Index | Анастасия Шульгина | Littera scripta manet | Contact |
Изучение наблюдавшихся при экстремальных ситуациях психических
расстройств, а также анализ комплекса спасательных, социальных и
медицинских мероприятий дают возможность схематически выделить три
периода развития ситуации, в которых наблюдаются различные психогенные
нарушения.
Первый (острый) период характеризуется внезапно возникшей угрозой
собственной жизни и гибели близких. Он продолжается от начала
воздействия экстремального фактора до организации спасательных работ
(минуты, часы). Мощное экстремальное воздействие затрагивает в этот
период в основном витальные инстинкты (например, самосохранения) и
приводит к развитию неспецифических, внеличностных психогенных
реакций, основу которых составляет страх различной интенсивности. В
это время преимущественно наблюдаются психогенные реакции
психотического и непсихотического уровней. В ряде случаев возможно
развитие паники.
Во втором периоде, протекающем при развертывании спасательных работ, по образному выражению, начинается "нормальная жизнь в экстремальных условиях". В это время в формировании состояний дезадаптации и психических расстройств значительно большую роль играют особенности личности пострадавших, а также осознание ими не только продолжающейся в ряде случаев жизнеопасной ситуации, но и новых стрессовых воздействий, таких как утрата родных, разобщение семей, потеря дома, имущества. Важными элементами пролонгированного стресса в этот период являются ожидание повторных воздействий, несовпадение ожиданий с результатами спасательных работ, необходимость идентификации погибших родственников. Психоэмоциональное напряжение, характерное для начала второго периода, сменяется к его концу, как правило, повышенной утомляемостью и "демобилизацией" с астено-депрессивными или апато-депрессивными проявлениями.
В третьем периоде, начинающемся для пострадавших после их эвакуации в
безопасные районы, у многих происходят сложная эмоциональная и
когнитивная переработка ситуации, переоценка собственных переживаний и
ощущений, своеобразная "калькуляция" утрат. При этом приобретают
актуальность также психогенно травмирующие факторы, связанные с
изменением жизненного стереотипа, проживанием в разрушенном районе или
в месте эвакуации. Становясь хроническими, эти факторы способствуют
формированию относительно стойких психогенных расстройств. Наряду с
сохраняющимися неспецифическими невротическими реакциями и состояниями
в этот период начинают преобладать затянувшиеся и развивающиеся
патохарактерологические расстройства. Соматогенные психические
нарушения при этом могут носить разнообразный подострый характер. В
этих случаях наблюдаются как "соматизация" многих невротических
расстройств, так и в известной мере противоположные этому процессу
"невротизация" и "психопатизация". Во все периоды развития ситуации
перед врачами-психиатрами, другими медицинскими работниками встают
различные вопросы не только непосредственного лечения возникших или
обострившихся в экстремальных условиях психических заболеваний, но и
оценки психологических и клинико-психопатологических особенностей лиц,
находящихся в очаге бедствия. Это необходимо в ряде случаев для
предотвращения панических реакций, выявления и психокоррекции
особенностей, способствующих возникновению нежелательных форм
поведения и психогенных расстройств, вносящих осложнения во
взаимоотношения и взаимовлияние отдельных групп пострадавших и
участников восстановительных работ. Важное значение это имеет также
для профилактики развития патохарактерологических и психосоматических
расстройств и для квалифицированной оценки рентных установок на
отдаленных этапах. Отличительные черты психотравмирующих воздействий,
их взаимодействие с конституционально-типологическими и соматическими
индивидуальными особенностями человека и его жизненным опытом могут
приводить к развитию разных психических расстройств на всех этапах
развития экстремального воздействия. При этом их частота и характер во
многом зависят от внезапности возникновения и остроты жизнеопасной
ситуации.
Психогении при остро возникших жизнеопасных ситуациях
Остро возникшие жизнеопасные ситуации характеризуются внезапностью и
чаще всего кратковременностью психогенного воздействия. При таких
вариантах стихийных бедствий или катастроф обычно имеются различные
физические явления (гул, колебания почвы, разрушение зданий и т.п.),
которые мгновенно позволяют оценить ситуацию как жизнеопасную.
Разрушения, гибель людей, массовый травматизм усугубляют патогенное
воздействие на человека непосредственной угрозы жизни.
Поведение в остром периоде внезапно развившейся жизнеопасной ситуации
во многом определяется эмоцией страха, которая до определенных
пределов может считаться физиологически нормальной и приспособительно
полезной, способствующей экстренной мобилизации физического и
психического напряжения, необходимого для самосохранения. По существу
при любой осознаваемой человеком катастрофе возникают тревожное
напряжение и страх. "Бесстрашных" психически нормальных людей в
общепринятом понимании этого состояния не бывает. Все дело в
мгновениях времени, необходимого для преодоления чувства
растерянности, принятия рационального решения и начала действий. У
подготовленного к экстремальной ситуации, компетентного человека это
происходит значительно скорее, у полностью неподготовленного
сохраняющаяся растерянность определяет длительное бездействие,
суетливость и является важнейшим показателем риска развития
психогенных психических расстройств.
Клинические проявления страха зависят от его глубины и выражаются в
объективных проявлениях и субъективных переживаниях. Наиболее
характерны двигательные нарушения поведения, которые лежат в диапазоне
от увеличения активности (гипердинамия, "двигательная буря") до ее
уменьшения (гиподинамия, ступор). Однако следует отметить, что в
любых, даже самых тяжелых условиях 12-25% людей сохраняют
самообладание, правильно оценивают обстановку, четко и решительно
действуют в соответствии с ситуацией. По нашим наблюдениям и
расспросам людей, испытывавших различные жизнеопасные ситуации и
сохранивших в критические мгновения самообладание и способность к
целенаправленным действиям, при осознании катастрофичности
происходящего они думали не о собственном выживании, а об
ответственности за необходимость исправления случившегося и сохранения
жизней окружающих. Именно эта "сверхмысль" в сознании и определяла
соответствующие действия, выполнявшиеся четко и целенаправленно. Как
только "сверхмысль" заменялась паническим страхом и незнанием, что
конкретно делать, наступала потеря самообладания и развивались
различные психогенные расстройства. Большинство людей (примерно
50-75%) при экстремальных ситуациях в первые мгновения оказываются
"ошеломленными" и малоактивными.
В документальной повести "Чернобыльская тетрадь", опубликованной в
июньском номере "Нового мира" за 1989 г., специалист-атомщик Г.У.
Медведев так характеризует свое восприятие экстремальных условий,
связанных с аварией на Чернобыльской атомной электростанции (ЧАЭС): "В
момент нажатия кнопки АЗ-5 (аварийная защита. - Авт.) пугающе
вспыхнула яркая подсветка шкал сельсинов-указателей. Даже у самых
опытных и хладнокровных операторов в такие секунды сжимается сердце...
Мне знакомо чувство, переживаемое операторами в первый момент аварии.
