызывает рост самоубийств среди подростков и юношей. По данным регионарного бюро ВОЗ, количество самоубийств среди лиц в возрасте 15-24 лет в последние 15 лет увеличилось в 2 раза и в ряду причин смертности во многих экономически развитых странах суициды стоят на 2-3-м месте. Во Франции число самоубийств среди подростков за последние 10 лет утроилось и теперь не уступает количеству несчастных случаев на автострадах. В США количество суицидов в возрастной группе 15-19 лет за этот же период удвоилось и достигает 5000 в год. В 1978 г. в США по всем возрастным группам зарегистрировано 13 суицидов на 100 тыс населения (29000 суицидов), среди важнейших причин смертности суициды занимают 10-е место. В то же время в возрастной группе от 15 до 24 лет суициды составляли 41 на 100 тыс населения соответствующего возраста и заняли 3-е место среди причин смертности. За последние 30 лет частота суицидов в США среди юношей 15-19 лет возросла на 300%, девушек - на 200%.
Частота суицидов среди студентов-медиков мужского пола в США
составляет 15,6 на 100 тыс в год, а женского пола - 18,9 на 100 тыс
населения соответствующего возраста, при этом 76% суицидов совершаются
студентами I-II курсов. В армии США суициды отмечаются у 11,6% на 100
тыс служащих.
Число детей и подростков с суицидальным поведением, находившихся под
наблюдением психиатрической службы в Луизвилле, возросло с 1973 по
1980 гг. на 530%. Всего во Франции в 1983 г. в результате самоубийств
погибло более 1200 человек, что составляет почти 2% от всех причин
смертности и 10% смертности среди молодежи в возрасте от 15 до 24 лет.
В Японии в 1986 г. покончили жизнь самоубийством 25524 человека, при
этом за год число самоубийств выросло на 8,2%.
Обследование призывников в Швейцарии показало, что 2% из них в подростковом возрасте совершили суицидальные попытки и у 24% отмечались суицидальные мысли.
В Польше число самоубийств среди подростков и юношей (12-20 лет) за последние 10 лет увеличилось в 4 раза, из них лица мужского пола составляют 21% и женского - 79%.
Особенности проявлений суицидов в детском и подростковом возрасте, своеобразие психологии и уровней социализации детей и подростков, особенности психопатологических состояний, специфика профилактики - все это дает основание некоторым авторам выделять детскую и подростковую суицидологию как самостоятельную область знаний.
А.Г. Амбрумова и соавт., обследовав 770 детей, подростков и юношей с
суицидальным поведением, показали, что в допубертатном возрасте (до 13
лет) попытку самоубийства совершили 14,4%, в пубертатном (13-16 лет) -
51,8% и постпубертатном (17- 18 лет) - 33,8%. Самыми молодыми из
суицидентов были дети 7 лет. Большинство в группе обследованных
составили девочки (80,8%). Наиболее частыми способами покушений и
суицидальных попыток у девочек были отравления, у мальчиков - порезы
вен и повешение. У 5% девочек, совершивших попытки самоубийства в
возрасте старше 13 лет, была обнаружена беременность.
Большинство авторов отмечает, что суицидальное поведение у детей до 13
лет - явление относительно редкое, но с 14-15-летнего возраста
суицидальная активность резко возрастает, достигая максимума в 16-19
лет.
По мнению ряда авторов, суицидальное поведение в детском возрасте
очень редко бывает связано с психическими заболеваниями, в подавляющем
большинстве случаев это ситуационно-личностные реакции, в первую
очередь реакция оппозиции. У подростков же роль психических
расстройств (депрессивное состояние и др.) в происхождении
суицидального поведения несколько возрастает. Существует и
противоположное мнение, согласно которому в детском возрасте, по
сравнению с подростковым, суицидальное поведение носит более серьезный
характер. По данным Л.Я. Жезловой, у 59,4% детей с суицидальным
поведением в возрасте 7-14 лет отмечалось покушение на самоубийство.
Среди детей-суицидентов до 13 лет больные шизофренией составили 70%, а
лица с ситуационными реакциями - 18%; в более старшем возрасте (13-14
лет) число страдающих шизофренией уменьшилось до 38%, а количество лиц
с ситуационными реакциями, наоборот, возросло до 60%.
Е. Шир и др. считают, что концепция смерти у ребенка приближается к концепции смерти взрослого лишь к 11-14 годам, т.е. только начиная с этого возраста ребенок по-настоящему осознает реальность и необратимость смерти, а поэтому термин "суицид" и "суицидальное поведение" для раннего возраста малоприемлем.
По данным А.Е. Личко, среди подростков с незавершенными суицидами 32%
были в возрасте 17 лет; 31% - 16 лет; 21% - 15 лет; 12% - 14 лет и
лишь 4% - в возрасте 12-13 лет. Как уже отмечалось, частота
законченных суицидов среди подростков относительно невелика и не
превышает 1% от всех суицидальных действий. Суицидальные действия в
этом возрасте чаще имеют демонстративный характер и нередко могут
носить черты "суицидального" шантажа.
