IndexАнастасия ШульгинаLittera scripta manetContact
Гарри БЕНДЖАМИН

ОТ САМООПРАВДАНИЯ К МЕТАНОЙЕ

САМООПРАВДАНИЕ

Одна слабость, которая так обычна для человечества, - это самооправдание. Когда бы мы ни делали то, что кажется неправильным или несправедливым другим людям, в наших собственных глазах мы всегда правы. Мы всегда можем найти соответствующую причину для всего, что мы делаем или говорим. Такие причины не могут удовлетворить других людей, особенно тех, кто пострадал от наших действий или слов, но они удовлетворяют нас, а для нас это - самое главное. Все это делается бессознательно, так что часто требуется тщательное самонаблюдение, чтобы заставить нас осознать степень нашего самооправдания. Фактически, это можно считать автоматической реакцией. Это часть той механической и автоматической реакции на события жизни, которую эзотерическая психология изображает как сон. Человек почти спит внутри себя, с уютным ощущением, что он вполне сознательное существо, сознающее все, что он делает, в то время как он просто механизм, слепо реагирующий на любую ситуацию и события, которые предстают перед ним. Из всех механизмов, которые поддерживают в нем чувство самоудовлетворения, главный - самооправдание. Человек продолжает жить автоматически, довольно определенно чувствуя внутри себя - что бы он ни сделал, сказал или подумал, непременно правильно, хотя многие люди могут быть и несогласны с ним. Но они также самооправдываются без устали, и это бесконечный процесс, в который мы все вовлечены; каждый оправдывает себя и видит, где другие были неправы, но никогда не видит ошибки в том, что говорит или делает он сам.

Когда мы начинаем применять самонаблюдение, мы можем обнаружить самооправдание за его работой и попытаться сделать шаги, чтобы остановить его коварную деятельность. Очевидная цель самооправдания - поддержать нашу гордость и веру в себя, которая очень важна для нашей морали, т.е. морали той личности, которой мы себя считаем. Если эта мораль разрушена или хотя бы сильно поколеблена, мы неизбежно чувствуем, что все наше отождествление* находится под угрозой. Это то, что личность никогда не может выдержать. Отсюда - слепой автоматизм механизма самооправдания. Это психический процесс, который настолько присущ нам, что может быть назван почти бессознательным.

/* Речь идет о системе самопредставления и самопонимания, которая почти всегда определяется привязанностями (отождествлениями) человека к тем или иным предметам, занятиям и мнениям. (прим. сост.)/

Самооправдание не является частью инстинктивной природы человека, т.к. если бы мы жили в подлинной части нас самих, мы никогда не занимались бы самооправданием. В этом не было бы нужды. Самооправдание присуще только нереальной части нас, нашей личности. В очень раннем возрасте дети старательно обучаются самооправданию, поскольку они перенимают эти стереотипы поведения у своих родителей, которые постоянно этим самым занимаются у них на глазах. Самооправдание не является чем-то изначально присущим психическому и эмоциональному механизму человека. Это чисто искусственная вещь, привнесенная извне в наш ментальный аппарат, поскольку личность, благодаря своей врожденной лживости*, всегда нуждается в защите. Если бы самооправдание подвергалось искоренению среди взрослого населения, дети, приходящие в мир, не занимались бы самооправданием сразу же после овладения речью. Это было бы попросту нечто совершенно чуждое их естественной натуре.

/* Подразумевается, что "личность" (в отличие от сущности, или индивидуальности) есть иллюзорная, поверхностная, ненастоящая часть человеческого существа (концепция Гурджиева). (прим. сост.)/

Если человек занимается самонаблюдением в течение длительного времени, он начинает понимать, как глубоко укоренилось и как автоматично самооправдание и как ужасно трудно от него реально избавиться. Среди людей широко распространена автоматическая привычка говорить: "Я не виноват", "Я ничем не смог бы помочь" и т.д., если случается что-то, во что они могут быть вовлечены. Многие люди говорят это, даже если они знают, что это была именно их вина; но все они очень редко могут откровенно в этом признаться. Обычная реакция - постараться свалить вину на кого-либо другого или на внешние обстоятельства, которые находятся вне нашего контроля. К самооправданию прибегают не только в малосущественных случаях, но и в самых важных делах и событиях нашей жизни. Мы всегда пытаемся оправдать практически все, что делаем, т.к. мы не в состоянии перенести мысль, что что-либо, сделанное нами, может быть ошибкой, даже если мы знаем, что это видится ошибкой другим. В нас всегда есть желание видеть себя правыми. Все это приносит несказанный вред нашему внутреннему раскрытию, пока сохраняется привычка к самооправданию, поэтому жизненно важно осознать ее существование как часть нашего воспитания в эзотерической психологии.

Мы должны полностью осознать степень и коварство нашего самооправдания, чтобы остановить его. Только когда мы перестанем оправдывать себя, мы можем увидеть себя в истинном свете без прикрас. Мы предъявляем себе претензии все время и всевозможными способами, т.к. что-то в нас требует этого; и это "что-то" - наше фальшивое "я". Оно может только до тех пор распоряжаться нами и держать нас в рабстве, пока мы воображаем, что это - наше подлинное "Я".

Вот почему наше фальшивое "я" должно оправдывать все что угодно. Оно не может жить без иллюзорного чувства собственной ценности, т.к. оно не имеет истинной ценности в себе самом и, по существу, знает это. Отсюда его неистовые усилия удержать нас, и самооправдание - одно из основных средств для достижения этой цели.

Когда мы осознаем степень нашего самооправдания и сможем увидеть вред, который оно наносит нашей природе, мы начнем пытаться остановить этот процесс и признать ответственность за то, что мы сказали или сделали неправильно. Это то, что придает человеку подлинную смелость и духовное мужество. Может быть трудно признаться другим, что мы сделали то или иное совершенно неправильно, но что действительно трудно - это признаться в этом самому себе! Это труднейшая из задач работы над собой. Если даже мы признали перед другими, что сказали или сделали что-то неправильно, нам все еще очень трудно признать это для себя самих, т.к. мы всегда можем отыскать причины для самооправдания. Развить в себе способность стать лицом к лицу с самим собой честно и беспристрастно и признать без всяких уверток, что то, что мы сделали, действительно неправильно, - это великий шаг навстречу самопознанию и важная веха на нашем пути к истинному "Я". Истинное "Я" никогда не занимается самооправданием, - оно попросту не нуждается в этом!

Эзотерическая психология помогает нам, таким образом, выковать еще одно звено в цепи нашего самоосвобождения, которое приближает нас к еще большему осознанию самих себя. Мы узнаем, что наше "я" не подлинное, и это сделает возможным для нас обнаружить и провозгласить подлинность внутри нас. Пока мы этого не сделаем, мы остаемся "ничто", мы остаемся пародией на самих себя, замаскированной под человека просто потому, что мы имеем физическое тело и ментально-эмоциональный аппарат, уже готовый, пусть и к неправильному, употреблению. До того, как мы обнаружили истинное "Я" внутри себя, мы должны понять, что оно действительно существует. Без этого мы не сможем сделать ни шагу на пути к его обнаружению в самих себе. Таким образом, важнейшая предпосылка эзотерической психологии - заставить нас осознать, что это основное или подлинное "Я" существует и готово возобладать, как только мы дадим ему эту возможность. Но эта возможность возникает только тогда, когда личность становится пассивной, спокойной, не претендует на главенство и уступает место главному в нас - нашей сущности, или индивидуальности.

В настоящее же время наша личность активна: это та часть нас, которую мы осознаем как самих себя и через которую, как нам кажется, мы можем действовать. Но на самом деле мы не можем действовать, т.е. не можем проявить истинную сознательную активность. Мы только реагируем на те или иные события. Следовательно, прежде, чем нечто более реальное может стать активным, личность должна стать пассивной и даже послушной. Путем самонаблюдения и запоминания случаев самооправдания и посредством попыток не заниматься самооправданием и отождествлением мы сделаем большой шаг по пути перехода личности в пассивное состояние, важное условие для возникновения истинного "Я" в нас самих.

Есть один фактор, которого мы не коснулись, говоря о личности и об истинном "Я" и который является связующим звеном между ними и обозначается термином "сущность". Когда личность становится пассивной в результате работы над собой, сущность становится все более активной. Когда же сущность становится полностью активной и практически вытесняет личность, только тогда истинное "Я" может взять руководство на себя.