Неоднократно бывал в их шкуре, когда работал на эксплуатации атомных
станций. В первый миг - онемение, в груди все обрушивается лавиной,
обдает холодной волной невольного страха прежде всего оттого, что
застигнут врасплох, и вначале не знаешь, что делать, пока стрелки
самописцев и показывающих приборов разбегаются в разные стороны, а
твои глаза враз вслед за ними, когда неясна еще причина и
закономерность аварийного режима, когда одновременно (опять же
невольно) думается где-то в глубине, третьим планом, об
ответственности и последствиях случившегося. Но уже в следующее
мгновение наступает необычайная ясность головы и хладнокровие..."
Д. Дейтон обозначает описанное состояние термином "паническая
реакция". Обычно она кратковременна, ее пролонгация зависит от многих
факторов, как социально-психологических, так и физических. В
частности, в этот период неблагоприятное воздействие, способствующее
развитию выраженных реакций страха, оказывают переутомление, голод,
жажда, физическая боль, жара, холод, травматические повреждения.
Следует специально отметить, что через некоторое время, измеряемое
минутами или десятками минут, здоровые и компетентные люди независимо
от первичных психических реакций несколько успокаиваются, адаптируются
к обстановке и начинают принимать меры для спасения и выживания.
Реакции страха в жизнеопасных условиях принято разделять на
контролируемые и бесконтрольные. "Ты контролируешь свой страх, значит
осознаешь опасности, которые могут встретиться, пытаешься избежать их.
В этом случае всегда найдешь выход. А бесконтрольный страх - это
просто паника" (Бонатти В.). Вот как описывается состояние страха у
начальника смены реакторного цеха П. во время аварии на ЧАЭС в уже
упомянутой документальной повести о Чернобыльской трагедии Г.У.
Медведева. В момент аварии П. находился в центральном зале четвертого
энергоблока. Он "...с гулко бьющимся сердцем, с паническим чувством,
сознавая, что происходит что-то ужасное, непоправимое, на слабеющих от
невольного страха ногах побежал к выходу...". В эти и последующие
минуты катастрофы, несмотря на чувство страха, П. по свидетельству
автора повести, сделал все возможное и невозможное, чтобы спасти
подчиненных ему людей, вывести их из зон высокой радиации. К
сожалению, в жизнеопасной ситуации далеко не всем удается быстро
преодолеть чувство страха. Тогда длительное время превалируют
растерянность и суетливость. Вот как характеризуется состояние одного
из ответственных инженеров ЧАЭС сразу после аварии: "Д. выглянул в
окно, высунув голову наружу. Ночь. Гул и клекот бушующего наверху
пожара. В красноватом отсвете огня виден страшный завал из
строительных конструкций, балок, бетона и кирпича. На асфальте вокруг
блока что-то валяется. Очень густо. Черным-черно. Но в сознание не
шло, что это графит из реактора. Как и в машзале. Там тоже глаза
видели раскаленные куски графита и топлива. Однако сознание не
принимало страшный смысл увиденного. Он вернулся в помещение блочного
щита. В душе то вздымалась упругая до звона воля к действию,
немедленному, чудотворному, спасающему действию, то обрушивалось все в
пропасть безнадежности и апатии...".
С точки зрения известного путешественника Э. Бишона, в экстремальных
условиях бесконтрольный страх может сделать из самого закаленного
атлета "жалкого хлюпика или последнего скота". И наоборот, если
подобного страха нет, то даже "полудохлый заморыш может превратиться
благодаря своей моральной стойкости в героя". Деятельность отдельных
групп людей в жизнеопасной ситуации определяется поступками каждого
человека. Вместе с тем от группового поведения зависит деятельность
целого коллектива, на который возлагаются те или иные обязанности по
предотвращению или ликвидации экстремальной ситуации. Психическая
закалка человека препятствует развитию панического настроения,
позволяет собраться и сконцентрировать волю и найти правильный,
целесообразный выход из трудной ситуации. В противном случае
господствуют растерянность и паника.
При аварии на ЧАЭС, пишет Г.У. Медведев, начальник смены аварийного
блока, заместитель главного инженера станции, старший инженер
управления блоком и другие операторы, находившиеся непосредственно
перед аварией и во время катастрофы в блочном щите управления, были
растерянны, метались, не зная, что предпринять. Вот их выкрики:
"Ничего не понимаю!", "Что за чертовщина?!", "Мы все правильно
делали...", "Не может быть!", "Диверсия?!". Весь ответственный
дежурный персонал был убежден в полной правильности своих действий.
После взрыва они не знали, что делать, ибо природу происходящего не
понимали. Бывший заместитель министра Ш., прилетевший на ЧАЭС вскоре
после взрыва атомного реактора четвертого блока, так описывает
состояние директора станции и главного инженера, от которых
требовалось принятие множества ответственных оперативных решений:
первый из них был заторможен, смотрел куда-то вдаль перед собой,
апатичен. Второй - наоборот, перевозбужден, глаза воспаленные,
блестели безумием. Потом произошел срыв, тяжелая депрессия.
Свидетельствует председатель Припятского горисполкома: весь день 26
апреля директор станции был невменяемый, какой-то потерявший себя,
главный инженер в перерывах между отдачами распоряжений плакал, куда
делась его самоуверенность. Оба более-менее пришли в себя к вечеру. А
вот другие документальные описания поведения главного инженера ЧАЭС и
одного из его заместителей в первые часы аварии: главный инженер
"...порою терял самообладание. То впадал в ступор, то начинал
голосить, плакать, бить кулаками и лбом о стол, то развивал бурную,
лихорадочную деятельность. Звучный баритон его был насыщен предельным
напряжением "...Л. сидел и, обхватив голову руками, тупо повторял:
"Скажите мне, парни, температуру графита в реакторе... Скажите, и я
вам все объясню...". "О каком графите вы спрашиваете, почти весь
графит на земле. Посмотрите... на дворе уже светло". "Да ты что?! -
испуганно и недоверчиво спросил Л. - В голове не укладывается
такое..." И начальник смены повел неверящего заместителя главного
инженера в помещение резервного пульта управления. "...Насыщенный
долгоживущими радионуклидами воздух был густым и жалящим. От завала
напрямую обстреливало гамма-лучами с интенсивностью до 15 тысяч
рентген в час. Но тогда я об этом не знал. Жгло веки, горло,
перехватило дыхание. От лица шел внутренний жар, кожу сушило,
стягивало. "Вот посмотрите: кругом черно от графита..." "Разве это
графит?" - не верил своим глазам заместитель главного инженера. "А что
же это?" - с возмущением воскликнул я... Я уже понял, что благодаря
лжи зря гибнут люди... слепота в людях меня всегда доводила до
бешенства. Видеть только то, что выгодно тебе...".
Взрыв на ЧАЭС, как это происходит и при других катастрофах, многих
"...лишил чувств - боли, страха, ощущения тяжкой вины и невосполнимого
горя". Но все придет, хотя и не сразу. И первыми вернутся бесстрашие и
мужество отчаяния. Растерявшиеся в первый момент специалисты не будут
щадить свои жизни, героически отстаивая от огня пожара станцию.