Б.Н. Алмазов, обследовав группу подростков 14-18 лет, умышленно нанесших себе порезы, установил, что только 4% из них в момент самопореза имели мысли суицидального содержания, у 30% самопорезы были совершены в результате ссоры со сверстниками, у 20% как обряд "братанья кровью", у 20% как демонстрация, бравада перед сверстниками и сверстницами. При последующем стационарном обследовании 15% из них признаны психически здоровыми, у остальных отмечены различные аномалии развития личности: психический инфантилизм, пограничная умственная отсталость, в 50% случаев - акцентуация характера.
Однако дифференцировать покушения и демонстративные суицидальные
попытки у подростков бывает чрезвычайно трудно.
А.Е. Личко, А.А. Александров, обследовав группу подростков в возрасте
14-18 лет, нашли, что примерно у половины из них (49%) суицидальные
действия совершаются на фоне острой аффективной реакции (аффективный
тип суицидальных действий), которая развивается по механизму
"короткого замыкания", когда порой малозначительный повод играет роль
"последней капли" и провоцирует суицидальное действие. При этом
действия подростка в момент суицидальной попытки нередко внешне
кажутся демонстративными. Они совершаются на глазах у обидчика,
сопровождаются плачем или, наоборот, бравадой спокойствия. Однако эта
"игра в самоубийство" часто заходит слишком далеко и может закончиться
трагично.
На условность границ между суицидами, покушениями и суицидальными
попытками у подростков указывают и другие авторы. Е. Шир отмечает, что
большинство суицидальных действий в подростковом возрасте, будучи
микросоциально обусловленными (отношения в семье, в школе и т.п.),
направлены не на самоуничтожение, а на восстановление нарушенных
социальных связей с окружающими. Поэтому в подростковом возрасте чаще
всего речь идет не о "покушении на самоубийство", а лишь о применении
"суицидальной техники" для достижения той или иной первичной
(несуицидальной) цели. Иногда суицидальное поведение у подростков
определяется стремлением к временному "выключению" из ситуации. И в
том и в другом случаях, несмотря на отсутствие суицидальных намерений,
потенциальная опасность таких действий достаточно высока.
В группе обследованных нами подростков и юношей в возрасте 15-18 лет суициды отмечались у 3%, покушения - у 6%, суицидальные попытки и проявления - у 91%. Среди суицидентов, совершивших суициды и покушения, лиц мужского и женского пола было примерно поровну (49 и 51%), в группе подростков с суицидальными попытками и намерениями преобладали девушки (80%). Среди всех подростков с суицидальным поведением учащиеся школ составили 38%, учащиеся ГПТУ - 30%, студенты техникумов - 10%, институтов - 3%, рабочие - 10%, служащие - 3% и лица, не имеющие определенных занятий - 6%. Подростков в возрасте 15 лет было 10%, 16 лет - 38,5%, 17 лет - 28,2%, 18 лет - 23,3%. Четвертая часть подростков суицидальные действия совершили повторно.
Суицидальное поведение в изучаемой нами группе подростков в 46% случаев сопровождалось пьянством и эпизодическим употреблением наркотиков и сильнодействующих психотропных средств, в 38% - правонарушениями, в 18% - склонностью к побегам из дому и бродяжничеству и в 12% случаев - транзиторными сексуальными девиациями.
Суицидальное поведение по отношению ко всем изученным формам девиаций
в группе подростков 15-18 лет составило 10%.
Мотивы, причины, поводы
Еще Дюркгейм выделил четыре основных мотива суицидов: альтруистический и эгоистический, с одной стороны, фаталистический и аномический - с другой.
Действительно, сознательный уход из жизни возможен во имя какой-то большой цели, убеждений, ради спасения людей и т.д. Такие поступки, совершаемые по альтруистическим мотивам, высоко оцениваются обществом. Однако в подростковом возрасте мотивы суицидальных действий чаще всего эгоистические. Дюркгейм ввел понятие "аномиз" - тип социально-психологической изоляции, наступающей при ослаблении связей, соединяющих индивида и его социальную среду. Аномическое самоубийство, по Дюркгейму, является результатом тяжелого разногласия между личностью и окружающей его средой.
Однако такие сложные виды деятельности, как суицидальное поведение, вызваны, как правило, не одним, а несколькими одновременно действующими и взаимодействующими мотивами, образующими развернутую систему мотивации действий и поступков человека.
Мотивы могут быть осознанными, высшими (интересы, убеждения, стремления, страсти, идеалы), и неосознанными, низшими (установки, влечения и т.п.).
В противоположность фрейдизму, который усматривает неодолимую пропасть
между осознанными мотивами и неосознанными побуждениями, биологизируя
и мистифицируя их, научная психология, опираясь на современные
достижения физиологии, подчеркивает связь и взаимопереходы между ними,
обусловленность и тех и других общественно-историческими условиями
развития личности.
