Index | Анастасия Шульгина | Littera scripta manet | Contact |
По ту сторону удовольствия.
Я не собираюсь сказать в этом вводном отрывке чтолибо новое и не могу
избежать повторения того, что неоднократно высказывалось раньше.
Деление психики на сознательное и бессознательное является основной
предпосылкой психоанализа, и только оно дает ему возможностьпонять и
приобщить науке часто наблюдающиеся и очень важные патологические
процессы в душевной жизни. Иначе говоря, психоанализ не может
перенести сущность психического в сознание, но должен рассматривать
сознание как качество психического, которое может присоединяться или
не присоединяться к другим его качествам.
Если бы я мог рассчитывать, что эта книга будет прочтена всеми интересующимися психологией, то я был бы готов к тому, что уже на этом месте часть читателей остановится и не последует далее, ибо здесь первое применение психоанализа. Для большинства философски образованных людей идея психического, которое одновременно не было бы сознательным, до такой степени непонятна, что представляется им абсурдной и несовместимой с простой логикой. Это происходит, полагаю я, оттого, что они никогда не изучали относящихся сюда феноменов гипноза и сновидений, которыене говоря уж о всей области патологическогопринуждают к пониманию в духе психоанализа. Однако их психология сознания никогда не способна разрешить проблемы сновидения и гипноза.
Быть сознательнымэто прежде всего чисто написательный термин, который
опирается на самое непосредственное и надежное восприятие. Опыт
показывает нам далее, что психический элемент, например,
представление, обыкновенно не бывает длительно сознательным. Наоборот,
характерным является то что состояние сознательности быстро
проходит;представление в данный момент сознательное, в следующее
мгновение перестает быть таковым, однако может вновь стать
сознательным при известных, легко достижимых условиях. Каким оно было
в промежуточный период, мы не знаем;можно сказать, что оно было
скрытым(латент), подразумевается под этим то, что оно в любой момент
способно было стать сознательным. Если мы скажем, что оно было
бессознательным, мы также дадим правильное описание. Это
бессознательное в таком случае совпадает со скрыто и потенциально
сознательным. Правда, философы возразили бы нам:нет, термин не может
иметь здесь применения;пока представление находилось в скрытом
состоянии, оно вообще не было психическим. Но если бы уже в этом месте
мы стали возражать им, то затеяли бы совершенно бесплодный спор о
словах.
К термину или понятию бессознательного мы пришли другим путем, путем разработки опыта, в котором большую роль играет душевная динамика. Мы видели, то есть вынуждены были признать, что существуют весьма напряженные душевные процессы или представленияздесь прежде всего приходиться иметь дело с некоторым количественным, т. е. экономическим моментом, которые могут иметь такие же последствия для душевной жизни, как и все другие представления, между прочим, и такие последствия, которые могут быть осознанны опятьтаки как представления, хотя в действительности и не становятся сознательными. Нет необходимости подробно повторять то, о чем часто говорилось. Достаточно сказать:здесь начинается психоаналитическая теория, которая утверждает, что такие представления не становятся сознательными потому, что им противодействует известная сила, что без этого они могли бы стать сознательными, и тогда мы увидели бы, как мало они отличаются от остальных общепризнанных психических элементов. Эта теория оказывается неопровержимой благодаря тому, что в психоаналитической технике нашлись средства, с помощью которых можно устранить противодействующую силу и довести соответствующие представления до сознания. Состояние, в котором они находились до осознания, мы называем вытеснением, а сила, приведшая к вытеснению и поддерживавшая его, ощущается нами во время нашей психоаналитической работы как сопротивление.
