Index | Анастасия Шульгина | Littera scripta manet | Contact |
ЧЕЛОВЕК, ПОЗНАЙ СЕБЯ!
В течение всей мировой истории религия всегда имела экзотерическую
(внешнюю) и эзотерическую (тайную, сокрытую) стороны. Религии Древнего
Египта, Индии, Китая, Греции, Иудеи, Персии, Аравии и других стран -
все они подтверждают эту двойную традицию, ибо так устроено
человеческое сознание, что должен быть один тип религии для масс и
другой, более скрытый, - для тех, кто имеет внутреннюю способность
оценить и понять его. Это не случайно, что внутренние учения всех
известных религий древности идентичны по своей сущности, хотя в своих
внешних проявлениях они могут отличаться друг от друга очень сильно.
Внутренняя правда о Вселенной и человеке, выраженная в религии
Древнего Египта, совпадает с правдой Вед, древнего религиозного учения
индусов, и с истинами Буддизма, Даосизма, Иудаизма, Эллинизма и,
конечно, Христианства. Эзотерические учения Христианства были в
значительной степени утеряны из его экзотерического догмата, но
сохранились нетронутыми в Евангелиях для тех, кто имеет глаза, чтобы
видеть, и уши, чтобы слышать; Гурджиев* имел обыкновение говорить, что
Система Внутреннего Развития, которой он обучает, может быть названа
Эзотерическим Христианством.
/* Георгий Гурджиев - один из виднейших эзотерических психологов ХХ столетия, основавший во Франции собственную школу самосовершенствования и положивший начало целому направлению в становлении зрелых эзотерических практиков./
Сущность этого учения может быть выражена фразой, высеченной над порталом древнего греческого храма в Дельфах: "Познай себя". Может показаться странным, что только познав самого себя, человек может прийти к реальному пониманию внутренних тайн и основных истин о Вселенной, но это так. Только по-настоящему поняв, что означает фраза "Познай себя", можно полностью оценить ее важность и значительность.
Прежде, чем человек узнает себя, он должен привыкнуть к идее, что в настоящее время он себя не знает. Средний человек считает само собой разумеющимся, что он знает себя, и поэтому думает, что дальнейшее углубление в этот вопрос - просто потеря времени. Если же он хоть что-то находит в требовании познать себя, то предполагает, что все нужное можно найти в современной психологии. Он считает доказанным, что психология описывает всю работу внутреннего механизма человека, то есть то, что заставляет его работать!
Ничего не может быть дальше от истины, и действительно, в этом
заключается вся трудность современного образа жизни. Поэтому
современный человек не знает себя, но думает, что знает, и поэтому
современная психология не может объяснить ему самого себя, хотя
уверена, что может это сделать; вот почему мы в настоящее время имеем
проблему человека, стоящего лицом к лицу с чувствами - временами
обычными для всех - внутренней скуки, разочарования, тщетности,
которые все пытаются подавить или заглушить развлечениями,
удовлетворением честолюбивых стремлений или погружением в повседневное
существование.
Мы делаем нашей целью преуспевание, стараемся отвлекать и развлекать себя спортом, радио, телевидением, театром, литературой и т.п., но глубоко внутри мы знаем, что мы не удовлетворены и не можем понять причин нашей неудовлетворенности. Некоторые думают, что ответ можно найти в политике или экономике, в той или иной идеологии или вероучении, в правом или левом - все равно; некоторые думают, что ответ можно найти в призыве "Обратно к религии" (подразумевая ортодоксальную религию в ее разнообразных лицах). Некоторые думают, что все это не имеет значения и что лучший выход - стараться забыть о себе с помощью пьянства, секса, наркотиков и т.п. Однако в глубине души все согласны, что если смотреть фактам в лицо, то надо признать, что нашей сегодняшней жизни чего-то не хватает, но что такое это "что-то" - никто не в состоянии понять.