Характерным примером мужественного поведения подготовленных к
опасностям людей может явиться документальная запись впечатлений
иеромонаха А. Кожевникова, находившегося на геройски сражавшемся и
погибшем крейсере "Рюрик" во время знаменитого боя у Цусимы в период
русско-японской войны 1904-1905 гг., приводимая писателем В.С. Пикулем
в романе "Крейсера": "Я наполнил карманы подрясника бинтами, стал
ходить по верхней и батарейной палубам, чтобы делать перевязки.
Матросы бились самоотверженно, получившие раны снова рвались в бой. На
верхней палубе я увидел матроса с ногой, едва державшейся на жилах.
Хотел перевязать его, но он воспротивился: "Идите, отец, дальше, там и
без меня много раненых, а я обойдусь!" С этими словами он вынул
матросский нож и отрезал себе ногу. В то время поступок его не
показался мне страшным, и я, почти не обратив на него внимания, пошел
дальше. Снова проходя это же место, я увидел того же матроса: подпирая
себя какой-то палкой, он наводил пушку в неприятеля. Дав по врагу
выстрел, он сам упал как подкошенный...".
В.С. Пикуль, рассказывая о дальнейшем ходе боя, пишет: "Смерть
уродовала всех подряд, не разбирая чинов и титулов. На корме
"Громобоя" полегло сразу полсотни матросов и офицеров - труп на трупе.
Людей разрывало в куски, они сгорали заживо в нижних отсеках,
обваривались паром и кипятком, но сила духа оставалась прежней -
победоносной. Капитан 1-го ранга Николай Дмитриевич Дабич держался
молодецки. Пучки острых осколков врезались под "гриб" боевой рубки,
два осколка поразили командира - в бок и в голову. Его утащили вниз,
едва живого... Минут через двадцать сигнальщики замечают:
- Бежит как настеганный... Носа не видать!
Дабич с головой, замотанный бинтами, взбежал на мостик:
- Ну, слава богу, я снова на месте...
Вторично взрывом подле него убило пять человек, и его вторично отнесли
в каюту - замертво... Не прошло и получаса, как - глянь! Дабич ползет
по трапу на мостик - на четвереньках, как собака...
Семнадцать ранений получил в этом бою Дабич, но остался жив. Позже он дал интервью журналистам: "Вы не можете представить, как во время боя притупляются нервы. Сама природа, кажется, заботится о том, чтобы все это человек перенес. Смотришь на палубу: валяются руки, ноги, черепа без глаз, без покровов, словно в анатомическом театре, и проходишь мимо почти равнодушно, потому что весь горишь единым желанием - победы!".
Неожиданное возникновение жизнеопасной ситуации у неподготовленных
людей может вызвать страх, сопровождающийся появлением измененного
состояния сознания. Наиболее часто развивается оглушенность,
выражающаяся в неполном осмыслении происходящего, затруднении
восприятия окружающего, нечетком (неадекватном) выполнении необходимых
жизнеспасающих действий.
Специальные исследования большого числа пострадавших от землетрясения,
проводившиеся начиная со второго дня в г. Спитаке, показали, что более
чем у 90% обследованных имелись психогенные расстройства. Их
выраженность и продолжительность были различны - от нескольких минут
(состояние оглушенности) до длительных и стойких невротических и
психотических расстройств. Вот несколько примеров, описанных врачами
психиатрических бригад.
"Обследуемый Л. отмечает, что "по минутам" помнит все события, предшествовавшие подземному толчку, "память как бы фотографически запечатлела эти мгновения", события, происходившие в течение нескольких часов после начала толчков, также помнит хорошо, а вот потом "время как бы ускорило свой ход, поэтому в памяти многое сохранилось отрывочно". В начале землетрясения П. находился в приемной начальника, говорил по телефону. С первым толчком упал, быстро выбежал из здания. Земля "ходила под ногами" (начало землетрясения характеризовалось внезапно возникшим первым горизонтальным толчком и резкими колебаниями земли при втором и последующих вертикальных толчках), многие падали, бежали. Видел все четко, но перестал что-либо слышать. Ужас и страх, появившиеся сначала, сменились ощущением покоя и даже душевного комфорта. Время "застыло", перед глазами стоял туман, однако видно было хорошо. Руки казались чужими, не слушались, потеряли чувствительность. Внезапно вспомнил, что забыл закрыть дверь, и спокойно пошел в здание. П. совершал непонятные действия - начал спокойно раскладывать средство для борьбы с мышами, не обращая внимания на окружающее. Выходя из здания, никак не мог закрыть дверь, не замечая, что она перекошена. Вдруг "вспомнил", что происходит землетрясение, увидел проломленный потолок. Вернулся слух, появился сильный страх, выбежал на улицу, стал рыдать, кричать, кататься, вспомнил о детях, побежал к дому. Окружающее представлялось не вполне реальным, похожим на спектакль, сон или кино. Думал, что "все так задумано", уже "все это было и будет еще долго". Прибежал не к дому, а на окраину города. В последующем обнаружил живых детей и жену, стоящих около разрушенного дома. "Руки и ноги не слушались", было ощущение нереальности. Лишь на второй день осознал происшедшее, пытался принимать участие в спасательных работах, но ничего не мог делать - были смертельная усталость и безразличие...
М. в момент землетрясения находился недалеко от своего дома. После окончания толчков не мог сдвинуться с места, оторвать руки от забора, за который держался. На его глазах обрушились школа и жилой дом. Сколько времени стоял неподвижно, не помнит, плохо слышал, "как бы оглох", не понимал, что происходит вокруг. В глазах было темно, тошнило, сильно болела голова. Вдруг "прозрел", бросился к школе спасать детей, затем вспомнил о родных и побежал к дому. Дом разрушился, дочь не нашел, жену вытащили всю в крови и увезли в больницу, сын оказался погребенным под руинами школы. У М. развилось реактивное состояние с преобладанием депрессивных нарушений, несколько дней ничего не ел и не спал, бродил по разрушенному городу, ничем не мог заниматься...
К. ехал с женой и детьми в автомашине. При первом толчке машину занесло. Увидел, как все вокруг рушится, ощутил тошноту, головокружение, резкую головную боль. Стал "как без сознания", "сердце летало", ничего не видел, было ощущение, что "смотришь на сварку, а потом темно". Что делали жена, дети - не помнит. Через некоторое время пришел в себя, поехал к дому. Увидел раздавленных, изувеченных, висящих на обломках дома соседей. Внезапно почувствовал себя плохо, сердце "остановилось", "внутри все умерло", "ничего не ощущал". Лишь через несколько часов понял, что произошло землетрясение и надо спасать людей. Несмотря на это, несколько дней не был трудоспособен из-за астенизации и полного безразличия к происходящему...