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ

Учение об отрицательных эмоциях отражает ту существенную разницу, которая существует между эзотерической и обычной психологией.

Согласно концепции эмоционального центра*, высший эмоциональный центр полностью активен и действенен на своем собственном уровне, но мы не способны контактировать с ним со своего уровня и слышать или чувствовать, что он пытается сообщить нам. Уровень, на котором мы функционируем ежедневно в нашей эмоциональной жизни, соответствует низшему эмоциональному центру. Он состоит большей частью из отрицательных эмоций всех видов. Отрицательные эмоции - это такие чувства, как страх, гнев, ревность, ненависть, нетерпение, беспокойство, жалость к себе и т.д.

/* Вообще в эзотерической психологии значительное внимание уделяется функционированию отдельных центров управления психической и телесной деятельностью организма. Эти центры (так называемые чакры индийской йоги) ведают различными психофункциями. Выделяют ментальный, сексуальный, инстинктивный, эмоциональный и ряд других управляющих психоцентров. (прим. сост.)/

Если мы проверим себя с помощью самонаблюдения и будем действительно искренни, не пытаясь оправдываться в собственных глазах, то мы сможем увидеть, что наша жизнь полна всевозможных негативных эмоций, которые прямо-таки теснятся в нас в течение всего дня, когда то или иное временное "я" берет в нас верх над другими. Благодаря работе над собой мы пытаемся заметить существование отрицательных эмоций внутри нас и не отождествлять себя с ними. Чем больше мы осознаем их и отделяем от себя, тем меньшее они имеют на нас влияние, так что постепенно мы можем полностью освободиться от них.

Искреннее горе и страдание не являются отрицательными эмоциями. Они имеют сугубо положительное значение, т.к. связаны с подлинной, неиллюзорной частью нашего "Я", а не с нашей ложной внешней личностью. Такие чувства, как доброта, благодарность, преданность, симпатия и т.д. - это еще более позитивные эмоции, хотя и не прямо положительные с точки зрения системы Гурджиева, т.к. истинно-позитивные эмоции на самом деле встречаются крайне редко.

Жалость чаще всего может быть названа эмоцией отрицательной, ее возбуждение не помогает, а, напротив, мешает и развитию испытывающего ее человека, и тем, на кого эта слезливая сентиментальная жалость направлена.

В то время, как происходит процесс очищения низшего эмоционального центра, мы готовимся и приспосабливаемся к тому, чтобы воспринимать влияния высшего эмоционального центра. Когда мы поймем, до какой степени отрицательные эмоции разрушают и деформируют наше существование, мы почувствуем, сколь прекрасно оно будет, если мы полностью освободимся от диктата негативных переживаний. Это кажется титаническим подвигом, и так оно и есть; но мы всегда должны держать в уме, что в Системе Гурджиева человек ничего не делает сам. Пока в нас не обрело силу наше истинное, высшее "Я", мы попросту ничего еще делать не в состоянии!

Если мы взялись следовать указаниям Системы, то все, что мы можем сделать, - это стараться сделать личность как можно более пассивной день ото дня. Система сама сделает остальное. Истинное "Я" само войдет в силу и предъявит права на управление организмом и делами.

Один из лучших способов сделать личность максимально пассивной, - это наблюдение за собственными отрицательными эмоциями и попытки избавиться от отождествления себя с ними. Чем глубже и точнее мы познаем отрицательные эмоции в работе и пытаемся отделить себя от них (говоря себе, что они - это не мы сами, но только частные аспекты нашей ложной личности), тем больше свободы, больше простора для высшего эмоционального центра будет - он сможет прямо действовать в нас и через нас. Это означает возникновение таких позитивных эмоций, как благоговение, удивление, восприятие красоты, тайны творчества, сострадание, истинная любовь (а не псевдо-любовь личности, пустая и пошлая) и т.д. Эти подлинные и более искренние эмоции постепенно станут брать верх над мелкими и ненужными отрицательными переживаниями.

Более позитивные эмоции идут из внутренней, подлинной части нашего эмоционального центра, отрицательные эмоции содержатся в его внешней части. Наши чувства, связанные с жизнью и с нами самими, будут преображены в процессе общего преображения, которое совершается в ходе работы над собой. Благоговение перед природой принесет с собой чувства о том, что мы не чужие в этой Вселенной, как мы это ощущали раньше, будучи в тягостном плену своей личности. Мы начнем чувствовать себя в мире как дома - со звездами и созвездиями, - и начнем изучать их и размышлять над тайнами, пронизывающими их. Наши чувства станут мощными и благотворными и начнут распространяться во всех направлениях, проникая во все мельчайшие и все величайшие явления, и все, что мы видим, слышим или читаем, приобретет для нас позитивный интерес. Другими словами, когда отрицательные эмоции будут удалены и их место займут более положительные эмоции, мы почувствуем, что наконец-то начинаем жить. Когда мы остаемся жертвами собственных отрицательных эмоций, мы на самом деле не живем, а лишь существуем. Лишь тогда, когда их место займут положительные переживания, жизнь обретет действительную ценность.

Согласно Системе Гурджиева, мы не рождаемся с отрицательными эмоциями, они посеяны в нас благодаря подражанию старшим в нашем раннем детстве и благодаря непрерывному вторжению в нашу жизнь повседневности с ее ложными ценностями и иллюзорными целями. Ко времени нашего совершеннолетия эмоциональный центр оказывается забитым массой отрицательных эмоций, и в подавляющем большинстве случаев мы живем остаток нашей жизни в полной их власти. Мы прямо-таки являемся узниками наших собственных отрицательных эмоций, как мы можем это легко установить, если будем вести тщательное, внимательное самонаблюдение.

Из всех отрицательных эмоций страх - самая глубоко укоренившаяся. Личность непрерывно жаждет полной безопасности в очень небезопасном мире, она требует продолжения себя и сохранения себя, что практически невозможно выполнить. Поэтому главная реакция личности на жизнь - страх. Все ее неимоверные усилия направлены на смягчение этого глубинного страха, который она почти не осознает.

С фундаментальным комплексом страха в личности связано насилие. Когда бы личность ни почувствовала угрозу самой себе или препятствие для выполнения ее желаний и удовлетворения ее потребностей, ее основная реакция на возникновение этих факторов - насилие. Мы можем сказать, что главная цель эзотерического воспитания - исключить насилие из всей нашей жизни. Если мы сможем достигнуть хоть в какой-либо степени этой цели, мы можем быть уверены, что находимся очень близко от той стадии, когда истинное "Я" будет постоянно владеть нами.

Серьезные и искренние люди, которые верят, что можно предотвратить войну, установить длительный мир на Земле путем подписания конвенций и соглашений, не осознают, что ключ к разрешению этой проблемы лежит лишь в преодолении насилия в самих себе каждым человеком. Это любопытный факт, что многие пацифисты оказываются очень склонными к насилию людьми, особенно если их любимая теория подвергается нападкам и возражениям. Они не имеют ни малейшего представления о том, как укоренилось насилие в них самих, и все же они ожидают от других людей, что те преодолеют свою склонность к насилию в интересах достижения всеобщего мира. Мы все согласны, что всеобщий мир - великая и достойная цель; но большинство людей совершенно не понимают того, что пока все мы не будем готовы покончить с насилием в себе, длительного мира на планете быть не может.

Мы не склонны избавляться от насилия внутри нас самих, пока мы не сможем увидеть, какое действие оно оказывает на наше собственное внутреннее состояние, а увидеть это можно лишь посредством спокойного, некритического, неосуждающего самонаблюдения.

Таким образом, освобождение от насилия может быть достигнуто как часть целостной работы над собой под эгидой эзотеризма. Мы не в состоянии преодолеть насилие одним махом. Мы можем сделать это только тогда, когда искренне признаем необходимость борьбы с ним во всех его разнообразных и многочисленных проявлениях. Война - это просто проявление насилия в массовом масштабе.