Мы осмеливаемся утверждать, что единственно возможное решение этой проблемы заключается в простой фразе, которую мы уже приводили: "Познай себя". Если человек поймет, что он не знает себя и что современная психология* не может ему помочь узнать себя (поскольку она имеет дело только с его психическим и эмоциональным аппаратом, но не с человеком как единым целым, в котором эмоциональный и психический аппарат является только частью), тогда, возможно, начнется движение в нужном направлении.
/* Под "современной" автор подразумевает экспериментальную академическую психологию, весьма далекую от глубинных проблем личностного индивидуального бытия человека./
Многие слышали о Древних Школах Таинств в Египте, Греции или где-либо
еще. Храм в Дельфах, над порталом которого была выбита цитированная
нами надпись, производил на своей строго охраняемой территории
обучение Таинствам - внутренней реализации того, чем люди являются по
своей природе - и древней греческой драме, которая также берет начало
в Таинствах. Драмы, разыгрываемые в храме, как часть обучения
неофитов*, относились исключительно к той же теме. Внешне, т.е.
экзотерически, содержание греческой драмы составляли старые легенды и
мифы Греческой Религии в форме трагедий, но внутренне, т.е.
эзотерически, они отражали борьбу, которая идет в душе человека и
посредством которой он приходит к постепенному пониманию себя и в
конце концов достигает истинного освобождения от темноты, застилающей
обычно глаза и ум человеческие и делающие человечество рабом
безрассудства и пустоты. В этом смысле во времена Древней Греции было
то же самое, что и сейчас в современной Европе, Америке или где-либо
еще.
/* Учеников, обращенных в новое для них Учение./
Эсхил, Софокл и третий великий автор греческой трагедии Эврипид
понимали истинное значение и цели драмы, которую они писали. Тот, кто
имеет внутренний ключ, может четко увидеть даже сегодня, что они
пытались изобразить, так же, как это можно увидеть в наиболее
значительных пьесах бессмертного Шекспира, если понимать их внутреннее
(эзотерическое) значение. Фактически, мы можем категорически
утверждать, что вся великая драма посвящена одной теме: "Человек,
познай себя", хотя внешне как будто нет оснований для такого
заключения.
Когда Эдип, сам не зная того, женился на своей матери, убив перед тем
своего отца, и позднее, узнав, какое ужасное преступление против
закона морали он совершил, страшно отомстил сам себе. Это может
показаться просто мрачной трагедией, главным мотивом которой является
возбудить кровь и чувства публики, но для тех, кто имеет внутренний
ключ, это означает нечто гораздо большее. Это все - компоненты
внутреннего развития человека, ступень за ступенью. Трагедия Эдипа -
это изображение, в драматической и трагической форме, процесса,
который может иметь место в жизни любого человека, если наши глаза
открыты для самопознания и самоосознания как единственно возможного
способа достижения понимания себя, которое эзотеризм на протяжении
веков провозглашал неизбежностью в эволюции человека. Есть две формы
эволюции: одна - это массовая эволюция, которую претерпевает все
человечество в целом без всякой мысли или понимания своего участия в
ней; и другая - когда человек вовлечен в нее сознательно, так как
только таким путем он может развить свои природные силы, которые
принадлежат ему по божественному праву, т.е. по праву рождения в
качестве человеческого существа в Великом Космическом Плане Творения.
Дальнейший и более фундаментальный тип эволюции, по существу,
индивидуален. Человечество обычно не знает о его существовании и
должно оставаться в слепом неведении о том, поскольку преследует цели,
которые делают его реализацию невозможной. Но эзотеризм знал Тайну на
протяжении всей истории человечества, сохраняемую в храмах, мечетях,
тайных учениях каббалистов, алхимиков, пророками и сказаниями всех
времен. Это то самое Учение, которое теперь предстает перед
современным миром в работах Гурджиева и Кришнамурти, у каждого -
по-своему. Оно так же старо, как горы, но в то же время - всегда самое
новое, и так это и должно быть. Оно очень древнее, но и очень молодое,
оно всегда новое для тех, кто никогда не сталкивался с ним раньше,
хотя оно всегда существовало, бережно охраняемое теми, кто являются
стражами Эзотерической Традиции.
