Index | Анастасия Шульгина | Littera scripta manet | Contact |
ЭМПАТИЯ
Есть много попыток определить понятие "эмпатия", и мне самому принадлежит несколько. Более чем двадцать лет назад я предложил одно из определений в ходе систематизированного изложения моих новых взглядов. Оно заключается в следующем.
Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого
точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто
становишься этим другим, но без потери ощущения "как будто". Так,
ощущаешь радость или боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь
их причины, как он их воспринимает. Но обязательно должен оставаться
оттенок "как будто": как будто это я радуюсь или огорчаюсь. Если этот
оттенок исчезает, то возникает состояние идентификации.
Для формулировки моего современного представления я буду опираться на
понятие состояния, или переживания, как оно было введено Гендлиным.
Это понятие обогатило мое представление в целом ряде пунктов.
Суммируя кратко, Гендлин считает, что в любой момент времени человек
испытывает состояния, к которым он может многократно обращаться в
процессе поиска их смысла. Они служат своего рода субъективным
ориентиром в этом поиске.
Эмпатичный терапевт проницательно улавливает смысл состояния,
переживаемого пациентом в данный конкретный момент, и указывает на
этот смысл, чтобы помочь пациенту сконцентрироваться на нем и побудить
пациента к дальнейшему и более полному и беспрепятственному
переживанию.
Небольшой пример может пояснить как само понятие переживания, так и
его отношение к эмпатии.
Один участник психотерапевтической группы довольно негативно
высказался в адрес своего отца. Ведущий говорит: "Создается
впечатление, что ты сердит на своего отца". Тот отвечает: "Нет я не
думаю", - "Может быть, ты разочаровался в нем?" Следует быстрый ответ:
"Да, я разочаровался тем, что он слабый человек. Я думаю, я давно
разочаровался в нем, еще в детстве".
С чем этот человек сверялся, устанавливая правильность предлагавшихся
слов? Гендлин считает, и я согласен с ним, что это было некое наличное
психофизиологическое состояние. Обычно оно субъективно достаточно
определенно, и человек может хорошо пользоваться им для сравнения с
подбираемыми обозначениями. В нашем случае "сердит" не подходит, "не
удовлетворен" - оказывается ближе, и слово "разочарован" - вполне
точно. Будучи найдено, оно, как это часто бывает, побуждает к
дальнейшему течению переживаний.
На основе изложенного позвольте мне попробовать описать эмпатию более удовлетворительным для меня сейчас образом. Я больше не говорю "состояние эмпатии", потому что думаю, что это скорее процесс, чем состояние. Попытаюсь описать его суть.
Эмпатический способ общения с другой личностью имеет несколько граней.
Он подразумевает вхождение в личный мир другого и пребывание в нем
"как дома". Он включает постоянную чувствительность к меняющимся
переживаниям другого - к страху или гневу, или расстроганности, или
стеснения, одним словом, ко всему, что испытывает он или она. Это
означает временную жизнь другой жизнью, деликатное пребывание в ней
без оценивания и осуждения. Это означает улавливание того, что другой
сам едва осознает. Но при этом отсутствуют попытки вскрыть совершенно
неосознаваемое чувство, поскольку они могут оказаться травмирующими.
Это включает сообщение о ваших впечатлениях, о внутреннем мире
другого, когда вы смотрите свежим и спокойным взглядом на те его
элементы, которые волнуют или пугают вашего собеседника. Это
подразумевает частые обращения к другому для проверки своих
впечатлений и внимательное прислушивание к получаемым ответам. Вы
доверенное лицо для другого, указывая на возможные смыслы переживаний
другого, вы помогаете ему переживать более полно и конструктивно. Быть
с другим таким способом означает на некоторое время оставить в стороне
свои точки зрения и ценности, чтобы войти в мир другого без
предвзятости. В некотором смысле это означает, что вы оставляете в
стороне свое "я". Это могут осуществить только люди, чувствующие себя
достаточно безопасно в определенном смысле: они знают, что они
потеряли себя в порой странном и причудливом мире другого и что смогут
успешно вернуться в свой мир, когда захотят.
Может быть это описание делает понятным, что быть эмпатичным трудно. Это означает быть ответственным, активным, сильным, и в то же время - тонким и чутким.
Роджерс К. Эмпатия // Психология эмоций. Сборник, М., МГУ, 1984, с. 235-237.