В хирургическом стационаре Еревана восемнадцатилетняя студентка Г.,
более суток находившаяся под развалинами институтской библиотеки и
получившая тяжелые повреждения, рассказала одному из авторов этой
книги:
"Я сидела в читальном зале вместе со своими сокурсниками. После землетрясения мы тут же оказались в развалинах. Вероятно, от ушиба в голову я сразу же потеряла сознание. Очнулась и поняла, что сдавлена со всех сторон камнями и железными прутьями. Вначале боли не ощущала, хотелось только пошевелиться, но это было почти невозможно... Потом временами теряла сознание, думала, что уже умерла, не было сил кричать и звать на помощь. Видела, как рядом со мной сдавлен и висит вниз головой мой сокурсник. Одна нога у него зацепилась за металлический прут, наверное, она была сломана, так как была совершенно неестественно вывернута. Он жутко кричал, свободными руками пытался как-то изменить свое положение тела. Видела, как у него набухло и стало багрово-красным лицо... Временами он замолкал. Думаю, в это время он был в бессознательном состоянии. Уже незадолго до того, как меня откопали, я видела, как он снял свободными руками майку, обернул ее вокруг шеи. Один конец прикрепил к какому-то крюку, а за второй с силой потянул. Когда нас откопали, его нашли задушившимся...".
Что это - отчаяние, паника попавшего в тяжелую беду или мужественное,
целенаправленное поведение человека, не видящего выхода из
создавшегося положения и стремящегося смертью облегчить свою участь?
Вероятно, однозначного ответа на этот вопрос нет - ни с точки зрения
психологии, ни с позиций психопатологии.
Психогенные расстройства, однако, не всегда столь выраженные и
продолжительные, наблюдаются при всех остро развившихся жизнеопасных
ситуациях, затрагивающих большое число людей. Вот еще несколько
примеров, наблюдавшихся в июне 1988 г. вблизи переезда у
железнодорожной станции Арзамас во время мощного взрыва химических
веществ. Очевидцы отмечают внезапную яркую вспышку, сильную ударную
волну, большое яркое грибообразное облако. На месте взрыва
образовалась воронка глубиной 26-28 м, размером примерно 80х50 м.
Ударная волна вызвала сильные разрушения в радиусе 5-6 км. В
результате взрыва погиб 91 человек, 744 человека получили повреждения
и обратились за медицинской помощью. Многие люди, не получившие
физических повреждений и даже находившиеся в отдалении от места
взрыва, были потрясены, у части из них наблюдались достаточно
выраженные психогенные расстройства.
Врач психиатрической бригады Г.В. Петров так описывает состояние
некоторых пострадавших. В., 42 лет, во время взрыва находилась в
служебном кабинете на заводе, расположенном вблизи переезда. Внезапно
ощутила колебания пола, удар, услышала шум, треск, сыпались разбитые
стекла, подумала, что упала люлька с малярами, производившими ремонт
дома, хотела выбежать и оказать им помощь. В коридоре увидела
сослуживцев, упавших на пол (от толчка взрывной волной), во дворе
заметила испуганных людей, которые метались, спрашивали: "Что
случилось?" Увидела темное грибообразное облако со стороны
железнодорожного переезда. Появилась тревога за близких, сменившаяся
"смертельным страхом". Не понимала, что происходит. Была "как
парализованная". Видела раненных осколками стекла и получивших ушибы,
но не могла подойти к ним, чтобы оказать помощь. Начал беспокоить
пульсирующий шум в ушах. Такое состояние продолжалось несколько минут.
Потом, "пересилив себя" и поняв, что произошло, начала помогать
пострадавшим. В последующем длительное время боялась подходить к
железной дороге, сотрясение почвы от проходящего поезда было крайне
неприятно, вызывало тошноту и шум в ушах...
В момент взрыва пострадавшая Г. находилась у себя дома, собиралась гладить белье. Внезапно почувствовала сотрясение, удар по голове. При этом боли не ощущала. Видела, как с потолка сыпалась штукатурка. Считала, что обрушивается перекрытие, давно находившееся в аварийном состоянии. Ощутила удар электрическим током в руку (от кисти к плечу), думала, что это поражение электрическим током от включенного утюга: "Наверное, я умерла, может быть, даже обуглилась, но если я думаю - значит, я жива". Решила узнать, что же случилось. Осмотрелась. Увидела холодильник, удивилась - он должен быть на кухне. Оказалось, что через разрушенную перегородку взрывной волной ее переместило туда, где была кухня. На холодильнике увидела кровь, поняла, что ранена. Слышала на улице шум, громкие голоса, хотела узнать, что произошло, но была "как обездвижена", ощущала "безразличие" к окружающему и "ужасную слабость". Были сильный шум в ушах и головокружение. Вспомнила о сыне, который гулял во дворе, но не было сил подняться с пола и взглянуть в окно. Услышала голоса: "Не трогай ее, надо помочь тем, кто еще жив". Поняла, что ее считают мертвой, пыталась кричать и двигаться, но ничего не получалось, была "как окаменелая". В больнице узнала о смерти сына. В последующем развилось стойкое невротическое состояние с преобладанием депрессивных расстройств...
Из приведенных в качестве примеров наблюдений и из анализа общего состояния людей, переживших сильное землетрясение, ураган или катастрофу, следует важное для планирования и организации спасательных мероприятий заключение - подавляющее большинство людей после внезапно возникшей жизнеопасной ситуации даже при отсутствии физического повреждения вследствие психогенных расстройств являются (особенно в первый период развития ситуации) практически нетрудоспособными. Это позволяет ставить вопрос о выводе при первой же возможности из зоны бедствия переживших катастрофу специалистов и о планировании спасательных и первых восстановительных работ главным образом силами людей, прибывающих из непострадавших районов. Однако опыт показывает, что решение о замене в зоне бедствия специалистов, особенно занимающих руководящее положение, должно приниматься с учетом индивидуальной оценки их состояния. Вероятно, допустима в ряде случаев не замена специалистов и руководителей, а временное прикомандирование к ним соответствующих дублеров. С нашей точки зрения, такая система, часто использовавшаяся в зоне Спитакского землетрясения, полностью себя оправдала.
Специальный обобщенный анализ позволяет проследить определенную динамику возникновения и развития отдельных психопатологических проявлений у пострадавших, зависящих от этапа внезапно развившейся экстремальной ситуации. Непосредственно после острого воздействия, когда появляются признаки опасности, у людей возникают растерянность, непонимание того, что происходит. За этим коротким периодом при простой реакции страха наблюдается умеренное повышение активности: движения становятся четкими, экономными, увеличивается мышечная сила, что способствует перемещению многих людей в безопасное место. Нарушения речи ограничиваются ускорением ее темпа, запинками, голос становится громким, звонким. Отмечается мобилизация воли, анимация идеаторных процессов. Мнестические нарушения в этот период представлены снижением фиксации окружающего, нечеткими воспоминаниями происходящего вокруг, однако в полном объеме запоминаются собственные действия и переживания. Характерным является изменение ощущения времени, течение которого замедляется и длительность острого периода представляется увеличенной в несколько раз. При сложных реакциях страха в первую очередь отмечаются более выраженные двигательные расстройства. При гипердинамическом варианте наблюдается бесцельное, беспорядочное метание, множество нецелесообразных движений, затрудняющих быстрое принятие правильного решения и перемещение в безопасное место. Иногда отмечается паническое бегство. Гиподинамический вариант характерен тем, что человек как бы застывает на месте, нередко стараясь "уменьшиться", принимая эмбриональную позу, садится на корточки, обхватив голову руками. При попытке оказать помощь либо пассивно подчиняется, либо становится негативистичным. Речевая продукция отрывочна, ограничивается восклицаниями, в ряде случаев имеет место афония. Воспоминания о событии и своем поведении у пострадавших в этот период недифференцированны, суммарны.