Те, кто встретились с Учением впервые только сейчас, могут считать
себя счастливыми, если они поймут его значение для своего внутреннего
развития, богатства жизни и цели существования. Учение может указать
единственно реальную цель в жизни. Жизнь без цели - это издевка и
пустота; жизнь с целью - истинной внутренней целью - единственный вид
жизни, которую стоит прожить. Этого можно достичь, только следуя
указанию: "Человек, познай себя".
Это нелегкий путь, он требует предельного старания и стойкости, но не может быть ничего более ценного, чем достигнутый в этом результат. Тот, кто решил следовать по пути внутреннего понимания, начинает постепенно обнаруживать, что мы являемся частью чудесного мира, что человек и Вселенная составляют одно целое. Каждый является частью Всеобщего, и как таковая часть - сознательная - человек приобретает ощущение бесконечного запаса внутреннего мира, красоты и гармонии, которые являются сокровищами, раскрывающими себя для человека как сознательного существа, в противоположность средней массе человечества с его слепой неспособностью понять необходимость самопознания и его нечувствительностью ко всем красотам и чудесам Мироздания, которые природа проливает на нас с такой щедростью.
ПУТЬ К САМОПОЗНАНИЮ
Проблема, стоящая перед современным человеком - познать себя, -
заставляет нас попытаться объяснить, почему он в настоящее время этого
не делает. Причина заключается в том, что человек полагает, будто его
личность - это все, что есть в нем. Он думает, что его физическое тело
с его разумом и чувствами - это общая сумма той сущности, которая есть
он сам. Некоторые люди, более материалистические, заходят так далеко,
что отрицают существование сознания. Но даже те, кто допускают, что
человек имеет сознание, которое отличается от его тела, а также
эмоции, которые не все являются результатом чисто физических
процессов, - даже они не имеют представления о том, где такие
"функции" могут быть локализованы. Современная психология, чья область
- изучение разума и эмоций, не может сказать, что такое разум и где он
может находиться в человеческом существе. Однако почти каждый
согласится, что единство ума, эмоций и физического тела составляет
человека - Гомо Сапиенс. Более религиозно настроенные люди считают,
что человек имеет душу и дух в дополнение к другим пластам своего
существа, но местоположение их также представляется таинственным. Если
же мы повернем от западной психологии к восточной, то сможем получить
ответы на вопросы, касающиеся основ конституции человека. Многие
западные люди не имеют представления о знании и психологии Востока.
Они самоуверенно полагают, что все западное превосходит то, что может
создать Восток. Это объясняется тем, что западная наука и техника
значительно обогнали восточные. Однако в отношении религии, философии
и психологии Восток имеет такие традиции знания и понимания, которые
превосходят все, что известно западному уму.
В древних учениях Индии, Египта и Китая внутренние истины относительно строения человека были хорошо известны и преподавались избранным ученикам как часть религиозного воспитания духовенства. Только в относительно недавнее время - столетие назад - внутренние сокровища знания и мудрости стали доступны Западу, в основном благодаря работе Е.П. Блаватской, основательницы Теософского Общества. Чем больше знакомишься с этой сокровищницей знания, тем больше поражаешься ее глубине и предвидению многих великих открытий современной науки. В этих древних учениях можно найти теорию эволюции; в них нашли отражение данные об атомном строении материи, о структуре планет, звезд и Космоса, которые так возвеличили современную астрономию. Все это и многое другое было известно древним мудрецам и пророкам, чьи труды дошли до нас в Ведах и других Святых книгах восточной Античности. Их знание реальной психологии также удивительно. Они знали, что такое человек в действительности, и разрешили проблему взаимоотношения между физическим телом, умом и эмоциями человека, показав, что есть и другие тела, составляющие целостное существо человека, находящиеся как бы вне чисто-физической оболочки, которую мы все можем наблюдать.