Мы уже упоминали об отсутствии безопасности. Добавим, что личность всегда жаждет безопасности, т.к. она чувствует себя постоянно в опасности и это способствует ощущению страха. Однако мы должны знать, что ни для кого и никогда не может быть настоящей, абсолютной безопасности на этой Земле. Опасность - это неизбежный, фундаментальный фактор нашей жизни. Если человек начнет работать над собой, он готов принять опасность, и тогда он перестанет находиться под влиянием этого страха. Если мы готовы принять опасность как основу нашей повседневной жизни, мы перестанем беспокоиться об этом. Большая часть страха, который занимал столь важное место в нашем эмоциональном центре, уже не будет нас мучить. Чем более сознательно мы будем принимать присутствие опасности, тем менее значительной она будет становиться! Это прелюбопытный факт, что чем больше люди беспокоятся об опасности, тем больше эти негативные мысли их преследуют; чем меньше они думают о ней, тем меньше она тревожит их, и они в результате сохраняют больше сил для преодоления трудностей и препятствий. Это действие одного из Космических Законов, относительно которых большинство человечества совершенно невежественно. Этот Закон гласит, что чем больше мы беспокоимся о каком-либо предмете, тем более он нас привлекает; чем меньше мы о нем думаем и тревожимся, тем меньше он нас интересует и потому отнимает меньшее количество сил и времени.

Каждый без труда усмотрит, что аналогичное рассуждение может быть применено к большинству отрицательных эмоций, которые непрерывно мучают нас. Некоторые люди ни разу в жизни не испытывали положительных, возвышенных и ярких переживаний. Если им придется испытать их, они будут поражены совершенно новыми ощущениями. Сознательная работа над контролем отрицательных эмоций обеспечит все более постоянное преобладание положительных чувств. Это будет означать полную революцию в чувствах. Мы начнем приходить в действительное созвучие со Вселенной, что до сих пор для нас было практически полностью исключено.

ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ СЧЕТЫ

Самый важный из всех факторов, касающихся личности, - это любовь к самому себе. Самолюбие - основной фактор человеческой жизни, так как наш центр тяжести и фокус самопонимания лежит пока в личности. Это и не может быть иначе, т.к. личность может думать лишь о самой себе. Эгоизм - ее главная сущностная характеристика, и это необходимо признать со всей откровенностью. Даже если мы утверждаем, что мы неэгоистичны, правдивый анализ наших действий и чувств заставит нас признать, что наше бескорыстие - это все тот же, но замаскированный эгоизм. Это верно даже в отношении любви. Обычная любовь личности никогда не может быть ничем иным, как проявлением эгоизма. Истинная любовь - это положительная эмоция, и она действительно бескорыстна. Она может прийти только с более высокого внутреннего уровня, чем любовь личности. Мы можем испытывать это чувство иногда, но только в особенных, крайне редко встречающихся случаях, и она вызывается обычно чем-то более значительным, чем то, что происходит в повседневном существовании.

С эгоизмом и самолюбием неизбежно связан наш главный порок, который называется "сведением счетов". Мы думаем, что то или другое лицо обязано нам чем-нибудь, но не оказывает нам должного уважения. Или мы можем чувствовать, что мы унижены той или иной группой людей или какой-либо организацией. Наша жизнь полна такого рода сведениями счетов. Мы чувствуем, что нами пренебрегают, на нас не обращают внимания, нам не отдают должное и т.д. Самонаблюдение вскоре поможет нам обнаружить правду о всех видах сведения счетов. Это следующая важная фаза для тех, кто желает следовать путем эзотерического самовоспитания: прекратить сведение внутренних счетов.

Склонность к сведению счетов возникает от ложной личности из-за болезненного тщеславия, гордыни или уязвленного самолюбия и т.д. Если мы желаем избавиться от свойственной всем людям черты - сведения счетов - мы должны начать усиленную работу над ложной личностью. Мы не должны более считать само собой разумеющимся, что весь мир и другие люди находятся в долгу перед нами, т.е. должны почитать и благодарить нас за оказанные нами им услуги.

Мы должны стирать с грифельной доски нашего ума все сделанные нами "внутренние подсчеты". Мы должны понять, что если люди не дают нам нашу собственную цену, значит, мы сами не так уж верно ее определили, исходя из нашей ложной личности. Если люди не считают нас такими уж замечательными, справедливыми, заслуживающими любви, важными и значительными, какими считаем себя мы сами, оставим их при их мнении. Это - единственный реальный путь для работы над собой в этом направлении. Сделав так, мы начнем уменьшать привычку к внутреннему подведению счетов, что даст нам удовлетворение, и мы будем чувствовать себя внутренне намного лучше, свободнее и чище.

Вместо того, чтобы постоянно мучаться мыслями и чувствами о том, как к нам плохо относятся или как нас недооценивают и т.д., мы можем начать признавать тот факт, что мы не так уж значительны в глазах других людей, как мы это себе представляем. Это очень полезное переживание. Оно успокоит нас внутренне и сделает более подготовленными к принятию того факта, что другие люди могут думать и чувствовать о нас то, что в некоторой степени верно отражает нашу истинную природу. То, что мы есть, никто не может у нас отнять. Единственное, что другие люди могут отнять у нас, - это наше чувство ложной гордости собой и наше ложное самомнение.

С нашим пороком сведения внутренних счетов тесно связано то, что называется "внутренним разговором". Очень часто мы говорим сами с собой о других людях и о том неуважении, с которым они относятся к нам, или пренебрегают нами, или избегают нас и т.д. Этот внутренний разговор - другой аспект сведения счетов; количество жизненной энергии, которую он может поглотить, поразительно. Мы можем быть буквально опустошены следствиями этой практики, а большинство людей проводит подавляющую часть своего времени в подобных внутренних разговорах. У большинства из нас эта привычка действует постоянно и неослабно, что можно быстро установить путем беспристрастного самонаблюдения. Прекратив внутренний разговор, мы увидим, как много неиспользованной ранее энергии станет доступно для более полезной работы. Мы получим громадную пользу от такой работы над собой.

Перемена в сведении внутренних счетов против других людей вместе с сопутствующим им внутренним разговором известна под названием "внешнее внимание". При сведении внутренних счетов мы замечаем только самих себя (т.е. то, что другие люди якобы должны нам). При обратном процессе мы рассматриваем, что мы должны другим людям*. Обычно мы так полны мыслями о том, что другие люди должны нам, что никогда не можем остановиться, чтобы подумать о том, что мы сами должны им. Лучший путь для преодоления обычая сведения внутренних счетов - это привыкнуть к обратному процессу, т.е. думать о том, что мы должны другим.

/* Вспоминаются прекрасные слова Конфуция - "Меня печалит не то, что люди плохо знают меня, а то, что я до сих пор слишком плохо знаю людей"./

Когда мы научимся смотреть под новым углом зрения, внутри нас произойдет величайший переворот. Вместо отсутствующей до сих пор некоторой внутренней точки, которая постоянно пыталась затянуть внутрь себя все, что возможно (т.е. чувства "мне, мне, мне" - все время), начинает действовать обратный процесс. Мы начинаем отдавать другим людям - мысли, внимание, благодарность, симпатии, доброту и т.д. Может показаться странным, но чем больше мы делаем это, тем богаче внутренне начинаем себя ощущать.

Есть множество путей, которые могут быть использованы для развития внешнего внимания. Внешнее внимание никогда не должно быть окрашено покровительственным отношением типа "Поглядите, как я хорош, делая это для вас". Это не внешнее внимание. Подлинное внешнее внимание вырастает из чувства смирения внутри себя, искреннего чувства того, что мы должны другим как собственным спутникам жизни. Это не имеет ничего общего со снисходительностью, или благочестием, или праведностью, или "фарисейскими добрыми делами" и т.п. Все названные чувства и действия вырастают из ложной личности. Это приводит нас к учению о "внутренней оценке".

Согласно этой концепции, когда мы начинаем работать над собой по-настоящему, мы быстро развиваем внутри нас чувство, которое говорит нам прямо и немедленно, - искренно ли то, что мы делаем, или нет. Это чувство не имеет ничего общего с общепринятыми нормами поведения, общепринятой моралью или этикой. Это чувство основано на подлинном сознании внутри нас и его нельзя путать с приобретенным сознанием, которое обусловлено окружающей средой, воспитанием, образованием и т.д. Приобретенное сознание прививается нам постепенно, с рождения, и перевешивает истинное сознание, которое похоронено под ним.