Понятие бессознательного мы, таким образом, получаем изучение о
вытеснении. Вытесненное мы рассматриваем как типичный пример
бессознательного. Мы видим, однако, что есть двоякое
бессознательное:скрытое, но способное стать сознательным, и
вытесненное, которое само по себе и без дальнейшего не может стать
сознательным. Наше знакомство с психической динамикой не может не
оказать влияние на номенклатуру и описание. Скрытое бессознательное,
являющееся таковым только в описательном, но не в динамическом смысле,
называется нами предсознательным;термин мы применяем только к
вытесненному динамическому бессознательному;таким образом, мы имеем
теперь три термина:>сознательное>, >предсознательное> и , смысл
которых, уже не только чисто описательный. Предсознательное
предполагается нами стоящим гораздо ближе к сознательному, чем
бессознательное, а т. к. бессознательное мы назвали психическим, мы
тем более назовем так и скрытое предсознательное. Почему бы нам,
однако, оставаясь в полном согласии с философами и сохраняя
последовательность, не отделить от сознательнопсихического как
предсознательное, так и бессознательное?Философы предложили бы нам
тогда рассматривать и предсознательное и бессознательное как два рода
или две ступени психоидного и единение было бы достигнуто. Однако
результатом этого были бы бесконечные трудности для изложения, а
единственно значительный факт, что психоиды эти почти во всем
остальном совпадают с признанно психическим, был бы оттеснен на задний
план изза предубеждения, возникшего еще в то время, когда не знали
этих психоидов или самого существенного в них. Таким образом, мы с
большим удобством можем обходиться нашими тремя терминами, если только
не станем упускать из виду, что в описательном смысле существует
двоякое бессознательное, в динамическом же только одно. В некоторых
случаях, когда изложение преследует особые цели, этим различием можно
пренебречь, в других же случаях оно, конечно, совершенно необходимо.
Вообще же мы достаточно привыкли к двойственному смыслу
бессознательного и хорошо с ним справлялись. Избежать этой
двойственности, поскольку я могу судить, невозможно;различие между
сознательным и бессознательным есть в конечном счете вопрос
восприятия, на который приходиться отвечать или да или нет, самый же
акт восприятия не дает никаких указаний на то, почему чтолибо
воспринимается или не воспринимается. Мы не вправе жаловаться на то,
что динамическое в явлении может быть выражено только двусмысленно.
В дальнейшем развитии психоаналитической работы выясняется, однако,
что и эти различия оказывается неисчерпывающимися, практически
недостаточными. Из числа положений, служащих тому доказательством,
приведем решающее. Мы создали себе представление о связной организации
душевных процессов в одной личности и обозначаем его как Я этой
личности. Это Я связано с сознанием, что оно господствует над
побуждениями к движению, т. е. к вынесению возбуждений во внешний мир.
Это та душевная инстанция, которая контролирует все частные процессы,
которая ночью отходит ко сну и все же руководит цензурой сновидений.
Из этого Я исходит также вытеснение, благодаря которому известные
душевные побуждения подлежат исключению не только из сознания, но
также из других областей значимости и деятельности. Это устраненное
путем вытаснения в анализе противопоставляет себя Я, и анализ стоит
перед задачей устранить сопротивление, производимое Я по отношению к
общению с вытесненным. Во время анализа мы наблюдаем, как больной,
если ему ставятся известные задачи, попадает в затруднительное
положение;его ассоциации прекращаются, как только они должны
приблизится к вытесненному. Тогда мы говорим ему, что он находится во
власти сопротивления, но сам он ничего не знает о нем, и даже в том
случае, когда на основании чувства неудовольствия он должен
догадываться, что в нем действует какоето сопротивление, он всеже не
умеет ни назвать ни указать его. Но так как сопротивление, несомненно,
исходит из его Я и подлежит последнему, то мы оказываемся в
неожиданном положении. Мы нашли в самом Я нечто такое, что тоже
бессознательно и проявляется подобно вытесненному, т. е. оказывает
сильное действие, не переходя в сознание, и для осознания чего
требуется особая работа. Следствием такого наблюдения для
аналитической практики является то, что мы попадаем в бесконечное
множество затруднений и неясностей, если только хотим придерживаться
привычных способов выражения, например, если хотим свести явление
невроза к конфликту между сознанием и бессознательным. Исходя из нашей