Древние учения Востока показали, что есть эмоциональное тело,
состоящее из гораздо более тонкой материи, чем физическое, и
пронизывающее физическое тело. Есть еще более тонкая материя, которая
составляет ментальное (психическое) тело, пронизывающее эмоциональное
и физическое тела. Таким образом, человек имеет взаимопроникающие
тела, состоящие из все более тонкой материи, которые, сочетаясь друг с
другом, создают сложное целостное существо - человека. Восточная
психология считает, что человек обладает семью взаимопроникающими
телами с различной плотностью материи, начиная от наиболее духовной и
кончая физической. Человек представляет собой единство семи тел, хотя
знает только одно - физическое (в некоторых древних системах
насчитывается пять взаимопроникающих тел; в системе Гурджиева таких
тел четыре: физическое, эмоциональное, ментальное и духовное; однако
во всех этих системах общий основополагающий принцип - это
взаимопроникающие тела все более тонкой материальности). Современная
наука знает только физическое тело и физическую материю, хотя ученые
обнаружили, что сама материя - это только электричество в быстром
движении. Следовательно, невидимые тела, о которых мы говорим, можно
рассматривать как неуловимые формы космической энергии, которые
способами современных ученых не могут быть зарегистрированы. Мы не
думаем, что читатель должен безоговорочно принять концепцию
семительного строения человека, однако он должен быть готов признать
гипотетически, что человек значительно более сложный объект, чем мы
привыкли думать. Только тогда мы сможем показать ему, почему его
общепринятое представление о себе самом неудовлетворительно и почему
он не в состоянии получить истинное представление о себе.
Если человек думает, что он является физическим телом, с умом и
эмоциями, заключенными где-то и как-то в нем, и верит - как
ортодоксально-религиозные люди, - что он имеет также душу и духовное
начало в некоторой форме, полностью не известной, тогда его внимание
сосредоточено более или менее исключительно на этом физическом
механизме с его психическими и эмоциональными атрибутами. Он полагает,
что это тело и есть он сам, тратит всю жизнь на то, чтобы получить как
можно больше удовлетворения - в смысле наслаждения и избавления от
боли - для той сущности, которая, по его представлениям, и есть он
сам.
Единственный мир, который знает современный человек, - это внешний мир, данный ему в его ощущениях. Другими словами, вся его жизнь имеет в основе ощущение и все, за что он борется и на что надеется на пути удовлетворения честолюбия или достижения счастья, приходит к нему через ощущение. Даже те, кто верит в существование души и загробной жизни, разделяют в действительности ту же точку зрения. Они думают, что верят в человека как в духовное существо, но на самом деле ведут себя так же, как все люди, т.е. представляют себе человека как физическое тело с сознанием, эмоциями и ощущениями, которые служат ключом к поведению (т.е. достижению наслаждения в его различных формах и избеганию боли, дискомфорта и т.д., насколько позволяют условия, среда и т.п.). Рассуждая беспристрастно, легко можно увидеть, что сегодня человеческой жизнью руководит принцип наслаждения-боли. Через наслаждение человек чувствует возвышение своего "Я" (или того, что он полагает своим "Я"). Через боль он переживает депрессию или унижение самого себя. Таким образом, его жизнь колеблется между этими двумя противоположностями, которые доминируют над ним во всех сферах деятельности.
Если мы назовем это триединство физического тела, ума и эмоций
личностью, то можем сказать, что сегодняшний человек полагает, что
личность - это все то, что действительно существует в нем (кроме чисто
гипотетической души). Вся его жизнь направлена на то, чтобы сделать
эту личность более счастливой, довольной и т.д. любыми доступными ему
средствами. Однако трезво мыслящие люди должны понимать, что
достижение этой цели может быть только мимолетным и недолговечным.