Только благодаря работе над собой и развенчанию ложной личности истинное сознание начинает давать о себе знать. Это явление называется "внутренней оценкой". Мы обладаем внутренним чувством, которое говорит нам - правильно или неправильно то, что мы делаем или думаем. Правильно или неправильно для нас, конечно, а не для других. Поэтому оно не имеет ничего общего с общепринятой моралью, которая считает вещи правильными или неправильными для всех. Учение говорит, что истинное сознание одинаково для всех, поэтому то, что оно говорит через внутреннюю оценку, применимо обычно ко всему человечеству. Оно может, конечно, широко варьировать в направлениях, которые оно принимает в некоторых особых случаях, может зависеть от условий, факторов среды, личных потребностей, ответственности и т.д.

В этом месте полезно обратиться к учению Гурджиева о "главной черте". Мы уже говорили о том, что наш главный порок - любовь к себе, и что личность - отражение эгоизма. Согласно учению Гурджиева, сердцевина этой любви к себе и эгоизма в личности известна под названием "главной черты". Главная черта - это та центральная точка внутри нас самих, вокруг которой вращаются все другие качества и черты личности. Главная черта ветвится в них, сама становится невидимой. Мы можем прожить всю нашу жизнь, так и не сумев осознать нашу собственную "главную черту", хотя другие люди могут хорошо ее знать. Они видят эту черту за работой внутри нас, но мы сами не способны увидеть ее из-за того воображаемого, фантастического представления о себе, в которое мы обычно погружены.

Только после долгой и болезненной работы над собой эта "основная черта" может быть обнаружена. Говорят, что это открытие сопровождается сильным психологическим шоком, т.к. раньше мы никогда не представляли себе, чем являемся на самом деле. Освобождение от главной черты происходит тогда, когда человек находится уже на достаточно высокой стадии внутреннего развития и способен противостоять этому шоку. Если это произойдет раньше, то эффект может быть попросту катастрофическим. Когда основная черта обнаружена и вынесена на дневной свет, ложная личность готова разлететься на куски, ибо она держалась исключительно на этой главной черте и только благодаря ей составляла мнимую целостность.

Наша главная черта может значительно видоизменяться в соответствии с темпераментом, характером и т.д., но она всегда связана с жаждой силы, накоплением богатств (в их различных формах), сексом в его многообразных обличьях, желанием доминировать над другими (материально или психологически) и другими подобными свойствами человеческой личности, которая еще достаточно сильна, чтобы подавить мысли и энергию отдельного человека, не осознающего этого. Можно назвать восемь различных категорий главной черты, но основные из них - страх, секс, лживость, гордость и алчность.

ВНУТРЕННЯЯ БЕСЕДА: ПРЕДСТАВЛЕНИЯ, ИЗОБРАЖЕНИЯ

Внутренняя беседа - это продолжительный разговор, который мы всегда ведем сами с собой, когда мы одни. Как только мы остаемся наедине с собой, начинается внутренний разговор: 99 процентов его касается наших предполагаемых обид, личных неудач, проблем, намерений и т.д. Например, мы долго обсуждаем в уме, что такой-то сказал нам и почему он не относится к нам так, как должен был бы, и что мы должны были сказать ему, но не сказали. Или почему люди думают, что они могут делать с нами на работе все, что захотят, так как мы относимся к тому сорту людей, которые не увиливают от работы. Или почему наша жена и дети никогда не уважают нас в достаточной степени и т.п. Внутренняя беседа - наш постоянный спутник в часы бодрствования. Таким образом, мы подвергаем различные происшествия дня постоянным повторениям, пытаясь представить себе себя же в возможно более выгодном свете, придумывая извинения за те высказывания и ситуации, в которых мы, по нашему мнению, недостаточно проявили себя в свое время. Короче, во внутреннем разговоре мы ведем кампанию самооправдания и самопоклонения, которые помогают нам держаться на самом высшем уровне нашей личной самооценки.

Внутренняя беседа - это служанка самолюбия и культ личности. И в то же время - это наиболее значительный источник потери сил. Чем больше мы погружаемся в эту постоянную внутреннюю беседу с собой, тем больше сил мы теряем, так как внутренний разговор - одна из наиболее отрицательных черт личности в ее повседневной жизни. Если мы осознаем этот факт и изучим наш внутренний разговор, мы поймем, как это вредно. Люди, которые излишне заняты внутренним разговором, обычно больше других жалуются на то, что они утомлены и не располагают достаточным количеством жизненных сил; такие люди легко поддаются любой распространенной болезни и часто страдают различными хроническими заболеваниями.

Один из первых шагов к самопознанию - это осознание существования внутренней беседы и ее значения для нас. Мы должны прекратить ее. Это очень трудно и может быть выполнено только постепенно; каждый изучающий эзотерическую психологию должен работать в этом направлении постоянно.

Предмет внутреннего разговора наиболее тесно связан с тем, что известно как "потребности". Мы полны потребностями, но пока мы не осознаем этот факт, мы будем находиться в блаженном неведении о существовании внутри нас таких психологических возмутителей спокойствия. В эзотеризме объясняется, что требования - это такие условия, которые мы навязываем другим людям (и всему миру в целом), считая само собой разумеющимся, что мы имеем на это право.

Другими словами, мы чувствуем, что жизнь должна снабдить нас определенными удобствами, некоторыми средствами к существованию, выгодами, привилегиями и т.д., хотя мы не представляем себе этого именно в таком свете. На самом деле мы видим это совсем по-другому, т.к. потребности находятся совершенно вне нашего сознания. Мы просто считаем это само собой разумеющимся. Однако если наши потребности не удовлетворяются, мы начинаем чувствовать недовольство или раздражение, и тогда начинается постоянный поток внутреннего разговора, о котором сказано выше.

Например, мы чувствуем, что имеем право на такие вещи, как уважение окружающих; что мы должны нравиться другим людям; что мы должны быть всегда счастливы; что внешние условия не должны нарушать наш комфорт и удовольствия и т.д.

Как уже было сказано, мы не ставим четко эти требования, мы даже не осознаем, что предъявляем к жизни именно эти требования. Но неосознанно мы именно это и делаем, и если наши требования не удовлетворены, мы начинаем внутренний разговор, т.к. чувствуем, что жизнь и весь мир не относятся к нам, как нам бы того хотелось и как должно (на наш личный взгляд). Поэтому мы чувствуем определенную внутреннюю обиду и нас заполняет жалость к себе. Внутренние обиды в самых разнообразных формах становятся основой внутреннего разговора. Мы постоянно говорим сами с собой о них, все время теряя силы, и чувствуем, что с нами плохо обошлись. Система дает определенные инструкции о внутреннем разговоре: как с ним можно бороться или как его хотя бы снизить и уменьшить. Один из наиболее важных путей, которым этого можно достигнуть, - сокращение наших требований.

Чем меньшего мы ждем от жизни и от других людей, тем меньше будет причин для раздражения или недовольства, если то, чего мы требуем, не происходит. Можно категорически утверждать, что с точки зрения эзотеризма человек, который сократил свои требования до нуля, находится на правильном пути к достижению своей эзотерической внутренней цели.

Если мы ничего не ожидаем от жизни, мы не можем быть разочарованы. Это приводит к исчезновению всех обид, и тогда внутренний разговор исчезает, лишенный своего источника. Только действительно великий человек может ничего не требовать от жизни, и это сам по себе верный критерий того, что называется "индивидуальностью" согласно эзотерической традиции.

Теперь скажем несколько слов о том, что называется "представлениями". Представления можно кратко определить как наш обычный образ мысли, как наш привычный способ мышления и верования. Например, мы имеем представление о себе и о всех вещах, начиная от религии и кончая политикой, сексом, работой, наслаждением и т.д. Каждый из нас имеет свои многочисленные представления обо всех предметах, в которые он словно закован, как в латы. Мы считаем эти представления различными аспектами нас самих, не подозревая, что они являются только умственными "одеждами", которые мы надеваем и снимаем согласно обстоятельствам, и что они не имеют в своем основании истинного родства с нами самими.

Они представляют лишь разнообразные "одежды" личности, большей частью личности ложной, и создаются годами под влиянием образования, обычаев, традиций и т.д.

