Index | Анастасия Шульгина | Littera scripta manet | Contact |
1. "Маниакальная защита", Д.В. Винникотт (Winnicott D.W., Manic defense, 1935). Психические механизмы защиты, действующие в мании, Кляйн считала насколько важными, что одно время даже использовала понятие "маниакальной позиции". Как писала Ханна Сегал (1986), "хорошо известно, что там, где мы сталкиваемся с маниакальным феноменом, следует искать прячущуюся за ним депрессию. Менее известно, что там, где в наличии депрессивная болезнь, надо искать бессознательную систему маниакальных защит, препятствующую переработке депрессивных чувств". Эта статья Винникота написана в том же году, что и статья Кляйн "К вопросу о психогенезе маниакально-депрессивных состояний".
2. "Некоторые заметки о шизоидных механизмах", Мелани Кляйн (Melanie Klein), 1946 г., статья опубликована в "Журнале практической психологии и психоанализа". Именно в этой статье Кляйн впервые явно вводит понятие проективной идентификации (см. также обзорную статью - "Проективная идентификация как самая продуктивная концепция психоанализа со времен открытия бессознательного").
3. "Психоаналитическая игровая техника: ее история и значение", Мелани
Кляйн, 1955 г. В этой статье Кляйн делает обзор ее работы,
прослеживая, как ее самые ранние клинические работы позволили ей
сделать наблюдения, которые сталь ключевыми моментами ее теории. Эта
статья представляет собой ретроспективный отчет, в котором кратко
излагается развитие теории Клейн и ее основные концепции. Этот обзор
интересен по двум причинам: во-первых, это единственный опубликованный
Кляйн отчет о том, как она видит свою историю как психоаналитика,
во-вторых, этот обзор дает полное и ясное описание ее открытия, что
игру ребенка можно использовать как эквивалент "свободных ассоциаций"
взрослых - средство получить доступ к бессознательным способам
мышления, что для Кляйн всегда было основной задачей психоанализа.
4. "К вопросу о психогенезе маниакально-депрессивных состояний", Мелани Кляйн, 1935 г. В этой важной работе, которую Hanna Segal назвала "водоразделом в развитии мысли Мелани Кляйн", Кляйн впервые сформулировала концепцию депрессивной позиции - концепцию, которая, справедливо будет сказать, станет отличительным признаком кляйнианской теории. Приблизительно около шести месяцев ребенок, который до этого был деструктивным или привязанным к "частичным объектам", таким как грудь матери, теперь способен принимать целую мать. Как ребенок справляется с этой позицией - может он или нет идентифицироваться с интернализированной "хорошей" матерью в той степени, чтобы он смог исправить вред, причиненный его деструктивными стремлениями, направленными на "плохую" мать, или должен ли он избежать влияния этой позиции - составляет узловое переживание для ребенка, от которого зависит его последующая относительная нормальность или психоз. Согласно Кляйн, депрессивная позиция инкорпорирует и замещает центральное место в психическом развитии, которое Фрейд приписывал более позднему Эдипову комплексу. Некоторым образом, подобно более поздней и даже еще более производящей эффект взрыва теории Кляйн, касающейся зависти, она занимает такое же место среди кляйнианцев, как Эдипов комплекс среди фрейдистов - принятие концепции депрессивной позиции отличает кляйнианского психоаналитика.
5. "Печаль и маниакально-депрессивные состояния", Статья "Печаль и
маниакально-депрессивные состояния" может быть прочитана как
продолжение предыдущей статьи. В 1934 году старший сын Кляйн погиб в
горах. В детстве Кляйн тяжело переживала потерю сестры и затем брата.
Теперь она также переживала другой вид потери - резкий уход ее дочери
из группы ее сторонников. Личные переживания ужасных потер как бы
согласовывались со всеми наблюдениями Кляйн за развитием ее маленьких
пациентов. В статье "Печаль и маниакально-депрессивные состояния"
Мелани Кляйн связывает печаль, возникающую в любом возрасте, с
позицией нормального инфантильного развития - депрессивной позицией.
Хотя, как это часто происходило, свое теоретическое исследование Кляйн
тесно связывает с плодотворной работой Фрейда "Печаль и меланхолия"
(SE, Vol. XIV), фактически ее область исследования представляет собой
нечто иное. Фрейд выделяет отрыв Эго субъекта от умершего любимого
объекта, Кляйн подчеркивает сложность внутреннего мира, в котором со
временем умерший человек восстанавливается как хороший внутренний
объект. Чтобы показать, как это достигается, она прослеживает
взаимодействие деструктивных и репаративных, агрессивных и любящих
чувств к объекту и необходимости для человека, испытывающего печаль,
вновь пережить постоянную угрозу потери матери в детстве. Необходимо
знать, что хорошая мать и хорошие чувства к ней выдерживают плохие, и
в фантазии могут выдержать вновь в кризисе настоящей смерти.