Наряду с психическими расстройствами нередко отмечаются тошнота, головокружение, учащенное мочеиспускание, ознобоподобный тремор, обмороки, у беременных женщин - выкидыши. Восприятие пространства изменяется, искажаются расстояние между предметами, их размеры и форма. Порой окружающее представляется "нереальным", причем это ощущение сохраняется в течение нескольких часов после воздействия. Длительными могут быть и кинестетические иллюзии (ощущение качающейся земли, полета, плавания и т.д.).
Обычно эти переживания развиваются при землетрясениях, ураганах.
Например, после смерча многие пострадавшие отмечали своеобразное
ощущение действия непонятной силы, которая их "как будто тянет в яму",
"толкает в спину", они "сопротивлялись этому", хватались руками за
разные предметы, стараясь удержаться на месте. Один из пострадавших
рассказал, что у него было впечатление, будто он плыл по воздуху,
совершая при этом движения руками, имитирующие плавание.
При простой и сложной реакциях страха сознание сужено, хотя в
большинстве случаев сохраняются доступность внешним воздействиям,
избирательность поведения, возможность самостоятельно находить выход
из затруднительного пополнения. Особое место в этот период занимает
угроза развития состояний паники. В прошлом она была типичным явлением
при крупных землетрясениях. Индивидуальные панические расстройства
определяются аффективно-шоковыми реакциями, основные проявления
которых описаны выше. При развитии таких реакций, особенно
одновременно у нескольких пострадавших, возможно их влияние друг на
друга и на окружающих, приводящее к массовым индуцированным
эмоциональным расстройствам, сопровождающимся "животным" страхом.
Индукторы паники (паникеры) - люди, которые обладают выразительными
движениями, гипнотизирующей силой криков, ложной уверенностью в
целесообразности своих действий. Становясь лидерами толпы в
чрезвычайных обстоятельствах, они могут создать общий беспорядок,
быстро парализующий целые коллективы, лишающий людей возможности
оказывать взаимопомощь, соблюдать целесообразные нормы поведения.
"Эпицентром" развития массовой паники обычно являются высоковнушаемые
истерические личности, отличающиеся эгоистичностью и повышенным
самолюбием.
Как свидетельствует опыт, в различных катастрофических ситуациях и в
мирное и в военное время предотвращение паники состоит в
предварительном обучении людей действиям в критических ситуациях, в
правдивой и полной информации во время и на всех этапах развития
чрезвычайных событий, в специальной подготовке активных лидеров,
способных в критический момент возглавить растерявшихся людей,
направить их действия на самоспасение и спасение других пострадавших.
Во время Спитакского землетрясения многие люди, зная, что проживают в
сейсмоопасном районе, сразу же поняли, что происходящее вокруг связано
с сильным землетрясением, а не с какой-либо другой катастрофой
(например, войной). В основных районах сосредоточения пострадавших
имелась информация о событиях, которая опровергала панические слухи, а
главное - нашлись лидеры, сумевшие во многих районах организовать
спасательные работы и предотвратить развитие паники.
В ситуации острого экстремального воздействия реактивные психозы
представлены в основном аффективно-шоковыми реакциями, которые
развиваются мгновенно и протекают в фугиформной и ступорозной форме.
Фугиформная реакция характеризуется сумеречным расстройством сознания
с бессмысленными беспорядочными движениями, безудержным бегством,
нередко в сторону опасности. Пострадавший не узнает окружающих,
отсутствует адекватный контакт, речевая продукция бессвязная, нередко
ограничивается нечленораздельным криком. Отмечается гиперпатия, при
которой звук, прикосновение еще более усиливают страх, при этом
нередко отмечается немотивированная агрессия. Воспоминания о пережитом
частичные, обычно запоминается начало события.
При ступорозной форме наблюдаются общая обездвиженность, оцепенение, мутизм, иногда кататоноподобная симптоматика. Больные не реагируют на окружающее, часто принимают эмбриональную позу. Отмечаются нарушения памяти в виде фиксационной амнезии.
Истерические психозы при внезапных экстремальных воздействиях являются
аффектогенными, и в их возникновении важную роль играет не только
страх, но и такие особенности личности, как психическая незрелость,
эгоизм.
В клинической картине истерического психоза облигатным синдромом
является аффективное сужение сознания с последующей амнезией. Нередко
сознание заполняют яркие тематичные зрительные и слуховые
галлюцинации, больной "переносится" в психотравмирующую ситуацию,
вновь переживая события, в которых он участвовал. При истерическом
ступоре мимика больного отражает переживания страха, ужаса, иногда он
беззвучно плачет. Обездвиженность, мутизм нередко прерываются, и
больной может рассказывать о психотравмирующей ситуации. Истерические
психозы обычно более длительны, чем аффективно-шоковые реакции.
Возникнув в период экстремального воздействия, они могут продолжаться
в течение нескольких месяцев после его завершения и требуют
длительного, нередко стационарного лечения.
Завершаются острые реактивные психозы резким падением психического
тонуса, частичным ступором в виде паралича эмоций. Довольно часто
отмечаются состояния прострации, тяжелой астении, апатии, когда
угрожающая ситуация не вызывает переживаний. Нередки остаточные
явления в виде истерических расстройств, представленных пуэрилизмом,
синдромом Ганзера, псевдодеменцией. Однако наиболее распространенным
является астенический симптомокомплекс.
После окончания острого периода у некоторых пострадавших наблюдаются
кратковременное облегчение, подъем настроения, стремление активно
участвовать в спасательных работах, многоречивость, бесконечное
повторение рассказа о своих переживаниях, отношении к случившемуся,
бравада, дискредитация опасности. Эта фаза эйфории длится от
нескольких минут до нескольких часов. Как правило, она сменяется
вялостью, безразличием, идеаторной заторможенностью, затруднением в
осмыслении задаваемых вопросов, трудностями при выполнении даже
простых заданий. На этом фоне наблюдаются эпизоды психоэмоционального
напряжения с преобладанием тревоги. В ряде случаев развиваются
своеобразные состояния, пострадавшие производят впечатление
отрешенных, погруженных в себя. Они часто и глубоко вздыхают,
отмечается брадифазия, ретроспективный анализ показывает, что в этих
случаях внутренние переживания нередко связываются с
мистически-религиозными представлениями. Другой вариант развития
тревожного состояния в этот период может характеризоваться
преобладанием "тревоги с активностью". Характерными являются
двигательное беспокойство, суетливость, нетерпеливость,
многоречивость, стремление к обилию контактов с окружающими.
Экспрессивные движения бывают несколько демонстративны, утрированы.
Эпизоды психоэмоционального напряжения быстро сменяются вялостью,
апатией.