Чем более искренне мы принимаем эти представления за правдивое выражение нас самих, тем дальше мы уходим от правильного пути понимания себя. Следовательно, если мы хотим достигнуть самопознания, мы должны осознать наши разнообразные представления благодаря тщательному и постоянному самонаблюдению и изучению, и тогда мы постепенно окажемся в состоянии избавиться от них вовсе. Эти усилия будут вознаграждены тем, что наша глубинная сущность сможет показать и проявить себя. Тогда все, что мы говорим и делаем, будет находиться под влиянием этой более подлинной части нашего "Я" и не будет больше представлений - граммофонной пластинки, поставленной ложной личностью. Когда мы лучше осознаем себя, тогда будет легко увидеть, что эти представления сами руководят нами согласно условиям текущего момента. Мы считаем их различными аспектами нашей личности и полностью с ними отождествляемся.

С учением о представлениях тесно связано учение об изображениях. Изображение можно представить как наш обычный способ видения себя. Когда мы думаем о себе, перед нами встает изображение себя как человека того или иного сорта, например, человека всегда доброго и внимательного к другим, или всегда стойкого, или общительного, или трудолюбивого и т.д. Существует большое количество разнообразных изображений, которые мы рисуем себе и которые тесно связаны с представлениями.

Мы идем по жизни, свято веря в эти изображения, даже если другие люди считают их неверными. Главное то, что мы верим, будто они верны, верим, что они представляют нас в истинном свете. И мы наслаждаемся этими изображениями, тонем в них и таким образом способствуем совершенно ложному развитию своего "Я". Мы видим себя совсем не так, как нас видят другие.

Например, мы имеем изображение себя как очень рассудительного человека, всегда открытого для аргументов и убеждений; в то же время другие люди могут видеть нас как очень несговорчивого, высокомерного и упрямого человека. Или человек изображает себя щедрым и великодушным, а другим людям он кажется довольно скучным и расчетливым. Это - обычное явление, и оно свидетельствует о том, как мало мы знаем себя. Следовательно, помимо того факта, что мы отождествляем себя с нашей личностью и не имеем никакого представления о том, что скрывается за этим фасадом, мы не имеем никакого представления о том, на что похожа наша личность. Вся ситуация осложняется изображениями и представлениями, которые составляют такую значительную часть нашего умственного содержания, что даже трудно себе представить.

Мы должны изучить себя, прежде чем станет возможно самопознание. Это очень сложный и многотрудный процесс, и он должен быть таким, т.к. ничто жизненно необходимое не дается легко. Если бы достижение самопознания было бы делом легким, оно просто ничего бы не давало нам. Это наше бытие, и оно должно быть трудным. Содержание данной главы дает нам некоторое представление о трудностях, с которыми мы сталкиваемся при распутывании клубка нашего психологического склада. В то же время мы узнаем, как различны эзотерическая и обычная психология. Фактически - это два противоположных полюса.

УРОВНИ БЫТИЯ

В повседневной жизни существуют различные градации и отличия людей - согласно рождению, званию, силе, богатству и т.д. Такое различие и деление людей не имеет в своей основе никакой подлинной ценности. Единственно реальная вещь, которая отделяет людей друг от друга, так это их уровень бытия.

Гурджиев учит, что все мы находимся на различных уровнях бытия, согласно нашему внутреннему развитию, так что внешние различия на основе богатства, положения, образования и т.д. не имеют никакого отношения к различиям в уровне бытия между разными людьми. Это истина, которую многие люди познают интуитивно. Мы все встречали людей, которые кажутся скромными и даже незначительными, но в отношении которых мы чувствуем что-то, что сразу отличает их от других людей. Эти люди имеют что-то отличное, и это "что-то" возникает из того, что они представляют собой внутренне. Это не имеет ничего общего с внешними признаками любого рода. Такие люди имеют высокую степень внутреннего развития, которая немедленно ощущается теми, кто приходит в соприкосновение с ними и обладает способностью чувствовать столь тонкие вещи. Чем больше мы эзотерически трудимся над самими собой, тем больше развивается наше внутреннее бытие и поднимается его качественный уровень. Это - неизбежный процесс и единственный путь, на котором мы можем расти внутренне.

Уровень бытия должен быть согласован с уровнем познания, поскольку результатом этих двух является уровень понимания. Понимание - это наиболее ценное человеческое качество, которым мы вообще можем овладеть, это синоним истинной мудрости. Быть истинно-мудрым - это характеристика людей, которые работают над собой согласно истинным эзотерическим канонам и достигли очень высокого уровня бытия, которому соответствует очень высокий уровень познания. Понимание складывается из высокого уровня бытия и высокого уровня познания. Один только высокий уровень познания не дает истинного понимания. Мы можем видеть это на примере людей науки. Их уровень познания может быть относительно огромным, но поскольку они являются убежденными материалистами и отрицают всякий смысл и цель во вселенной, их уровень бытия крайне низок. Соответственно, их уровень понимания довольно-таки жалок, несмотря на их колоссальные знания. То же самое происходит с людьми во многих других сферах жизни и деятельности.

Обратное явление наблюдается в том случае, когда люди имеют высокий уровень бытия, но низкий уровень знания, как это бывает с простыми людьми, которые живут близко к природе и обладают глубинным интуитивным чувством чуда и таинства творения, как, например, многие старые садоводы. Эти люди имеют в себе что-то очень привлекательное, что сразу же чувствует всякий, кто разговаривает с ними, но их уровень знания (кроме их работы) очень низок и потому низок и уровень понимания.

Учение Гурджиева предлагает нам оценивать людей по их истинному значению, а не в соответствии с принятыми оценками. Оно также показывает нам, как важно, работая над собой, совершенствовать уровень знания так же, как и уровень бытия. Многие люди, обратившиеся к эзотеризму, думают, что главное - это развитие бытия. Конечно, оно очень важно, но не менее важно и развитие знания. С вопросом о понимании тесно связан тип нашего мышления. Без некоторой доли истинного понимания мы можем воспринимать мир и его проблемы только на очень примитивном, сугубо прозаическом уровне, пропуская целиком все, что не относится к повседневным мыслям и чувствам.

Мы склонны к тому, что в учении Гурджиева названо типом мышления "да" и "нет". Это такой тип ума, который считает возможным давать определенные ответы на все проблемы и требует категорического "да" или "нет" на каждый вопрос. Если наш уровень знания и бытия растет и соответственно развивается истинное понимание, нам становится все труднее давать ответы на вопросы или требовать определенных ответов от других. Мы начинаем узнавать, что вещи гораздо более сложны и запутаны, чем мы думали раньше, в результате чего мы больше не ищем и не ожидаем немедленных ответов на каждую проблему.

Поэтому лучший способ оценить уровень понимания любой индивидуальности - это наблюдать, как она реагирует на вопросы. Если она относится к тому типу, который ожидает определенных "да" или "нет", тогда ее уровень понимания очень низок. Чем выше уровень понимания, тем меньше вероятность, что человек будет ожидать или требовать таких ответов. То же самое относится к мнениям о различных вопросах. Чем больше у людей определенных, общепринятых и готовых мнений, тем менее глубок их уровень понимания; чем больше мы знаем и понимаем, тем больше мы осознаем, что готовые мнения просто не имеют никакой цены. Так много факторов связано с тем, что кажется простейшей проблемой, что готовые ответы часто совсем бесполезны. Из этого не следует, что мы будем неспособны действовать быстро, когда возникнет необходимость, но чем больше будет развито наше понимание, тем полнее мы будем представлять все то, что может быть связано с вещами, которые мы желаем или собираемся делать. В результате мы будем гораздо лучше подготовлены ко всем возможным неприятным последствиям нашей деятельности, чем люди, которые представляют себе проблемы упрощенно. Другими словами, истинное понимание предотвратит многие неприятные реакции, которыми часто сопровождаются наши усилия ответить на вызов, бросаемый нам жизнью.

С вопросом об уровне бытия тесно связано учение о масштабе. В соответствии с тем фактом, что наука большей частью материалистична по характеру и мировоззрению, развилась тенденция считать все явления различными по величине, но измеряемыми более или менее одним и тем же масштабом. Не допускают возможности, что некоторые типы явлений могут находиться на уровне, отличном от других, и поэтому требуют другого подхода.

Это можно легче всего пронаблюдать в отношении большинства ученых к явлениям, подвергающимся психическим исследованиям. Здесь мы сталкиваемся со сферой знания, привлекающей все больше внимания, однако требующей совершенно особого подхода, существенно отличного от того, который необходим для исследований обычных физических явлений. Чаще всего большинство ученых попросту отказываются обращать внимание на психические исследования и изучение паранормальных эффектов лишь на том основании, что они не поддаются тем же видам измерений и расчетов, которые используются для изучения привычных всем феноменов. Такие ученые попросту отказываются признавать, что в случае парапсихических явлений они сталкиваются с особым уровнем, как бы иным масштабом бытия, существенно отличающимся от привычного для них. В частности, такой тип отношения к неизвестному объясняет, почему "наука" не может согласиться с доводами и выводами "религии".