теории структурных отношений душевной жизни, мы должны такое
противопоставление заменить другим, а именно цельному Я
противопоставить отколовшееся от него вытесненное. Однако следствия из
нашего понимания бессознательного еще более значительны. Знакомство с
динамикой внесло первую поправку, структурная теория вносит вторую. Мы
приходим к выводу, что бессознательное не совпадает с
вытесненным;остается верным, что вытесненное бессознательно, но не все
бессознательное есть вытесненное. Даже часть Я (один Бог ведает,
насколько важная часть Я может быть бессознательной), без всякого
сомнения, бессознательна. И это бессознательное Я не есть скрытое в
смысле предсознательного, иначе его нельзя было бы сделать активным
без сознания и само сознание не представляло столько трудностей. Когда
мы, таким образом, стоим перед необходимостью признания третьего,
невытесненного бессознательного, то нам приходиться признать, что
характер бессознательного теряет для нас свое значение. Он обращается
в многосмысленное качество, не позволяющее широких и не пререкаемых
выводов, для которых нам хотелось его использовать. Тем не менее нужно
остерегаться пренебрегать им, т. к. в конце концов свойства
бессознательности и сознательности является единственным светочем во
тьме психологии глубин.
Фрейд З. Я и ОНО//Избранное. М., 1989. С. 30-34
Психоаналитическая спекуляция связана с фактом, получаем при
исследовании бессознательных процессов состоящих в том, что
сознательность является не обязательным признаком психических
процессов, но служит лишь особой функцией ихю Выражаясь
метопсихологически, можно утверждать, что сознание есть работа
отдельной системы, которую можно назвать "сознательное". Так как
сознание есть главным образом восприятие раздражений приходящих к нам
из внешнего мира, а также чувств удовольствия и неудовольствия,
которые могут проистекать лишь из нутри нашего психического аппарата,
системе восприятиесознание может быть указано пространственное
местоположение. Она должна лежать на границе внешнего и внутреннего,
будучи обращенной к внешнему миру и облекая другие психические
системы. мы, далее, замечаем, что с принятием этого мы не открыли
ничего нового но лишь присоединились к анатомии мозга, которая
локализует сознание в мозговой коре, в этом внешнем окутывающем слое
нашего центрального аппарата. Анатомия мозга вовсе не должна задавать
себе вопроса, почему, рассуждая анатомически, сознание локализовано
как раз в наружной стороне мозга, вместо того чтобы прибывать хорошо
защищенным гденибудь глубоко внутри. Может быть, мы воспользуемся
этими данными для дальнейшего объяснения нашей системы
восприятиесознание.
Сознательность не есть единственное свойство, которое мы приписываем происходящим в этой системе процессам. Мы опираемся на данные психоанализа, допуская, что процессы возбуждения оставляют в других системах длительные следы, как основу памяти, т. е. следы воспоминаний, которые не имеют ничего общего с сознанием. Часто они остаются наиболее стойкими и продолжительными, если вызвавший их процесс никогда не доходил до сознания. Однако трудно предположить, что такие длительные следы возбуждения остаются и в системе восприятиесознание. Они очень скоро ограничили бы способность этой системы к восприятию новых возбуждений, если бы они оставались всегда сознательными;наоборот, если бы они всегда оставались бессознательными, то поставили бы перед нами задачу объяснить существование бессознательных процессов в системе, функционирование которой обыкновенно сопровождается феноменом сознания. Таким допущением, которое выделяет сознание в особую систему, мы, так сказать, ничего не изменили бы и ничего не выиграли бы. Если это и не является абсолютно решающим соображением, то все же оно может побудить нас прадположить, что сознание и оставление следа в памяти несовместимы друг с другом внутри одной и той же системы. Мы могли бы сказать, что в системе сознания процесс возбуждения совершается сознательно, но не оставляет никакого длительного следа;все следы этого процесса, на которых базируется воспоминание, при распространении этого возбуждения переносятся на ближайшие внутренние системы. В этом смысле я набросал схему, которую выставил в 1900 году в спекулятивной части "Толкования сновидений". Если подумать, как мало мы знаем из других источников о возникновении сознания, то нужно отвести известное значение хоть несколько обоснованному утверждению, что сознание возникает на месте следа воспоминания.