В третьем периоде остро начавшейся катастрофической ситуации наблюдается сближение, а во многих случаях и идентификация клинических проявлений с расстройствами, отмечаемыми на отдаленных этапах медленно развивающихся экстремальных воздействий. Существенные отличия имеются у лиц, переживших ту или иную катастрофу и продолжающих находиться под влиянием ее последствий. Например, для жителей загрязненных радиационными выбросами территорий длительное проживание на них является по существу хронической психотравмирующей ситуацией. В этот период у пострадавших возникают прежде всего разнообразные невротические и психосоматические расстройства, а также патохарактерологические развития личности. По особенностям проявлений, степени выраженности и стабильности наблюдающиеся психогенные нарушения при этом могут быть разделены на начальные, рудиментарные и развернутые проявления психической дезадаптации (невротические, психопатические и психосоматические). Для первых характерны нестабильность, фрагментарность расстройств, ограниченных одним-двумя симптомами непсихотического регистра, непосредственная связь болезненных проявлений с конкретными внешними воздействиями, уменьшение и исчезновение отдельных расстройств после отдыха, переключения внимания или деятельности, снижение порога переносимости различных вредностей, физического или психического напряжения.
Активный расспрос пострадавших в этот период позволил выявить чувство
повышенной усталости, мышечную слабость, дневную сонливость,
расстройства ночного сна, диспепсические явления, транзиторные
дизритмические и дистонические расстройства, усиление потливости,
тремор конечностей. Часто отмечаются состояния повышенной ранимости,
обидчивости. Указанные расстройства наблюдаются изолированно и не
могут быть объединены в клинические симптомокомплексы. Однако по
преобладанию тех или иных расстройств можно выделить начальные
субневротические расстройства аффективного, астенического,
вегетативного, смешанного круга.
В динамике астенических расстройств, развившихся после экстремальной
внезапно возникшей жизнеопасной ситуации, часто наблюдаются
аутохтонные эпизоды психоэмоционального напряжения с преобладанием
аффекта тревоги и усилением вегетосоматических нарушений. По существу
астенические расстройства являются основой, на которой формируются
различные пограничные нервно-психические расстройства. В ряде случаев
они приобретают затяжной и хронический характер.
При развитии на фоне астении выраженных и относительно стабильных
аффективных реакций собственно астенические расстройства как бы
оттесняются на второй план. У пострадавших возникают смутное
беспокойство, тревожное напряжение, дурные предчувствия, ожидание
какого-то несчастья. Появляется "прислушивание к сигналам опасности",
которыми могут оказаться сотрясение почвы от движущихся механизмов,
неожиданный шум или, наоборот, тишина. Все это вызывает тревогу,
сопровождающуюся напряжением мышц, дрожью в руках, ногах. Это
способствует формированию стойких и длительных фобических расстройств.
Содержание фобических переживаний у лиц, перенесших смерч,
землетрясение, достаточно конкретно и отражает как общий фон
настроения, так и перенесенную ситуацию. Наиболее часты боязнь
закрытых помещений, "страх погоды" (метеофобии). Наряду с фобиями, как
правило, отмечаются неуверенность, трудность в принятии даже простых
решений, сомнения в верности и правильности собственных действий.
Часто наблюдаются близкое к навязчивости постоянное обсуждение
пережитой ситуации, воспоминания о прошлой жизни с ее идеализацией.
Другим видом проявления эмоционального напряжения являются психогенные
депрессивные расстройства. Появляется своеобразное осознание "своей
виновности" перед погибшими, возникает отвращение к жизни, сожаление,
что выжил, а не погиб вместе с родственниками. Феноменология
депрессивных состояний дополняется астеническими проявлениями, а в
ряде наблюдений апатией, безразличием, появлением тоскливого аффекта.
Невозможность справиться с проблемами приводит к пассивности,
разочарованию, снижению самооценки, чувству несостоятельности. Нередко
депрессивные проявления бывают менее выраженными и на передний план
выступает соматический дискомфорт (соматические "маски" депрессии):
диффузная головная боль, усиливающаяся к вечеру, кардиалгии, нарушения
сердечного ритма, анорексия.
В целом депрессивные расстройства не достигают психотического уровня,
у пострадавших не бывает идеаторной заторможенности, они хотя и с
трудом, но справляются с повседневными заботами.
Наряду с указанными невротическими расстройствами у людей, переживших
жизнеопасную ситуацию, достаточно часто имеет место декомпенсация
акцентуаций характера и психопатических личностных черт. При этом
большое значение имеют как индивидуально значимая психотравмирующая
ситуация, так и предшествовавший жизненный опыт и личностные установки
каждого человека. Особенности личности налагают отпечаток на
невротические реакции, играя важную патопластическую роль.
Основную группу состояний личностной декомпенсации обычно представляют реакции с преобладанием радикала возбудимости и сензитивности. Такие лица по ничтожному поводу дают бурные аффективные вспышки, объективно не соответствующие той или иной психогенной причине. При этом нередки агрессивные действия. Такие эпизоды чаще всего кратковременны, протекают с некоторой демонстративностью, театральностью, быстро сменяются астенодепрессивным состоянием, вялостью и безразличием к окружающему.
В ряде наблюдений отмечается дисфорическая окраска настроения. Люди в
подобном состоянии мрачны, угрюмы, постоянно недовольны. Они
оспаривают распоряжения и советы, отказываются выполнять задания,
ссорятся с окружающими, бросают начатую работу. Нередки и случаи
усиления паранойяльных акцентуаций - пережившие острую экстремальную
ситуацию становятся завистливыми, следят друг за другом, пишут жалобы
в различные инстанции, считают, что их обделили, поступили с ними
несправедливо. В этих ситуациях наиболее часто развиваются рентные
установки.
Наряду с отмеченными невротическими и психопатическими реакциями на
всех трех этапах развития ситуации у пострадавших отмечаются
вегетативные дисфункции и расстройства сна. Последние не только
отражают весь комплекс невротических нарушений, но и в значительной
мере способствуют их стабилизации и дальнейшему усугублению. Чаще
всего затруднено засыпание, ему мешают чувство эмоционального
напряжения, беспокойство, гиперестезии. Ночной сон носит поверхностный
характер, сопровождается кошмарными сновидениями, обычно
кратковременен. Наиболее интенсивные сдвиги в функциональной
активности вегетативной нервной системы проявляются в виде колебаний
артериального давления, лабильности пульса, гипергидроза, озноба,
головных болей, вестибулярных нарушений, желудочно-кишечных
расстройств. В ряде случаев эти состояния приобретают пароксизмальный
характер, становясь наиболее выраженными во время приступа. На фоне
вегетативных дисфункций нередко наблюдаются обострение
психосоматических заболеваний, относительно компенсированных до
экстремального события, и появление стойких психосоматических
нарушений.
Динамика, компенсация и, напротив, декомпенсация указанных пограничных форм психических расстройств на отдаленных этапах течения экстремально возникшей жизнеопасной ситуации зависят главным образом от решения социальных проблем, с которыми столкнулись пострадавшие. Собственно медицинские и медико-профилактические мероприятия в этих случаях носят в известной мере вспомогательный характер.