Основной движущей жизненной силой человека, определяющей его
активность, наряду с различного рода потребностями (естественные,
культурные и т.д.) является цель. Цель может меняться, формироваться в
процессе жизни, но она обязательно должна быть, иначе жизнь становится
бесперспективной.
Суицидальное поведение у подростков часто объясняется тем, что молодые люди, не имея достаточного жизненного опыта, не в состоянии правильно определить цель своей жизни и наметить пути ее достижения. И.П. Павлов объяснял самоубийство утратой "рефлекса цели". В связи с этим он писал: "Рефлекс цели имеет огромное жизненное значение, он есть основная форма жизненной энергии каждого из нас. Жизнь только для того красива и сильна, кто всю жизнь стремится к постоянно достигаемой, но никогда недостижимой цели, или с одинаковым пылом переходит от одной цели к другой... Наоборот, жизнь перестает привязывать к себе, как только исчезает цель. Разве мы не читаем весьма часто в записках, оставленных самоубийцами, что они прекращают жизнь потому, что она бесцельна. Конечно, цели человеческой жизни безграничны и неистощимы. Трагедия самоубийцы в том и заключается, что у него происходит чаще всего мимолетное и только гораздо реже продолжительное задерживание, торможение, как мы, физиологи, выражаемся, рефлекса цели". И.П. Павлов категорически отвергает мнение о том, что все лица, совершившие суицидальное действие, являются душевнобольными.
Нередко при анализе суицидов путают понятия: причина, условия и повод.
Причина суицидального поведения - понятие глубокое и сложное. Оно
уходит своими корнями в социально-психиатрический анализ проблемы.
Причина - это все то, что вызывает и обусловливает суицид. А.Г.
Амбрумова основной причиной суицидальных действий считает
социально-психологическую дезадаптацию личности. Помимо главной
причины могут быть еще и второстепенные (болезнь, семейно-бытовые
трудности и т.д.). От причины следует отличать условия и повод. Под
условиями понимают такой комплекс явлений, который хотя и не порождает
конкретные следствия, но выступает необходимой предпосылкой их
становления и развития. Нет причин и следствий без определенных
условий. Условия существенно влияют не только на действия причин, но и
на характер следствий. Одни и те же причины в неодинаковых условиях
приводят к различным следствиям. Анализируя причины суицидов,
приходится повсеместно встречаться с зависимостью их от условий.
Повод в отличие от причины - это событие, которое выступает толчком
для действия причины. Повод носит внешний, случайный характер и не
служит звеном в цепи причинно-следственных отношений. Поэтому анализ
поводов самоубийств не выявляет их причин.
А.Е. Личко к числу наиболее частых причин суицидов среди подростков
относит: 1) потерю любимого человека; 2) состояние переутомления; 3)
уязвленное чувство собственного достоинства; 4) разрушение защитных
механизмов личности в результате употребления алкоголя, гипногенных
психотропных средств и наркотиков; 5) отождествление себя с человеком,
совершившим самоубийство; 6) различные формы страха, гнева и печали по
разным поводам.
Д.Д. Федотов и соавт. отмечают, что суицидальные попытки и намерения (по типу истерических реакций) чаще возникают у подростков в ответ на систематическое словесное унижение, игнорирование их мнения близкими, ущемление самостоятельности, в ответ на конфликтные ситуации, связанные со злоупотреблением алкоголем и приемом других наркотических средств, вследствие присущих данному возрасту сексуальных проблем. Суициды и покушения, обусловленные психическими расстройствами (аффективно-шоковые и депрессивные реакции), по данным авторов, чаще возникают в результате незаслуженного наказания или унижения, исходящих от родителей и друзей, оскорбления чувства дружбы и любви, исключения по разным причинам из учебного заведения, измены.
А.А. Султанов, изучая причины суицидального поведения у практически здоровых подростков и юношей, выделил три основные группы факторов: 1) дезадаптация, связанная с нарушением социализации, когда место молодого человека в социальной структуре не соответствует уровню его притязаний; 2) конфликты с семьей, чаще всего обусловленные неприятием системы ценностей старшего поколения; 3) алкоголизация и наркотизация как почва для возникновения суицидальной ситуации и предпосылок для быстрой ее реализации.
По нашим данным, основной причиной суицидальных действий подростков в
26% случаев явились болезненные состояния (психозы - 10%, пограничные
состояния - 15%, соматические заболевания - 1%), в 12% - трудная
семейная ситуация, в 18% - сложная романтическая ситуация, в 15% -
нездоровые отношения со сверстниками, особенно в неформальных группах,
в 8% - нездоровые отношения со взрослыми, в том числе с учителями
(дидактогении), в 7% - боязнь ответственности и стыд за совершенное
правонарушение, в 5% - пьянство и употребление наркотиков и в 9% -
прочие, в том числе и невыясненные, причины.
Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. - Мн., 1988.