Не следует делать вывода о том, что все ученые - ярые противники религиозного мировоззрения. Грандиозный вызов, брошенный наукой религии в XIX веке, явился следствием полного непонимания проблемы масштаба явлений. Ученые захотели применить те же правила и законы к явлениям религии, которые они обычно применяли для исследований внешнего физического мира. Это оказалось принципиально невозможным - и вместо того, чтобы искать новые методы и подниматься на иной уровень понимания, они повернулись спиной к религии и объявили ее учения ошибочными. Этот пример показывает, что получается при отказе признания людьми того факта, что во Вселенной сосуществуют разномасштабные явления.

Если мы признаем существование масштаба и различных уровней бытия во Вселенной, так же как и в человеке, мы оказываемся в совершенно ином мире представлений, нежели остальные люди. Все приобретает гораздо больший смысл и значение, перед нами раскрывается простор для чуда и тайны во всей жизни. Люди, которые думают, что все на свете можно свести к простым математическим символам, живут в весьма ограниченном мире, где нет места тайне и чуду. Чем более мы признаем существование масштаба и уровней бытия в себе и в окружающей нас Вселенной, тем более глубоко мы чувствуем явления и соответственно тем больше ценного и значительного получаем от жизни. Мы начинаем по-настоящему жить. В то время как другие люди прозябают в косности. Они почти мертвы внутри и существуют в неживом мире, т.к. мир без масштаба и уровней бытия деятельно мертв. Жизнь не может функционировать без масштаба и уровней бытия, ибо соизмеримость между ними - часть ее образа действия.

Есть одно древнее эзотерическое выражение - "Бог-Макрокосм и человек-микрокосм - едины". Действительно, в человеке отражены те же качества и факторы, которыми наделена Вселенная. Похожая эзотерическая пословица выражает ту же мысль - "Как наверху, так и внизу". Эти пословицы имеют прямое отношение к существованию масштабов и уровней бытия, равно в человеке и космосе. Если бы это было не так, человек был бы неспособен вступить в контакт со Вселенной, - она была бы совершенно чуждой и непостижимой для него. Но в процессе эзотерического саморазвития человек обнаруживает, что он в состоянии контактировать и понимать Вселенную все больше и больше именно потому, что изнутри он с нею связан нерасторжимыми узами.

Гурджиев говорил - "Наш уровень бытия создает нашу жизнь". Обычно люди думают, что если они имеют лучшие условия для самовыражения, или рождены при особых обстоятельствах, или имеют большие шансы в жизни, то лишь из-за этого они уже являются особыми людьми, живущими в совершенно особой среде, где все совершается согласно их желанию.

На самом же деле, единственный путь изменения внешних условий и обстоятельств жизни - это изменение себя изнутри, ибо то, что мы есть внутри, создает наши внешние условия жизни. Это может показаться странным большинству людей. Они привыкли думать, что задача изменения себя заключается прежде всего в изменении внешних условий, а потому им очень трудно принять эзотерическую точку зрения. Люди, которые недовольны своей жизнью, думают, что если они смогут уехать за границу, или сменить работу, или изменить круг друзей, или сделать что-либо в подобном духе, то они враз станут другими людьми и будут жить более счастливо и успешно. Однако даже если они преуспеют в каком-либо из этих дел (что само по себе достаточно хлопотно), они непременно обнаружат, к великому своему разочарованию, что та же самая сеть жизненных событий вновь спутает по рукам и ногам, вне зависимости от того, сколь бы страшно они ни стремились изменить жизнь через внешние перемены. И все это потому, что их уровень бытия не изменился! И не имеет значения, какие внешние перемены эти люди пытаются произвести - пока внутренне они остаются прежними, и жизнь их идет прежним путем. И только в том случае, если изменен уровень бытия, это может вызвать некоторые реальные изменения во внешних обстоятельствах. Это - не выдумка, а глубочайший Эзотерический Закон, который может объяснить многое тем, кто способен понять его значение.

Например, реальные внутренние изменения помогли бы покончить сегодня с беспокойством большинства людей, ведь они все так неудовлетворены жизнью, что постоянно ищут способ изменить ее внешними средствами. Но если они узнают, что этого можно достигнуть только посредством изменения себя изнутри, работая над собой, тогда у них откроется возможность стать совершенно иными людьми. Тогда они не будут больше неустанно стремиться к внешним переменам - ведь они поймут, что только через внутреннюю работу они смогут реально улучшить собственное окружение.

Ничего потрясающего в этом направлении ожидать не приходится. Однако если мы реально преуспеем в работе над собой и изменим наш уровень бытия, то обнаружим, что и образ жизни также начал изменяться - вплоть до того, что мы больше не сталкиваемся с привычной нам ранее цепью ежедневных стереотипных событий. Хотя внешне наша жизнь останется прежней, внутренне мы постепенно проникнем в совершенно иной тип бытия. Конечно, случайный наблюдатель, возможно, не заметит никакой разницы, однако мы сами будем прекрасно осознавать тот факт, что все в нас и вокруг нас стало качественно иным.

МЕТАНОЙЯ

В библейской традиции это слово переводится как "покаяние" и "раскаяние". Однако истинное его значение - "изменение сознания". Прежде, чем начать путь к самопознанию, человек должен полностью изменить свой умственный настрой и по отношению к себе, и по отношению к миру, в котором он живет, да и ко Вселенной в целом. Это изменение точки зрения и есть то, что называют греческим словом "метанойя": оно означает полное изменение ориентации по отношению к самому себе и ко всему, что доселе составляло интересы, желания и взгляды на будущее.

В обычном потоке событий люди постоянно изменяют свое сознание, но это имеет совершенно иной смысл, нежели тот, который подразумевается термином метанойя. Мы должны начать думать по-новому, то есть научиться думать таким способом, который до сих пор нам не был известен. Мы должны перестать думать на старый лад и начать учиться использовать наш ум совершенно по-иному. Степени такой умственной трансформации четко определены в системе эзотерической психологии.

Такая умственная трансформация есть необходимая предпосылка для реального изменения бытия, которая составляет основу самопознания; и самое главное для читателя - осознать этот факт! Ведь в прошлом он привык узнавать о тех или иных предметах поверхностно и добавлять эти знания к уже существующему запасу идей, лишь количественно нарастающему с годами и составляющему основу знаний как базис для мыслей и действий!

Мы должны учесть давление подсознания и других иррациональных факторов, которые часто заставляют нас действовать вопреки нашим сознательным желаниям. Но обычно последовательно накопленное знание, основанное на обучении и опыте, представляет собой то, что мы должны признать главным орудием нашего ума. Все, с чем мы приходим в соприкосновение - новая система философии, новая идея или новое переживание, - все автоматически ведет к накоплению знания, которое питает (вернее, загромождает и захламляет) наш ум. Обычно мы не в состоянии воспринять нечто действительно новое, так как оно должно быть нами отредактировано и отсортировано для того, чтобы стать соответствующим тому, чем наш ум уже обладает. В результате любая значительная и весомая "новость" немедленно отфильтровывается и теряется для наших восприятий. Кстати, именно этот факт и объясняет, почему так мало людей, способных извлечь пользу из мыслей и трудов мыслителей, подобных Гурджиеву.

Мысли и идеи таких людей, кажется, не имеют ни малейшего отношения к тому, что уже накоплено в нашем сознании, а потому первое наше побуждение - напрочь отказаться от них. Некоторые люди даже говорят о том, что "такие высокие мысли совершенно непостижимы", т.е. они дают понять, что "высокие мысли" не имеют никакого отношения к их собственному сознанию. Они не находят ничего, за что могут ухватиться - ничего, с чем бы они чувствовали себя хорошо в мире собственных мыслей. Вот почему практически любое Действительно новое учение претерпевает чрезвычайные затруднения в том, чтобы найти людей, готовых его воспринять, т.е. людей, обладающих особой умственной готовностью принять его как новое, не приспосабливая к устаревшему знанию и не пытаясь насильственно соединить с тем, что они знали раньше. Все это очень трудно и почти неосуществимо для большинства людей Запада - их сознание функционирует по определенным шаблонам, и все то, что не совпадает с этими шаблонами, ими не воспринимается.