Профилактика психогений в экстремальных условиях
Тяжелые стихийные бедствия и катастрофы, не говоря уже о возможных массовых санитарных потерях во время войны, - трудное испытание для многих людей. Психическая реакция человека на экстремальные условия, особенно в случаях значительных материальных потерь, гибели людей, может надолго лишить человека способности к рациональным поступкам и действиям, несмотря на "психологическую защиту", способствующую предотвращению дезорганизации психической деятельности и поведения.
Практические мероприятия могут быть разделены на те, которые
осуществляются в период до возникновения экстремальной ситуации, в
период действия психотравмирующих экстремальных факторов и после
прекращения их воздействия.
До возникновения экстремальной ситуации необходимы следующие мероприятия:
— подготовка медицинской службы ГО к работе в экстремальных условиях;
обучение личного состава санитарных постов и дружин оказанию
медицинской помощи пострадавшим с психогениями;
— формирование и развитие у личного состава медицинской службы ГО
высоких психологических качеств, умения правильно вести себя в
экстремальных ситуациях, способности преодолевать страх;
— выработка у личного состава медицинской службы ГО организационных
навыков по психопрофилактической работе с населением;
— информирование медицинских работников и населения о возможностях применения для психопрофилактики психотерапевтических и медикаментозных средств.
Перечень указанных путей профилактики состояний психической
дезадаптации в экстремальных условиях, непосредственно адресованный
прежде всего различным подразделениям медицинской службы ГО, должен
быть дополнен широким кругом просветительских и организационных
мероприятий, направленных на преодоление беспечности и пренебрежения к
тем или иным жизнеопасным воздействиям на человека как в тех случаях,
когда "вредность" наглядно осязаема, так и тогда, когда она до
определенной поры скрыта от взгляда и понимания неосведомленных людей.
Большое значение имеет психическая закалка, т.е. выработка человеком
смелости, воли, хладнокровия, выдержки и умения преодолеть чувство
страха.
Необходимость такого рода профилактической работы вытекает из анализа
многих аварийных ситуаций, в том числе и Чернобыльской катастрофы.
"Из Минска на своей машине я (инженер, работник АЭС. - Авт.) ехал в
сторону города Припяти... К городу я подъезжал где-то около двух часов
тридцати минут ночи... Увидел огонь над четвертым энергоблоком. Четко
видна была освещенная пламенем вентиляционная труба с поперечными
красными полосами. Хорошо помню, что пламя было выше трубы. То есть
достигало высоты около ста семидесяти метров над землей. Я не стал
заворачивать домой, а решил подъехать поближе к четвертому
энергоблоку, чтобы лучше рассмотреть... остановился метрах в ста от
торца аварийного блока. (В этом месте, как потом будет подсчитано, в
тот период радиационный фон достигал 800-1500 рентген в час главным
образом от разбросанного взрывом графита, топлива и летящего
радиоактивного облака.). Увидел в ближнем свете пожара, что здание
полуразрушено, нет центрального зала, сепараторных помещений,
красновато поблескивают сдвинутые со своих мест барабаны-сепараторы.
Аж сердцу больно стало от такой картины... Постоял с минуту, было
гнетущее ощущение непонятной тревоги, онемение, глаза впитывали все и
запоминали навсегда. А тревога все шла в душу, и появился невольный
страх. Ощущение невидимой близкой угрозы. Пахло, как после сильного
разряда молнии, еще терпким дымом, стало жечь глаза, сушить горло.
Душил кашель. А я еще, чтобы лучше рассмотреть, приспустил стекло.
Была ведь такая весенняя ночь. Я развернул машину и поехал к себе
домой. Когда вошел в дом, мои спали. Было около трех часов ночи. Они
проснулись и сказали, что слышали взрывы, но не знают, что это такое.
Вскоре прибежала возбужденная соседка, муж которой уже был на блоке.
Она сообщила нам об аварии и предложила распить бутылку водки для
дезактивации организма...". В момент взрыва в двухстах сорока метрах
от четвертого, блока, как раз напротив машинного зала, сидели два
рыбака на берегу подводящего канала и ловили мальков. Они услышали
взрывы, увидели ослепляющий выброс пламени и фейерверком летящие куски
раскаленного топлива, графита, железобетонные и стальные балки. Оба
рыбака продолжали свой лов, не догадываясь о происшедшем. Подумали,
что, наверное, рванула бочка с бензином. Буквально у них на глазах
развернулись пожарные расчеты, они ощущали жар пламени, однако
беспечно продолжали лов. Рыбаки получили по 400 рентген каждый. Ближе
к утру у них развилась неукротимая рвота, по их словам, жаром, огнем
будто обжигало внутри грудь, резало веки, голова была дурная, как
после дикого похмелья. Поняв, что происходит что-то неладное, они с
трудом добрели до медсанчасти...
Жительница Припяти Х., старший инженер
производственно-распорядительного отдела управления строительства
ЧАЭС, свидетельствует: "В субботу, 26 апреля 1986 г., все уже
готовились к празднику 1 Мая. Теплый погожий день. Весна. Цветут
сады... Среди большинства строителей и монтажников никто еще ничего не
знал. Потом просочилось что-то об аварии и пожаре на четвертом
энергоблоке. Но что именно произошло, никто толком не знал. Дети пошли
в школу, малыши играли на улице в песочницах, катались на велосипедах.
У всех у них к вечеру 26 апреля в волосах и на одежде была уже высокая
активность, но тогда мы этого не знали. Недалеко от нас на улице
продавали вкусные пончики. Обычный выходной день... Группа соседских
ребят ездила на велосипедах на путепровод (мост), оттуда хорошо был
виден аварийный блок со стороны станции Янов. Это, как мы позже
узнали, было наиболее радиоактивное место в городе, потому что там
прошло облако ядерного выброса. Но это стало ясно потом, а тогда,
утром 26 апреля, ребятам было просто интересно смотреть, как горит
реактор. У этих детей развилась потом тяжелая лучевая болезнь".
Как в приведенных, так и во многих аналогичных примерах вера в чудо, в "авось", в то, что все может быть легко исправлено, парализует, делает мышление человека негибким, лишает его возможности объективного и компетентного анализа происходящего даже в том случае, когда есть необходимые теоретические знания и некоторый практический опыт. Удивительная беспечность! В случае с аварией на ЧАЭС она оказалась преступной.
В период действия психотравмирующих экстремальных факторов важнейшими
психопрофилактическими мероприятиями являются:
— организация четкой работы по оказанию медицинской помощи
пострадавшим с психогениями;
— объективная информация населения о медицинских аспектах стихийного
бедствия (катастрофы);
— помощь руководителям ГО в пресечении панических настроений,
высказываний и поступков;
— привлечение легкопострадавших к спасательным и неотложным
аварийно-восстановительным работам.
По окончании действия психотравмирующих факторов психопрофилактика
включает следующие мероприятия:
— объективная информация населения о последствиях стихийного бедствия, катастрофы, ядерных и других ударов и их влиянии на нервно-психическое здоровье людей;
— доведение до сведения населения данных о возможностях науки в
отношении оказания медицинской помощи на современном уровне;
— профилактика возникновения рецидивов или повторных психических
расстройств (так называемая вторичная профилактика), а также развития
соматических нарушений в результате нервно-психических расстройств;
— медикаментозная профилактика отсроченных психогенных реакций;
— привлечение легкопораженных к участию в спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работах и в оказании медицинской помощи пострадавшим.