Таким образом, система сознания должна была отличаться той
особенностью, что процесс возбуждения не оставляет в ней, как во всех
других психических системах, длительного изменения ее элементов, но
ведет как бы к вспышке в явлении сознания. Такое уклонение от
всеобщего правила требует разъяснения посредством одного момента,
приходящего на ум исключительно при исследовании этой системы, и этим
моментом, отсутствующим в других системах, могло бы легко оказаться
вынесенное наружу положение системы сознания, ее непосредственное
соприкосновение с внешним миром. Представим себе живой организм в
самой упрощенной форме его в качестве недифференцированного пузырька
раздражимой субстанции;тогда его поверхность, обращенная к внешнему
миру, является дифференцированной в силу своего положения и служит
органом, воспринимающим раздражение. Эмбриология, как повторение
филогенеза, действительно показывает, что центральная нервная система
происходит из эктодермы и что серая мозговая кора есть все же потомок
примитивной наружной поверхности, который перенимает посредством
унаследования существенные ее свойства. Казалось бы вполне возможным,
что вследствие непрекращающегося натиска внешних раздражений на
поверхность пузырька его субстанция до известной глубины изменяется,
так что процесс возбуждения иначе протекает на поверхности, чем в
более глубоких слоях. Таким образом, образовалась такая кора, которая
в конце концов оказалась настолько прожженной раздражениями, что
доставляет для восприятия раздражений наилучшие условия и не способна
уже к дальнейшему видоизменению. При перенесении этого на систему
сознания это означало бы, что ее элементы не могли бы подвергаться
никакому длительному изменению при прохождении возбуждения, так как
они уже модифицированы до крайности этим влиянием. Тогда они уже
подготовлены к возникновению сознания. В чем состоит модификация
субстанции и происходящего в ней процесса возбуждения, об этом можно
составить себе некоторое представление, которое, однако, в настоящее
время не удается еще проверить. Можно предположить, что возбуждение,
при переходе от одного элемента к другому, должно преодолеть известное
сопротивление, и это уменьшение сопротивления оставляет длительно
существующий след возбуждения(проторение путей);в системе сознания
такое сопротивление, при переходе от одного элемента к другому, не
возникает. С этим представлением можно связать брейеровское различение
покоящейся (связанной) и свободоподвижной энергии в элементах
психических систем;элементы системы сознания обладали бы в таком
случае не связанной, но исключительно свободоотводимой энергией. Но я
полагаю, что пока лучше об этих вещах высказываться с возможной
неопределенностью. Все же мы связали посредством этих рассуждений
возникновение сознания с положением системы сознания и с
приписываемыми ей особенностями протекания процесса возбуждения.