Это не значит, что такое сознание не отзывается на новые идеи как таковые. Оно очень реагирует на них, но такие идеи не являются фундаментально новыми. Они новы только поверхностно, т.е. имеют в себе многое из того, что соответствует привычному умственному кругозору и стереотипному образу мыслей. Вот почему так важна "метанойя". Это совершенно особое понятие означает полный разрыв со всем, что происходило до сих пор в мыслях и действиях. Это высший род покаяния, являющегося пробуждением к жизни чего-то совершенно нового в мышлении. Это означает мышление на новый лад, мышление на новом уровне.

Необходимо совершенно определенно заметить, что достижение метанойи - это то, что доступно не всем и не каждому. Только некоторые люди способны достигнуть этого, особенно те, кто обладает "магнетическим центром" (синоним неустанного стремления к совершенству - прим. сост.). Чтобы некоторые читатели не почувствовали себя обескураженными этим утверждением, можно их заверить, что они вряд ли смогли бы дочитать эту книгу до этого самого места, если бы "магнетический центр" в них не был в некоторой степени развит. Как же этого можно достигнуть? Именно для этого и создаются системы эзотерической психологии. Ведь каждая фраза Системы дается в аспекте метанойи, так как она требует полного преображения обычного мышления. Однако еще до того, как сама Система сможет сделать это для нас, наше сознание должно быть в таком состоянии, чтобы на него можно было воздействовать и вызвать перемену мышления. Следовательно, достижение метанойи идет двумя путями. Во-первых, мы сами должны быть способны к мышлению нового типа, к новому видению себя и мира; во-вторых, если мы оказываемся на это способными, последовательное изучение Системы укажет нам, как именно это можно выполнить. Это - сугубо добровольное дело, и никто не может заставить или принудить сделать это. Метанойя - это нечто, что должно исходить от нас самих, что должно происходить в результате нашего добровольного и сознательного стремления.

ОГРАНИЧЕНИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Как мы уже упоминали, человек, целиком погруженный в собственную личность и считающий ее иллюзии своим "я", обращается со всеми своими намерениями и целями к собственному уму. Вообще, ум - это главный фактор, через который функционирует личность. Есть, разумеется, и физическое тело, но то, что дает значение личности как целому, - это ум. Поэтому ум, контролирующий работу личности, и является объектом, нуждающимся в наиболее пристальном внимании, если мы хотим понять, как работает личность.

В подходе ума к повседневным вещам и событиям преобладают логические процессы, хотя на самом деле ум работает обычно на основе принципа "удовольствие-страдание" (кроме тех событий, которые не включают наше чувственное восприятие, и в которых поэтому логика и ум могут быть применены с наибольшей эффективностью). Все, что случается с нами в повседневной жизни, каждый случай и каждое событие оцениваются нами при помощи единственного критерия - доставит ли оно нам удовольствие или нет? Не обязательно речь идет о непосредственном получении удовольствия, результатом может быть и избавление от любого вида страдания (последнее обычно сопряжено с обостренным желанием получить удовольствие). Таково обычное отношение ума ко всем его проблемам, несмотря на все его заверения в противоположном. Это происходит потому, что на словах и на поверхности сознания в подходе к событиям человек руководствуется логикой и умом. Однако под поверхностью скрываются наши подсознательные и бессознательные желания, влечения, страхи, склонности, которые и являются подлинными стимулами поведения. Начиная с детского возраста, они развиваются в течение лет как результат взаимодействия окружающих условий среды, детских впечатлений, переживаний и побуждений. Последние в прошлом были подавлены и заглушены, они никогда не были сознательно воплощены и реализованы, а потому они постоянно поддерживают внутреннее давление, толкающее нас на иррациональные действия и поступки в каких угодно направлениях. В основе же всего этого лежит доминирующий принцип "удовольствия-страдания". И в то же время человек думает, что он поступает совершенно сознательно и живет в полном соответствии с решениями ума и логики. Все это могло бы показаться смешным, если бы не оказывало колоссального воздействия (в том числе и трагического) на жизнь многих людей.

Ортодоксальные психологи изо всех сил стараются помочь всем тем, кто обращается к ним за помощью, однако чаще всего психологи являются такими же жертвами непонимания себя, как и их пациенты. Их собственные проблемы в основном те же, что и у людей, которые приходят к ним консультироваться. В этом плане можно утверждать, что многие направления современной психологии существенно ограничены непониманием вышеуказанного факта. И порой различие между "ненормальными", с которыми имеют дело психиатры, и "нормальными" на самом деле не так велико, как кажется на первый взгляд.

В процессе функционирования разума мысль всегда тесно связана с эмоциями и чувствами, так что низший эмоциональный и низший умственный центры неизменно находятся в теснейшей взаимосвязи. Эмоции представляют собой то, что можно назвать движущей, побуждающей силой мысли. Побуждающая сила эмоций чаще всего оказывается слишком сильна для рационально-логических процессов. Мысль без чувства встречается очень редко, зато большинству людей присущи проявления чувств без какого-либо сопровождения их мыслями. Так, люди часто полагают, что они обдумывают собственные проблемы, но на самом деле их поведением руководит не мысль, а чувства или желания. Большинство элементов чувств и желаний проходят с уровня подсознания. Современной психологии можно поставить в заслугу то, что она сделала этот факт совершенно ясным. Психоаналитики к настоящему времени уже очень много сделали для того, чтобы помочь людям понять, сколь глубоко их повседневные действия страдают от избытка эмоциональности, напряженности желаний и недостатка интеллекта.

Волю человека обычно рассматривают как результат напряжения различных желаний в определенный момент времени. В данное время при данных обстоятельствах самое сильное желание человека производит движущее начало для его действия - и это обычно считают проявлением воли. Однако эзотерики убеждены, что никакого отношения к истинной воле это не имеет. В эзотерическом смысле нормальный человек не может иметь настоящей воли, пока он не научится жить более сознательно. Истинная воля - это атрибут сознательности, а не сна, в котором большинство людей проводят жизнь. Если рассмотреть этот вопрос с точки зрения эзотеризма, то мы увидим, как поразительно невелико то реальное количество подлинных мыслей, которые мы используем для управления процессом собственной жизни. Это действительно печальное открытие. Именно оно может приблизить нас к чувству истинного смирения, которое, кстати, является основным признаком всех тех, кто начал понимать нечто подлинное о самом себе.

Чем больше мы познаем себя, тем больше мы обнаруживаем, насколько жалки и тривиальны, насколько лишены понимания и мудрости все наши достижения - вне зависимости от того, касаются ли они нас как индивидуумов или как представителей нации и народа. При этом совершенно не имеет никакого значения то, насколько мы преуспели в жизни "по мировым стандартам". И только когда мы узнаем, как мало мы знаем на самом деле, тогда мы можем пытаться узнать больше.

Самое важное в этом вопросе - это то, что наше представление о нашем уме и умственных силах в большой степени иллюзорно. Мы имеем огромные, чудесные потенциальные возможности для умственного развития и интеллектуального совершенствования, однако в нашем теперешнем состоянии сна их уровень очень низок. И несмотря на это, мы все же продолжаем считать, что можем познать все, что происходит в мире - и Творение, и Природу, и Цели самой Вселенной, - с помощью того, что наш ограниченный разум говорит нам об этих вещах. Можем ли мы быть более самонадеянны и горды, чем в данном случае? Кстати, в этом отношении многие ученые повинны более всего, ибо они полагают, что можно использовать собственный ум как некий вид измерительного инструмента, с помощью которого можно "замерить" все тайны и секреты Космоса. В результате такого самоуверенного "продвижения" к Истине они заводят нас лишь дальше и дальше в материализм и пессимизм. Этот путь ведет ко все возрастающему бесплодию мысли, а не к истинному духовному просвещению - и все подобные научные достижения, несмотря на их чудесный впечатляющий характер, в действительности являются весьма поверхностными и плоскими.