Следует подчеркнуть, что психотравмирующие факторы довольно часто
продолжают действовать и после кульминации стихийного бедствия или
катастрофы, хотя и менее интенсивно. Это и тревожное ожидание
повторных толчков при землетрясении, и все возрастающая боязнь "набора
доз" при нахождении на территории с повышенным уровнем радиации.
Как показывает опыт, основные причины "рукотворных" трагедий
достаточно схожи в разных странах при всевозможных катастрофах:
техническое несовершенство машин и механизмов, нарушение технических
требований по их эксплуатации. Однако за этим стоят человеческие
изъяны - некомпетентность, поверхностные знания, безответственность,
трусость, мешающая своевременному вскрытию обнаруживаемых ошибок,
неумение учитывать возможности организма, рассчитывать силы и др.
Подобные явления должны быть осуждены не только различными
контрольными органами, но прежде всего совестью каждого человека,
воспитанного в духе высокой нравственности.
К числу важнейшей социально-психологической профилактической задачи
относится информация населения о ситуации, осуществляемая перманентно.
Сведения должны быть полными, объективными, правдивыми, но и в
разумных пределах успокаивающими. Четкость и краткость информации
делают ее особо действенной и доходчивой. Отсутствие или запаздывание
информации, необходимой для принятия рациональных решений во время или
после стихийного бедствия или катастрофы, порождают непредсказуемые
последствия. Например, несвоевременная и полуправдивая информация
населения о радиационной обстановке в зоне аварии на ЧАЭС привела ко
многим трагическим результатам как непосредственно для здоровья
населения, так и для принятия организационных решений по ликвидации
аварии и ее последствий.
Это способствовало развитию на отдаленных этапах Чернобыльской трагедии невротизации широких кругов населения и формированию психогенных психических расстройств.
Важное место в реализации первичной профилактики психогенных
расстройств уделяется пониманию того, что современный человек должен
уметь правильно вести себя в любых, даже самых трудных, ситуациях.
Наряду с воспитанием умения не теряться в сложных жизненных ситуациях,
развивающихся в экстремальных условиях, важнейшее профилактическое
значение имеют компетентность, профессиональные знания и навыки,
нравственные качества людей, управляющих сложными механизмами и
технологическими процессами.
Особенно страшные последствия вызывают некомпетентные решения и выбор ложного пути действий при начальных этапах экстремальной предкатастрофической ситуации или при уже развившейся катастрофе. Следовательно, при профессиональном отборе и подготовке руководителей и исполнителей наиболее ответственных участков работ во многих областях хозяйственной деятельности необходимо учитывать психологические особенности, профессиональную компетентность того или иного кандидата. Предвидение его поведения в экстремальных условиях должно занять важное место в системе общей профилактики развития жизнеопасных ситуаций и обусловленных ими психогений.
Правильная и достаточно полная информация населения о возможных
реакциях человека на экстремальную ситуацию является первой
необходимой профилактической мерой. Заблаговременное (не после
возникновения экстремальной ситуации!) ознакомление людей с такими
сведениями - вторая мера профилактики. Оперативность и активность в
выполнении мер защиты - третья профилактическая мера.
Обучение личного состава санитарных постов, санитарных дружин, отрядов
первой медицинской помощи должно проводиться с соблюдением основного
правила дидактики: вначале разрабатываются учебные программы и
планируется приобретение теоретических знаний, затем формируются
практические навыки и отрабатывается умение оказания помощи,
доведенное до автоматизма. В частности, личный состав санитарных
постов и санитарных дружин, отрядов первой медицинской помощи должен
знать основные синдромы нарушения психической деятельности в
экстремальных ситуациях и уметь пользоваться современными средствами
оказания помощи при двигательном возбуждении. Чрезвычайно важно, чтобы
отработка практических навыков проводилась на тактикоспециальных и
комплексных учениях ГО в осложненных, максимально приближенных к
реальным условиям, в ночное время, в любую погоду и т.п. Одновременно
с этим необходимо воспитывать в людях высокие морально-политические и
психологические качества, готовность проявить мужество, выдержку и
самообладание, инициативу и находчивость, уверенность и выносливость
при оказании медицинской помощи пострадавшим.
Не без оснований полагают, что неконтролируемый страх свидетельствует
о неуверенности в себе, своих знаниях, умениях. Он же может вести к
паническим реакциям, для предотвращения которых надо пресекать
распространение ложных слухов, проявлять твердость с "лидерами"
паникеров, направлять энергию людей на спасательные работы и т.д.
Известно, что распространению паники способствуют многие факторы,
обусловленные психологической пассивностью человека в экстремальных
ситуациях, отсутствием готовности к борьбе со стихией.
Особо следует сказать о возможностях первичной медикаментозной
профилактики психогений. В последние десятилетия такой профилактике
уделялось значительное внимание. Однако необходимо иметь в виду, что
применение лекарственных психофармакологических препаратов для
профилактики носит ограниченный характер. Подобные средства могут
рекомендоваться лишь небольшим контингентам людей. При этом следует
учитывать возможность развития мышечной слабости, сонливости, снижения
внимания (транквилизаторы, нейролептики), гиперстимуляции
(психоактиваторы) и др. Требуется предварительный учет доз
рекомендуемого препарата, а также характера предполагаемой
деятельности. Гораздо шире она может применяться для предупреждения
психических нарушений у людей, оставшихся в живых после стихийного
бедствия или катастрофы.
Медико-социальные профилактические мероприятия играют важную роль и во
время отдаленных этапов стихийных бедствий и катастроф. Так, уже через
год после Чернобыльской трагедии во многих пострадавших и прилегающих
к ним районах стали наиболее актуальны не столько радиационные,
сколько психологические и психиатрические проблемы, породившие в ряде
случаев широкое распространение так называемых радиофобий. Как
правило, такие состояния носят массовый характер, хотя наиболее
выражены у истерических и тревожно-мнительных личностей. Именно у них
отмечается развитие патохарактерологических личностных изменений. В
этих случаях достаточно часто удается наблюдать механизмы
индуцирования болезненных расстройств. Предвидя возможность
возникновения указанных психогенных расстройств на отдаленных этапах
стихийных бедствий и катастроф, необходимо, разрабатывая и осуществляя
весь комплекс восстановительных мер, оказывать пострадавшим активную
социально-психологическую поддержку, вести тактическую разъяснительную
работу.
Анализ множества тяжелых стихийных бедствий и катастроф показывает,
что число психогений при них велико, а население а медперсонал
практически не готовы к возможности их развития.
В современных условиях есть все основания более широко использовать
данные психологии, психотерапии, психогигиены и других дисциплин с
целью оптимизации деятельности людей в экстремальных ситуациях,
необходимой для преодоления повышенных психологических и физических
нагрузок.
Александровский Ю.А., Лобастов О.С., Спивак Л.И., Щукин Б.П.
Психогении в экстремальных ситуациях. - М., 1991.