Index | Анастасия Шульгина | Littera scripta manet | Contact |
Человеческая культура — я имею в виду все то, в чем человеческая жизнь
возвысилась над своими биологическими обстоятельствами и чем она
отличается от жизни животных, причем я пренебрегаю различием между
культурой и цивилизацией, обнаруживает перед наблюдателем, как
известно, две стороны. Она охватывает, во-первых, все накопленные
людьми знания и умения, позволяющие им овладевать силами природы и
взять у нее блага для удовлетворения человеческих потребностей, а
во-вторых, все институты, необходимые для упорядочения человеческих
взаимоотношений и особенно для дележа добываемых благ... Как бы мало
ни были способны люди к изолированному существованию, они тем не менее
ощущают жертвы, требуемые от них культурой ради возможности совместной
жизни, как гнетущий груз...
Так создается впечатление, что культура есть нечто
навязанное противостоящему большинству меньшинством, которое
ухитрилось завладеть средствами власти и насилия... Всякая культура
вынуждена строиться на принуждении и запрете влечений. Люди обладают
двумя распространенными свойствами, ответственными за то, что
институты культуры могут поддерживаться лишь известной мерой насилия,
а именно: люди, во-первых, не имеют спонтанной любви к труду и,
во-вторых, доводы разума бессильны против их страстей... С изумлением
и тревогой мы обнаруживаем.., что громадное число людей повинуются
соответствующим культурным запретам лишь под давлением внешнего
принуждения, то есть только там, где нарушение запрета грозит
наказанием, и только до тех пор пока угроза реальна. Это касается и
тех, так называемых требований культуры, которые в равной мере
обращены ко всем. В основном с фактами нравственной ненадежности людей
мы сталкиваемся именно в этой сфере. Бесконечное множество культурных
людей, отшатнувшихся бы в ужасе от убийства или инцеста, не отказывает
себе в удовлетворении своей алчности, своей агрессивности, своих
сексуальных страстей, не упускает случая навредить другим ложью,
обманом, клеветой, если может при этом остаться безнаказанным; и это
продолжается без изменения на протяжении многих культурных эпох.
Культура, оставляющая столь большое число участников
неудовлетворенными и толкающая их на бунт, не имеет перспектив на
длительное существование и не заслуживает его... ...Искусство ... дает
эрзац удовлетворения, компенсирующий древнейшие, до сих пор
глубочайшим образом переживаемые культурные запреты, и тем самым как
ничто другое примеряет с принесенными жертвами. Кроме того,
художественные создания, давая повод к совместному переживанию высоко
ценимых ощущений, вызывают чувства идентификации, в которых так остро
нуждается всякий культурный круг; служат они также и нарцистическому
удовлетворению, когда изображают достояния данной культуры,
впечатляющим образом напоминают о ее идеалах.
Самая ... важная часть психического инвентаря культуры
... это ее, в широчайшем смысле, религиозные представления, иными
словами... ее иллюзии. Если вообразить, что ее (культуры) запреты
сняты и что отныне всякий вправе избирать своим сексуальным объектом
любую женщину, которая ему нравится, вправе убить любого, кто
соперничает с ним за женщину или вообще встает на его пути, вправе
взять у другого что угодно из его имущества, не спрашивая разрешения,—
какая красота, какой вереницей удовлетворении стала бы тогда жизнь!
Правда, мы сразу наталкиваемся на следующее затруднение. Каждый другой
имеет в точности те же желания, что я, и будет обращаться со мной не
более любезным образом, чем я с ним. По существу, только один
единственный человек может поэтому стать счастливым за счет снятия
всех культурных ограничений — тиран, диктатор, захвативший в свои руки
все средства власти; и даже он имеет все основания желать, чтобы
другие соблюдали по крайней мере одну культурную заповедь: не убивай.
Но как не благодарно, как, в общем, близоруко стремиться
к отмене культуры! Тогда нашей единственной участью окажется природное
состояние, а его перенести гораздо тяжелее... в конце концов, главная
задача культуры, ее подлинное обоснование — защита нас от природы.
...Задача боги... состоит в том, чтобы компенсировать
дефекты культуры и наносимый ею вред, вести счет страданиям, которые
люди причиняют друг другу в совместной жизни, следить за исполнением
предписаний культуры, которьм люди так плохо подчиняются. Сами
предписания культуры наделяются божественным происхождением, они
поднимаются над человеческим обществом, распространяются на природу и
историю мира... Религиозные представления произошли из той же самой
потребности, что и все другие завоевания культуры, из необходимости
защитить себя от подавляющей сверхмощи природы. К этому присоединился
второй мотив, стремление исправить болезненно ощущаемые несовершенства
культуры... Культура дарит эти представления индивиду, потому что он
принимает их как данность, они преподносятся ему готовыми, он был бы
не в силах изобрести их в одиночку.
...Бог есть возвысившийся отец, тоска по отцу, корень
религиозной потребности... ...Первые, но всего глубже осевшие,
этические ограничения — запрет убийства и инцеста возникают на почве
тотемизма...
... Беспомощность ребенка имеет продолжение в
беспомощности взрослого... Когда взрослеющий человек замечает, что ему
суждено навсегда остаться ребенком, что он никогда не перестанет
нуждаться в защите от мощных чуждых сил, он наделяет эти последние
чертами отцовского образа, создает себе богов, которых боится, которых
пытается склонить на свою сторону и которым, тем не менее, вручает
себя как защитникам... Способ, каким ребенок преодолевал свою детскую
беспомощность, наделяет характерными чертами реакцию взрослого на
свою, по неволе признаваемую им, беспомощность, а такой реакцией и
является формирование религии... ...Одинаковая для всех небезопасность
жизни и сплачивает людей в общество, которое запрещает убийство
отдельному индивиду и удерживает за собой право совместного убийства
всякого, кто переступит через запрет. Так со временем возникают
юстиция и система наказаний.
...Пожалуй, его первобытного человека-зверя потомки еще и
сегодня без смущения убивали бы друг друга, если бы одно из тех
кровавых злодеяний—убийство первобытного отца—не вызвало непреодолимой
аффективной реакции, имевшей важнейшие последствия. От нее происходит
запрет: не убивай, в тотемизме казавшийся лишь заменителя отца,
позднее распространенный на других.
Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992.