Короче говоря, хотя человек делает целью своей жизни достижение
удовольствия и счастья, он не в состоянии достигнуть этого, и
результатом является нечто противоположное. Жизнь подлинного счастья и
удовлетворения совершенно выше его сил. Он чувствует, что должен быть
путь достижения счастья, и поэтому постоянно ищет средства для этого.
Иногда он думает, что желаемого счастья можно достигнуть с помощью
денег, власти, удовлетворенного честолюбия и т.д.; иногда он ищет его
в работе на благо человечества, в социальной или политической сферах
или в более изящном обличье литературы, искусства, музыки; или же
погружаясь в научную работу, философию или религию. Но если он все же
полагает, что его "Я" является реальностью внутри него, и что
удовлетворение его посредством ощущений - это единственный критерий
счастливой жизни, то не важно, в каком направлении он будет двигаться,
он всегда и во всем будет терпеть разочарование.
Почему? Потому что в поисках удовлетворения своего "Я" и счастья
человек находится на совершенно ложном пути. Он должен искать нечто за
пределами своего "Я", нечто недосягаемое для его физического взгляда и
непосредственного восприятия органами чувств. Он должен искать ту
часть самого себя, которая состоит из более тонких и одухотворенных
частиц той семительной структуры, в которой, как мы говорили,
восточная психология усматривает истинную сущность человека. То "Я",
которое мы знаем и которым довольствуемся, - это только более низкий и
грубый аспект этой сущности. Более возвышенная часть ее формирует то,
что мы называем истинным "Я", или индивидуальностью, и что скрыто от
нас в результате деятельности ординарного (малого) "я".
Важно различать это более внутреннее "Я" и то, что мы называем душой или духом. Термины "душа" и "дух" (в обычном понимании) неприменимы здесь, поскольку внутреннее "Я" не должно ожидать смерти и загробной жизни, чтобы проявить себя; оно может проявиться здесь и сейчас, в любое время, и так долго, как позволяют условия.
Однако эти условия могут проявиться только тогда, когда мы знаем о существовании внутреннего "Я" и когда мы обнаруживаем, что наше повседневное "я" является основным камнем преткновения на пути проявления нашего основного "Я" в обычной жизни. Короче, человек обладает двумя "я", а не одним. Более фундаментальное и подлинное "Я" - это не то повседневное "я", которое мы знаем, и оно никогда не проявится, покуда мы верим, что наше обычное "я" - это наше единственное "я". Пока мы думаем так, наше основное "Я" не может себя обнаружить, чтобы руководить нашей жизнью.
В этом заключается смысл предписания, выбитого над порталом древнего
греческого храма в Дельфах: "Познай себя". Пока человек не знает, что
он собой представляет на самом деле (т.е. личность, которая состоит из
физического тела, ума и эмоций, пронизанная основным "Я", являющимся
истинным центром его существования), он будет продолжать ошибаться и
попусту растрачивать свою жизнь.
Счастье и удовлетворение, которые делают возможным более глубокое и
фундаментальное "Я", отличаются от того счастья и удовлетворения,
которые желает повседневное "я". Человек ищет счастья на неверном пути
и неверными средствами и поэтому неизбежно терпит поражение вне
зависимости от его одаренности и способностей. До тех пор, пока он не
даст возможности действовать своему основному и глубинному "Я", его
жизнь всегда будет тяжела и полна разочарований.
К счастью, на протяжении всей истории человечества были те, кто знали
эту истину, составлявшую сердцевину всех религиозных учений. Это
истинный эзотеризм, который учит человека пониманию подлинного
значения и смысла жизни и указывает путь к достижению этой цели.
Бенджамин Г. Основы самопознания, или Введение в эзотерическую
психологию. Самиздат-перевод, 3-е издание, Лондон, 1974.