Мы должны осветить еще один момент в живом пузырьке с его корковым
слоем, воспринимающим раздражение. Этот кусочек живой материи носится
среди внешнего мира, заряженного энергией огромной силы, и если бы он
не был снабжен защитой от раздражения, он давно бы погиб от действия
этих раздражений. Он вырабатывает это предохраняющее приспособление
посредством того, что его наружняя поверхность изменяет структуру,
присущую живому, становится в известной степени неорганической и
теперь уже в качестве особой оболочки или мембраны действует
сдерживающе на раздражение, т. е. ведет к тому, чтобы энергия внешнего
мира распространялась на ближайшие оставшиеся живыми слои лишь
небольшой частью своей прежней силы. Эти слои, защищенные от всей
первоначальной силы раздражения, могут посветить себя усвоению всех
допущенных раздражений. Этот внешний слой благодаря своему отмиранию
предохраняет зато все более глубокие слои от подобной участи по
крайней мере до тех пор, пока раздражение не достигает такой силы, что
оно проламывает эту защиту. Для живого организма такая защита от
раздражений является, пожалуй, более важной задачей, чем восприятие
раздражений;он снабжен собственным запасом энергии и должен больше
всего стремиться защищать свои особенные формы преобразования этой
энергии от нивелирующего, следовательно, разрушающего влияние энергии,
действующей извне и превышающей его собственную по силе. Восприятие
раздражений имеет, главным образом, своей целью ориентироваться в
направлении и свойствах идущих извне раздражений, а для этого
оказывается достаточным брать из внешнего мира лишь небольшие пробы и
оценивать их в небольших дозах. У высокоразвитых организмов
воспринимающий корковый слой бывшего пузырька давно погрузился в
глубину организма, оставив часть этого слоя на поверхности под
непосредственной общей защитой от раздражения. Это и есть органы
чувств, которые содержат в себе приспособление для восприятия
спицифических раздражителей и особые средства защиты от слишком
сильных раздражений и для задержки неадекватных видов раздражений. Для
них характерно то, что они перерабатывают лишь очень незначительное
количество внешнего раздражения, они берут лишь его мельчайшие пробы
из внешнего мира. Эти органы чувств можно сравнить с щупальцами,
которые ощупывают внешний мир и потом опять оттягиваются от него. Я
разрешу себе на этом месте кратко затронуть вопрос, который
заслуживает самого основательного изучения. Кантовское положение, что
время и пространство суть необходимая форма нашего мышления, и в
настоящее время может под влиянием известных психоаналитических данных
быть подвергнуты дискуссии. Мы установили, что бессознательные
душевные процессы сами по себе находятся "вне времени". Это прежде
всего означает то, что они не упорядоченны во времени, что время
ничего в них не изменяет, что представление о времени нельзя применить
к ним. Это негативное свойство можно понять лишь путем сравнения с
сознательными психическими процессами. Наше абстрактное представление
о времени должно почти исключительно зависеть от свойства работы
системы восприятиесознание и должно соответствовать самовоспитанию
последней. При таком способе функционирования системы должен быть
избран другой путь защиты от раздражения. Я знаю, что эти утверждения
звучат весьма туманно, но должен ограничиться только такими намеками.
Мы до сих пор указывали, что живой пузырек должен быть снабжен защитой
внешнего мира. Перед тем мы утверждали, что ближайший его корковый
слой должен быть дифференцированным органом для восприятия раздражений
извне. Этот чувствительный корковый слой, будущая система сознания,
также получает возбуждение изнутри. Положение этой системы между
наружными и внутренними влияниями и различия условий для влияний с той
и другой стороны являются решающими для работы этой системы и всего
психического аппарата. Против внешних влияний существует защита,
которая уменьшает силу этих приходящих раздражений до весьма малых
доз;по отношению к внутренним влияниям такая защита невозможна,
возбуждение глубоких слоев непосредственно и не уменьшаясь не
распространяется на эту систему, причем известный характер их
протекания вызывает ряд ощущений удовольствия и неудовльствия. Во
всяком случае возбуждение, пнроисходящее от них, будут более адекватны
способу работы этой системы по своей интенсивности и по другим
качественным свойствам(например, по своей амплитуде), чем раздражения,
приходящие из внешнего мира. Эти обстоятельства окончательно
определяют две вещи:вопервых, превалирование ощущений удовольствия и
неудовольствия, которые являются индикатором для процессов,
происходящих внутри аппарата, над всеми внешними
раздражениями;вовторых, деятельность, направленную против таких
внутренних возбуждекний, которые ведут к слишком большому увеличению
неудовольствия. Отсюда может возникнуть склонность относится к ним
таким образом, как будто они влияют не изнутри, а снаружи, чтобы к ним
возможно было применить те же защитные меры от раздражений. Таково
происхождение проекции, которой принадлежит столь большая роль в
происхождении патологических процессов.