Важнейшая вещь, которой во все века учит Эзотеризм, - это то, что силы и возможности ума строго ограничены, независимо от того, сколь велики они могут быть сами по себе. Сферы и функции ментального рассудка имеют определенные пределы благодаря некоторым свойствам самого механизма интеллекта. Обычно люди не помнят об этом, забывают об этом и ученые-психологи - что и является причиной многих несчастий и страданий в мире. Люди продолжают ощущать, что они могут придумать выход из своих проблем и что ум является ключом ко всему - и это несмотря на нашу очевидную неспособность использовать его правильно. На самом деле ум может осилить только некоторую и притом весьма ограниченную часть нашего пути. Это необыкновенно трудно признать большинству людей, особенно философам, ученым и психологам, т.е. тем, кто придает такое огромное значение великим возможностям мысли, логики и вообще интеллектуальных процессов. Это - главная причина того, почему сегодня слепые руководят слепыми в тех делах, где требуются истинные вожатые в понимании проблем и искусства жизни. Полным доверием и признанием пользуются ложные вожди, которые убеждены, что способны разрешить все проблемы с помощью своего ума, однако это само по себе невозможно, принимая во внимание истинную природу интеллекта.

Для реального понимания положения мы должны обратиться к эзотеризму, который делает совершенно очевидным тот факт, что ум никогда не мог быть ничем иным как слугой человека. В настоящее же время ум - хозяин человека. Он сейчас поставлен в такое высокое положение, которое никогда не должен был занимать по отведенному ему космическому праву. Он узурпировал роль, для которой никогда не был создан. В результате мы потеряли свою способность понимать наш ум и использовать его правильно, поэтому он и управляет нами, как ему заблагорассудится. Слуга, вышедший из-под контроля, сегодня командует хозяином благодаря огромному облаку иллюзии, в котором мы все живем. И только когда мы начнем понимать истину всего этого, мы сможем остановить процесс "хвоста, виляющего собакой". Это самое трудное дело, т.к. оно означает идти против ложной мысли тысячелетий с их представлениями о руководящей роли ума и интеллектуального аппарата, которые распространились неограниченно, за редким исключением тех мест, в которых проводится эзотерическое воспитание.

Если мы познаем и признаем пределы ума, это принесет нам мир. Мы прекратим свои тщетные старания познать секреты Вселенной. Мы пришли к тому пункту, где обнаружили, что надо пытаться освоить другой путь приближения к истине и понимания этих основных и фундаментальных истин жизни и реальности. Этот пункт соответствует тому моменту, где вступает в действие высший умственный центр. Этот центр обладает способностью и силой вступать в контакт с основными явлениями Космоса и он работает совсем по-другому, чем обычный ум или интеллект, который находится в низшем умственном центре и который функционирует через более внешнюю часть этого центра. Высший умственный центр функционирует через интуицию и озарение, но он соотносится также с внутренней частью низшего умственного центра и через него с психофизическим организмом человека. Его знание приходит к нему непосредственно. Не через посредство мозга и нервной системы и обычных органов чувств. Он функционирует на гораздо более высоком уровне и поэтому может контактировать и получать знания о тех вещах, которые находятся вне пределов понимания обычного ума.

Все истинное понимание Вселенной, накопленное Эзотеризмом в течение веков, пришло к человеку именно через высший умственный центр. Вот почему те, кто получили настоящее эзотерическое воспитание и развитие, находятся на уровне жизни и понимания, достигнуть которого совершенно невозможно для обычного человека с его повседневным умом. С высшим умственным центром ассоциируется деятельность высшего эмоционального центра, так же как с низшим умственным центром всегда ассоциируется работа низшего эмоционального центра. С подлинным внутренним озарением, которое идет от высшего умственного центра, приходит также та глубокая любовь, чудо и тайна, которые окутывают человека, когда он способен достигнуть некоторого соприкосновения с вечными сущностями нашего чудесного Космоса. Экстаз настоящих мистиков и пророков происходит из этого источника, потому что они в своем внутреннем развитии достигли той точки, где работа высшего умственного и высшего эмоционального центров начинает ощущаться ими непосредственно.

Может показаться странным утверждение, что высший умственный и высший эмоциональный центры всегда вполне деятельны во всех нас, даже в таких, какие мы сейчас. Тогда благодаря работе над собой и истинному эзотерическому внутреннему развитию мы можем стать способными соприкоснуться с высшими центрами внутри нас, с которыми в настоящее время мы не можем контактировать из-за постоянного вмешательства личности. Это та главная истина, которую эзотерическое воспитание пытается внедрить в сознание кандидата на эзотерическое развитие. Он не должен пытаться развить свои высшие центры. Он имеет их уже полностью развитыми, но ожидающими, когда человек сможет вступить с ними в контакт. В нашем теперешнем состоянии мы лишены тех связей внутри нас, которые делают этот контакт возможным. Только развитие сущности внутри нас может способствовать возникновению этих связей, а сущность может развиться только в результате постоянного подавления личности с ее эгоцентризмом и самолюбием. Только когда личность пассивна, сущность может стать активной и обеспечить связь между нами и нашими высшими центрами. Это знание неоценимо для нас, когда мы понимаем, что оно в действительности значит.

Попытаемся показать читателю настоящее место ума, или интеллекта, в обычном порядке вещей. Было бы совершенно неверно заставлять людей думать, что обычный ум или интеллект не имеет никакой ценности и не приносит пользы. Конечно, он имеет даже очень большое значение, но в предназначенной ему сфере и в своем месте. Если ум пытается узурпировать руководство индивидуальностью, он выходит за пределы своей сферы и внедряется в ту, которая не принадлежит ему по праву. Когда мы живем в личности, это просто естественно, что ум руководит нами, т.к. личность функционирует исключительно через ум с помощью физического тела и эмоций.

Когда мы начинаем понимать, что личность не является нашим истинным "Я", ум должен быть строго и четко водворен на принадлежащее ему место. Вместо того, чтобы быть хозяином человека, он должен стать его послушным слугой, стремящимся и желающим выполнять все его приказы. Когда такое положение достигнуто, ум занимает подобающее ему место в порядке вещей, позволяющем высшему умственному центру давать все директивы, а интеллекту, или уму, выполнять все команды, предназначенные для него. Когда мы достигаем такого положения дел в любом человеке, мы можем сказать, что здесь ум выполняет присущие ему функции слуги человека. В этой компетенции он может сослужить ему громадную полезную службу. В сфере вычислений, разработки сложных деталей, развития ассоциации идей, образности, памяти и т.д. обычно ум неоценим для человека. Только если он пытается заставить его поверить, что он может рассказать ему все о загадках Космоса и о его собственном происхождении и предназначении, это выдает его ложь. Как уже объяснялось, все более фундаментальные способности находятся в ведении высшего умственного центра, который работает в нас через интуицию и внутреннее озарение, связанное с действием высшего эмоционального центра.

Следовательно, для того, чтобы высший умственный центр начал функционировать правильно, обычный ум должен сначала понять, что он неспособен выполнять те функции, для которых предназначен только высший умственный центр. Когда он осознает этот факт, он перестанет бороться за то, что ему никогда не принадлежало, и станет тихим и молчаливым. Только когда ординарный ум перейдет в это пассивное состояние, вместо состояния неустанной деятельности, тогда идеи и побуждения из высшего центра проникнут к нам через внутреннюю часть низшего умственного центра.

В настоящее время ум, или интеллект в его сверхактивном состоянии, является основным препятствием, мешающим нашему восприятию идей и побуждений из высшего умственного центра. Когда же он осознает свои границы, он станет безмолвным по своему собственному желанию. Тогда он сможет стать зеркалом высшего умственного центра, как это и должно быть. Когда это взаимоотношение между высшим разумом и низшим умом будет установлено, тогда обычный ум займет подобающее ему место во внутреннем мире человека. Тогда не будет больше вечного конфликта между мыслью и реальностью. Мы будем в состоянии познавать реальность посредством нашего ума через высший умственный центр и будем в состоянии жить в непосредственном общении с ней. Это как раз то, чему Эзотеризм хочет нас научить.

Очень важное отличие между высшим умственным центром и низшим заключается в том, что для низшего ума все фрагментарно и раздельно, т.е. он разделяет все вещи и разбивает их. В то же время для высшего ума всегда существует единство, скрывающееся за всеми различиями. Другими словами: высший ум объединяет, а низший - разъединяет...

Бенджамин Г. Основы самопознания, или Введение в эзотерическую психологию. Самиздат-перевод, 3-е издание, Лондон, 1974.

Hosted by uCoz